Найти тему
михаил вальковский

Фельдмаршал поБеды. Жизнь и судьба Халифа Хафтара

Оглавление

Даже военным специалистам высокого класса сложно дать прогноз развития военной ситуации в Ливии. Ведь опираться приходится лишь на оценки потенциальных и реальных возможностей ЛНА и сил ПНС.

Понятно, что все абстрактные схемы разбиваются столкнувшись с реалиями на поле боя. Где решающее значение имеют боевая подготовка и опыт войск, мотивация сторон, качество командования.

Что известно о главкоме ЛНА фельдмаршале Халифе Хафтаре? Насколько корректно сравнение его с адмиралом Колчаком и генералом Деникиным?

Его университеты

За скупыми анкетными данными— длинная жизнь, по которой Халифа шёл весьма извилистым путём.

Родился Халифа Белкасим Хафтар 7 ноября 1943 года в городе Аджарбия. Принадлежит к племени аль-Фарджани, не самому авторитетному в тамошних раскладах.

Окончил Академию Военного университета в Бенгази. Дальше были высшие курсы «Выстрел» (1977-1978) и курс Академии им. Фрунзе (1983) в СССР.

Ближайший соратник и приближенный Каддафи — вместе с ним, ещё будучи 26-летним кадетом, участвовал в перевороте, свергал монархию. Понятно, что после этого его карьера резко пошла вверх — Хафтар вошёл в ближайший круг Каддафи, получил пост в Совете революционного командования, стал начальником штаба ливийской армии.

От поражения к провалу

Боевой опыт у Хафтара обширный, но неоднозначный.

В четвёртой арабо-израильской войне 1973 года ( она же война Судного дня или Октябрьская война) командовал ливийскими войсками, входившими в арабскую коалицию. Про ход и итоги войны написаны горы статей и книг: арабы, борзо начав, получили в итоге сокрушительное поражение. Но про командование Хафтара информации практически нет: ливийцы, похоже, в бой так и не вступили.

Тем не менее, опыт современной маневренной войны военноначальник приобрёл, пускай и не победный.

Правда, в следующем сражении этот опыт сыграл отрицательную роль: и противник, и характер военных действий были совсем иными.

Речь идёт о знаменитой «войне тойот». Так назвали последний этап длительного конфликта Ливии и Чада за полосу Аузу, стратегически важный участок границы. В этом противостоянии Хафтар был главнокомандующим ливийским экспедиционным корпусом. 8000 солдат и офицеров, 300 танков, РСЗО, авиация— 60 боевых самолётов и вертолетов — и эта грозная сила была разгромлена воинами племени туарег, часть стала трофеями. Их мобильное войско на сотнях джипов, в кузовах которых были смонтированы турели для крупнокалиберных пулеметов и ПТРК «Милан», порвали на лоскуты коммуникации и базы ливийцев. Сам Хафтар и 400 его солдат попали в плен.

Поражение вызвало истерику у Каддафи— он публично отрёкся от пленных.

Жизнь после плена

В плену Хафтар не задержался— слишком много оказалось желающих использовать его для свержения Каддафи. Но Ливийская джамахирия в то время ещё была сильна, так что Хафтару пришлось убраться в США, где он и прожил 20 лет.

На Гражданской войне

Первую попытку вернуться к активной роли в ливийских событиях Хафтар предпринял весной 2011 года. Но быть на третьестепенных ролях не согласился и снова вернулся в Штаты.

Более удачной стала вторая попытка. Хафтар наладил связи с бывшими сослуживцами, нашёл понимание и опору среди военных. И стал заметной фигурой в раздираемой на части стране, объявив, что пришёл ее объединить, спасти революцию.

Объединяя разъединяй
Объединяя разъединяй

Правда, легких путей для этого он не предложил. Генерал-майор Ливийской национальной армии Хафтар 14 февраля 2014 года отдал приказ об роспуске Всеобщего национального конгресса и начал формирование временного правительства, которое должно было подготовить и провести выборы 25 июня. Распускаемые распускаться не пожелали— был дан старт новому этапу Гражданской войны в стране.

В ней ЛНА под командованием Хафтара взяла приморские города Рас-Лануф и Эс-Сидр, в которых расположены нефтяные терминалы. Через них можно качать нефть из подконтрольной Киренаики. За эту победу Хафтар получил звание фельдмаршала.

А также после двухлетних боев освободила второй по величине город страны— Бенгази. Идущий с апреля 2019 года штурм столицы — Триполи, пока успехом не увенчался. А вмешательство турок на стороне ПНС и вовсе делает его перспективы туманными.