Найти в Дзене
Дмитрий Гусаров

Почему Русь выбрала своей религией христианство?

Эта статья будет посвящена теме зарождения христианства на Руси. На первый взгляд кажется, что данный вопрос может представлять сугубо исторический интерес, но практика показывает, что к его обсуждению нередко подключаются люди с двумя противоположными точками зрения. Одним кажется, что христианство является исконно русской верой (я встречал людей, которые на полном серьезе утверждали, что Мария - мать Иисуса - была именно русской), а другим - что эта религия еврейская и значит чуждая нашему народу. Истина как всегда где-то посередине.

Карта Руси в период с 1054 по 1237 год, перед нашествием татаро-монголов
Карта Руси в период с 1054 по 1237 год, перед нашествием татаро-монголов

Начало русского христианства уходит своими корнями во времена царствования князя Владимира (978-1015 годы). Но его интерес возникает не на пустом месте, христианкой была его бабушка Ольга. Владимир посылает гонцов в различные регионы для того, чтобы исследовать религиозные воззрения живущих там народов.

Давайте посмотрим на отрывок из летописи, который рассказывает, с какой вестью вернулись эти гонцы:

И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: “Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними”, – и обратился к послам: “Говорите перед дружиною”. Они же сказали: “Ходили прежде всего в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, называемом мечетью. Стоят там без пояса и, сделав поклон, садятся и глядят туда и сюда, как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не хорош закон их. И пришли мы к немцам и видели их службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы – на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить”.

Итак, Владимиру не понравилось магометанство, поскольку показалось неприятной религией (хотя на Востоке многие кочевые племена к тому времени уже приняли ислам). Германская религия ему тоже оказалась не по душе, - их церкви и литургия были мрачными и темными. А вот христианство его заинтересовало, потому что в храме Святой Софии послы, по их собственным словам, пережили нечто особенное ("мы даже и не знали, где были, то ли на небе, то ли на земле"). Таким образом, Владимира (по крайней мере, согласно этой истории) привлекли в христианстве архитектура и красота литургии.

Князь Владимир выслушивает своих послов
Князь Владимир выслушивает своих послов

Конечно, сейчас нам уже трудно судить, является эта история подлинной или нет. Однако можно отметить один очень важный момент, касающийся различия подходов к богословию на Востоке и на Западе, - это может помочь нам лучше разобраться в позициях друг друга. Восточная церковь не ищет логических доводов и рациональных аргументов, потому что ее миропонимание построено на чувствах. Призыв здесь состоит в том, чтобы прийти и увидеть, ощутить, пережить, проникнуться чувством Божьего присутствия, которое доступно через литургию. Однако в западной церкви звучит иное приглашение - прийти и рассудить, поспорить. Это теологическое различие между Востоком и Западом очень ярко проявляется в данной летописи.

Итак, Владимир приглашает византийских учителей в Киев в 988 году. История говорит о том, что всему народу дается приказ креститься, чтобы иметь благоволение князя. Языческие капища разрушаются и вместо них строятся церкви. Сам Владимир в 989 году вступает в брак с византийской принцессой, так что помимо религиозных налаживает также и полезные политические связи.

С 988 по 1240 год центр русского христианства находится в Киеве, именно там располагается митрополия и служит архиепископ. После разрушения Киева монголами этот центр переносится на север, а когда в 1480-х годах татаро-монголам наносится поражение, главой русского христианства становится Москва.

Памятник князю Владимиру в Киеве
Памятник князю Владимиру в Киеве

В заключение хочу подвести некоторые итоги. К сожалению, сейчас мы уже не можем в точности узнать, каким именно образом Русь приняла христианскую веру и, тем более, какие мотивы были у людей, руководивших этим процессом. Безусловно, если крещение народа проходило насильственным образом и без должного объяснения основных аспектов вероучения, то это бесконечно далеко от того, чему учит Священное Писание. Принесло это в конечном итоге больше вреда или пользы - вопрос открытый.

Спасибо за интерес к данной теме. Если вам есть что возразить или добавить, добро пожаловать в комментарии.