Эта статья будет посвящена теме зарождения христианства на Руси. На первый взгляд кажется, что данный вопрос может представлять сугубо исторический интерес, но практика показывает, что к его обсуждению нередко подключаются люди с двумя противоположными точками зрения. Одним кажется, что христианство является исконно русской верой (я встречал людей, которые на полном серьезе утверждали, что Мария - мать Иисуса - была именно русской), а другим - что эта религия еврейская и значит чуждая нашему народу. Истина как всегда где-то посередине.
Начало русского христианства уходит своими корнями во времена царствования князя Владимира (978-1015 годы). Но его интерес возникает не на пустом месте, христианкой была его бабушка Ольга. Владимир посылает гонцов в различные регионы для того, чтобы исследовать религиозные воззрения живущих там народов.
Давайте посмотрим на отрывок из летописи, который рассказывает, с какой вестью вернулись эти гонцы:
И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: “Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними”, – и обратился к послам: “Говорите перед дружиною”. Они же сказали: “Ходили прежде всего в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, называемом мечетью. Стоят там без пояса и, сделав поклон, садятся и глядят туда и сюда, как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не хорош закон их. И пришли мы к немцам и видели их службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы – на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить”.
Итак, Владимиру не понравилось магометанство, поскольку показалось неприятной религией (хотя на Востоке многие кочевые племена к тому времени уже приняли ислам). Германская религия ему тоже оказалась не по душе, - их церкви и литургия были мрачными и темными. А вот христианство его заинтересовало, потому что в храме Святой Софии послы, по их собственным словам, пережили нечто особенное ("мы даже и не знали, где были, то ли на небе, то ли на земле"). Таким образом, Владимира (по крайней мере, согласно этой истории) привлекли в христианстве архитектура и красота литургии.
Конечно, сейчас нам уже трудно судить, является эта история подлинной или нет. Однако можно отметить один очень важный момент, касающийся различия подходов к богословию на Востоке и на Западе, - это может помочь нам лучше разобраться в позициях друг друга. Восточная церковь не ищет логических доводов и рациональных аргументов, потому что ее миропонимание построено на чувствах. Призыв здесь состоит в том, чтобы прийти и увидеть, ощутить, пережить, проникнуться чувством Божьего присутствия, которое доступно через литургию. Однако в западной церкви звучит иное приглашение - прийти и рассудить, поспорить. Это теологическое различие между Востоком и Западом очень ярко проявляется в данной летописи.
Итак, Владимир приглашает византийских учителей в Киев в 988 году. История говорит о том, что всему народу дается приказ креститься, чтобы иметь благоволение князя. Языческие капища разрушаются и вместо них строятся церкви. Сам Владимир в 989 году вступает в брак с византийской принцессой, так что помимо религиозных налаживает также и полезные политические связи.
С 988 по 1240 год центр русского христианства находится в Киеве, именно там располагается митрополия и служит архиепископ. После разрушения Киева монголами этот центр переносится на север, а когда в 1480-х годах татаро-монголам наносится поражение, главой русского христианства становится Москва.
В заключение хочу подвести некоторые итоги. К сожалению, сейчас мы уже не можем в точности узнать, каким именно образом Русь приняла христианскую веру и, тем более, какие мотивы были у людей, руководивших этим процессом. Безусловно, если крещение народа проходило насильственным образом и без должного объяснения основных аспектов вероучения, то это бесконечно далеко от того, чему учит Священное Писание. Принесло это в конечном итоге больше вреда или пользы - вопрос открытый.
Спасибо за интерес к данной теме. Если вам есть что возразить или добавить, добро пожаловать в комментарии.