Найти в Дзене
Дневник киноведа

"Жизнь моя, кинематограф..." Хроника отечественного кино. Год 1905

“Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!” – однажды написал поэт Юрий Левитанский и был тысячу раз прав: кино – это действительно целая жизнь со своими триумфами и драмами, взлетами и падениями, героями и злодеями. История отечественного кино, насчитывающая уже более века, вобрала в себя огромный пласт национальной и мировой культуры и оттого чрезвычайно богата на события, лица и имена. Мы представляем вам своеобразные кинематографические “Намедни” – хронику отечественного кино по годам, от первых дореволюционных лент до современности.

Дом (справа), в котором находился кинотеатр "Тауматограф" А. В. Розенвальда на углу Петровки и Столешникова переулка в Москве
Дом (справа), в котором находился кинотеатр "Тауматограф" А. В. Розенвальда на углу Петровки и Столешникова переулка в Москве

1905 год. Между владельцами московских кинотеатров начинается серьезная борьба за зрителя – на дверях их заведений то и дело пестрят объявления:

“Входная плата уменьшена наполовину: взрослые – 20 коп., дети – 10 коп. за ту же плату видят научную выставку феномена Бартони и грандиозный сеанс в 3-х отделениях – 30 живых картин. Без конкуренции!”;
“За вход в музей и на представление только 20 коп. Дети до 10 лет, учащиеся и военные нижние чины платят половину” и т.п.

С ростом количества кинотеатров конкуренция между их владельцами усиливается, и отныне они стремятся привлечь зрителей всеми возможными способами. Среди наиболее сметливых владельцев подобных заведений этого периода особенно выделяется А. В. Розенвальд – хозяин кинотеатра “Тауматограф” на углу Петровки и Столешникова переулка. Какими только ухищрениями он не пользовался, чтобы его зал всегда был полон, – и рассылал льготные билеты по школам (что вызывало крайнее недовольство учителей), и продавал билеты на “стоячие” места, и многое другое.

Пассаж Солодовникова в Москве, в котором находился второй кинотеатр А. В. Розенвальда (источник: Wikimedia Commons)
Пассаж Солодовникова в Москве, в котором находился второй кинотеатр А. В. Розенвальда (источник: Wikimedia Commons)

“Тауматограф” работал с 14:00 до 23:00 и принимал около тысячи зрителей ежедневно, однако даже это не стало для Розенвальда пределом – в конце года он открыл еще один кинотеатр в Пассаже Солодовникова и стал завлекать публику новым зрелищем – говорящими фильмами. Правда, в отличие от сеансов с использованием фонохромоскопографа на Тверской, секрет технологии Розенвальда был предельно прост – за экраном стояли актеры, которые произносили реплики, стараясь попадать в артикуляцию персонажей. Как говорится, все гениальное просто.

Дом (справа), в котором находился "Синематографический театр Альксне" на углу Тверской улицы и Страстного бульвара в Москве
Дом (справа), в котором находился "Синематографический театр Альксне" на углу Тверской улицы и Страстного бульвара в Москве

Еще одним знаковым событием для московской публики стало открытие в 1905 году “Синематографического театра Альксне” на углу Тверской и Страстного бульвара. Как и Розенвальд, хозяин заведения К. И. Альксне знал толк в привлечении публики – в его кинотеатре шли фильмы преимущественно фривольного содержания. По современным меркам это были вполне безобидные картины, однако для начала XX века подобная “клубничка” была в новинку, и оттого зал Альксне всегда был полон зрителей. “Новая программа парижского жанра – “Обманутый муж”, “Сюзанне не спится”, каждый день программа меняется”, – такими объявлениями предприимчивый владелец кинотеатра завлекал зрителей и имел в этом деле колоссальный успех. Кстати, именно в этот период складывается расхожее мнение о сказочных богатствах кинопромышленников, и в сферу кинопроката рвутся все новые и новые лица. Отныне кинематограф становится предметом серьезных инвестиций со стороны самых разных энтузиастов – как богатых предпринимателей, так и решивших попытать счастья авантюристов.

Жорж Мельес (источник: Wikimedia Commons)
Жорж Мельес (источник: Wikimedia Commons)

Среди других фильмов, имевших успех в 1905 году, можно по-прежнему выделить ленты Жоржа Мельеса – его новая работа “Проклятье доктора Фауста” со множеством трюков и превращений стала еще одним хитом у публики. Также успехом пользовались такие иностранные ленты, как “Драма на железной дороге”, “Любовь модистки”, “Металлургия в Крезо” и другие.

Таким был 1905 год – год, положивший начало серьезной конкуренции кинопредпринимателей за зрителя и показавший всю привлекательность кинематографа для инвестиций, без которых было невозможно его дальнейшее развитие. История продолжалась...

Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!

Предыдущая статья цикла: "Жизнь моя, кинематограф..." Хроника отечественного кино. Год 1904

Читайте другие наши статьи об отечественном кино: