Найти тему
Сергей Климентьев

По России на яхте. Ночная Свирь. День 8.

Ночь, темно, идём вверх по реке Свирь, против течения идём.

Маршрут сегодняшнего перехода
Маршрут сегодняшнего перехода

Вышли из Лодейного поля около 15 часов, вечером прошли Нижне-Свирский шлюз, сейчас идём далее. Рассчитываем прибыть к Верхне-Свирскому шлюзу (это в районе городка Подпорожье) к 3 часам ночи, там пришвартуемся к причальной стенке и немного отдохнём, поспим.

А в 7 утра прибудут сотрудники транспортной полиции проверять нас.

Позвонил Александру, яхта «Оливия», проверяли ли их на этом шлюзе или других местах, так как они шли здесь вчера. Он ответил, что никто ими не интересовался, никто не проверял.

Может, выборочно проверяют, может от диспетчера зависит, не знаю.

Проходим одно из самых красивых мест на Свири «Верхние Мандроги». Река в этом месте узенькая, берега близко, величественные ели нависают над водой. Это едва возможно разглядеть в темноте, но луна помогает, подсвечивает. Жаль, что ночью проходим такие места, днём, наверное, здесь сказка.

Предрассветное небо над Свирью . Светят огни навигационных знаков
Предрассветное небо над Свирью . Светят огни навигационных знаков

Стоит отметить, что навигационные знаки на всей Свири исправны, буи подсвечиваются все, в отличии от Сайменского канала, например.
Знаков достаточно, створов тоже, многие створы подсвечиваются. Достаточно комфортно идти.

А вот Навионикс не всегда отражает реальную ситуацию: буи могут быть отмечены на карте, а их нет по факту или, наоборот: на карте нет, а в реале он стоит. Местоположение знаков иногда не соответствует.

Поэтому, идти только по «приборам», на автопилоте не нужно, обязательно нужно сличать показания навигатора с реальной действительностью. А то в темноте запросто налетишь на буй или сойдёшь с фарватера и на мель...

Около часа ночи нас начало «рубить», глаза слипаются, сознание притупленное, тело хочет в теплый спальник на мягком диванчике в каюте, уснуть и всыпаться хорошенько. Аххх!

Тяжко долго вынужденно не спать, честно сказать.

Понимаю, как немцы в ВОВ пытали людей бессонницей. Грубое неэтичное сравнение, но.... да... реальное.

Лехе с Сашей хорошо, они десятый сон видят, а мы в кокпите рулим с Андрюхой. Включаем таймер на телефоне на 30 минут, меняемся каждые полчаса, так легче. На полчаса тебя хватает, один на руле, второй на приборах, потом смена.

Хорошо, что погода хорошая, штиль, небо ясное, судов нет, в эфире тишина.

Слышится негромкий равномерный гул, странно, никаких судов нет вокруг. Идём по судовому ходу, русло узкое, в этом месте по ширине только одна «полоса»-то и будет.

Гул нарастает. Впереди точно никого нет. Всматриваемся в темноту сзади, по корме - тоже никого.

Вдруг! Сзади проявляются огни. Голос Андрюхи напряженный и нервный: «Серега, вижу красный, зелёный одновременно».

У судов есть огни. Чтобы ночью можно было видеть судно, а также понимать его положение и курс, относительно тебя, огни используются так: впереди по левому борту горит красный огонь, по правому борту - зелёный. Есть еще белые огни, но о них позже.
Если ты видишь только красный, значит судно проходит левым бортом относительно тебя, если зелёный, то ты наблюдаешь его правый борт и вы нормально расходитесь. А вот если ты видишь оба огня - красный-зелёный одновременно, значит судно идёт четко на тебя.

Мы видим красный и зелёный одновременно всего метрах в ста от нас. Это очень близко. Очень! Мы напряглись. А как так вышло? Мы же смотрели, никого не было видно. Русло прямое.

Оказывается, потом уже поняли, сзади был участок с густым туманом, и мы его в ночи не видели, естественно.

Я был на руле в этот момент, говорю, чтоб Андрюха срочно посмотрел в Навиониксе номер путевой точки, в районе которой мы находимся.

На внутренних водных путях РФ используется система исчисления расстояния в километрах и на карте выставляются соответствующие отметки. Он быстро ее находит, сообщает мне.

Я тут же запрашиваю по рации: «Грузовое судно, следующее снизу в районе отметки 1016, парусной яхте «Макси Лэди», вы нас наблюдаете?»

«Да, наблюдаю вас, яхта», - отвечает баржа. Это значит, что он нас видит и учитывает свои манёвры и курс.

Но, по-прежнему, идёт прямо на нас, расстояние сокращается.

Сказал Андрюхе посветить фонарём в мачту и корпус яхты. Так, для бОльшей страховки, «бережёного Бог бережёт».

Запрашиваю повторно: «Грузовое судно, это парусная яхта, вы нас наблюдаете, мы идём по кромке судового хода, не мешаем вам, расходимся?

Подтверждает: «Да, яхта, наблюдаю вас, вы не мешаете, сохраняйте курс, разойдёмся мягенько».

Я чуть уменьшил ход, чтобы судно завершило манёвр обгона скорее.

Прошло оно очень близко к нам. Я был готов, если что, отвернуть вправо, но это только в крайнем случае, так как, за фарватером сразу мелко. А дно здесь каменистое, не хотелось ударяться о камни килем, да и на мель сесть - это аварийная ситуация!!

Разошлись нормально в итоге.

Идем дальше.

В районе деревни «Важины» слева по курсу приток реки и.... туманищщще!!! Въезжаем в облако!

Как в мультике «Ёжик в тумане, не видно не то, чтобы огней бакенов, не видно носа лодки!!!

Я уменьшил ход, идём по приборам. Как в самолёте при взлёте в облаках. Не комфортно. Русло реки заворачивает. Вышли ближе к центру фарватера, чтобы не налететь на буй из-за погрешности Навионикса. А погрешность в нем бывает приличная - писал выше.

Неуютно. Слышится низкий гул откуда-то, может с берега, но больше похоже на судно. Вообще некомфортно. Ещё течение здесь неравномерное, сносит нас к берегу, навигатор рисует наш трек так, что нас сносит к берегу, на буй. Прибавил хода немного, скорректировал курс.

Выхожу в эфир: «Парусная яхта «Макси Лэди», следую снизу (это значит против течения от устья к истоку), в районе населенного пункта «Важины» сильный туман, видимость ограничена, есть встречные / попутные суда на этой дистанции?»

Тишина. Значит нет никого.

Вдруг из рации голос: «Волгобалт номер такой-то, следую сверху, нахожусь на отметке такой-то, иду малым ходом».

Проверили по Навиониксу путевую точку. Поняли, что судно рядом с нами, приняли вправо, ближе к кромке, идём средним ходом.

Отвечаю: «Принято, Волгобалт, прижимаюсь к левой кромочке».

Желтые натриевые фонари в деревне освещают туман, мы идём в жёлтом облаке, красота, да и только! Но не до красоты сейчас, с судном надо разойтись.

Слышим слева гул судового двигателя. «Бух-бух-бух-бух». Не видно не зги!

Вот гул уже где-то сзади нас, значит разошлись. Другие суда в эфире не обозначались, значит нет судов больше в округе.

И, через некоторое время, туман развеялся. Также резко, как и начался!

Подходим к Подпорожью. Власть ночи завершается
Подходим к Подпорожью. Власть ночи завершается

Время уже половина четвёртого, но ещё темно, небо только чуть засинело. Подходим к железнодорожному мосту перед нас.пунктом Подпорожье.

Мост низкий. Очень низкий. Может оптический обман или от усталости уже ничего не понимаю. Смотрю в Навионикс, указано H=17,5, значит высота моста 17,5 метров. У нас мачта 12-12,5 метров от уровня воды. Значит проходим, нормально все.

Андрей говорит: «А что-то мост, и правда, низко, слишком низко».

На всех мостах есть табличка с указанием высоты пролёта моста, эти обозначения ночью обычно подсвечиваются. Но здесь ничего не подсвечивается, саму табличку не видно, хотя, вон, видно что-то, но фонарные столбы с моста светят в глаза, не разобрать надпись.
Низкий мост, высота 10,5 м.
Низкий мост, высота 10,5 м.

Подходим близко к мосту. Мост подъёмный, то есть он поднимается для высоких судов. Тревожный знак, это значит, не типичная высота моста. Визуально он, правда, очень низкий. Как пройдём под ним?

Я вспоминаю все мосты, которые мы проходили, они все выглядели гораздо выше!

Но в Навиониксе указано: 17,5 метров, ну значит проходим и нам просто это все кажется, что низко.

А в районе моста узость, течение шпарит... Я дал почти полный газ, скорость 2 км/ч всего. Хлеще, чем на Неве. Сносит в стороны плюсом.

Зашли под мост. Он ооочень низкий, но(!) не задели мачтой, но, кажется, что от топа мачты до фермы моста были всего лишь сантиметры!

Только на следующий день нам сообщили, что высота моста = 10,5 метров, на нем есть указатель, который ночью не подсвечивался.

А смогли пройти под мостом только потому, что в августе вода низкая, и это обеспечило запас высоты.

***

Начало светать. Мы подходим к Подпорожью. Осталось совсем немного, но течение сильное. Идём, дай бог, километров 5 в час.

Подошли к шлюзу в 5 утра. Вместо запланированных 3 часов ночи. Запрашиваю у диспетчера шлюза разрешения встать у причальной стенке. Она подтверждает, что нас ждут, место освобождено специально для нас. Как с «большими» (судами) с нами общаются.

Мы швартуемся.

Спать не хочется, сидим с Андрюхой, чай пьём, солнце светит, рефлексируем впечатления ночи.

Теплоход проходит, люди на палубе, в 5.20 утра. Не спится кому-то там. Машут нам с теплохода, мы в ответ тоже.

Пора «на боковую». Через 1,5 часа придут гости.

Читать далее. День 8. Общение с транспортной полицией на Свири.