Найти тему
Русский Дизайн

Советский гиперреализм

Мы уже как-то писали о том, что те, кто путает гиперреализм с фотореализмом или плохие художники, или такого же качества искусствоведы. Собственно, настоящая подборка развенчает этот миф очень легко, но таковы требования Яндекс Дзена – изображения обязательно должны сопровождаться текстом. Да и нельзя забывать, что мир не делится на художников и искусствоведов, как бы нам того не хотелось. Потому попытаемся доступным языком объяснить эту принципиальную разницу.

Фотореализм

Лучиано Вентрон, 1960-е
Лучиано Вентрон, 1960-е

Она в следующем: фотореалисты рисуют как на фотографии, а гиперреалисты – саму фотографию. По крайней мере, это объяснение довольно популярно среди искусствоведов, но это не совсем справедливо. К таким художникам можно отнести разве что Амаспюра Евгения Абрамовича. Гиперреализм, на наш взгляд, вполне самодостаточен. Отличительные его черты – общая яркость и контрастность изображаемого. Цвета более «цветастые» в таких картинах, рефлексы более сильные, тени более густые. Потому и получается, что живопись такая более выпуклая, объемная, чем в наблюдаемой натуре.

"Модерн"

Зинаида Серебрякова. 1914 год. "Завтрак"
Зинаида Серебрякова. 1914 год. "Завтрак"

Техника гиперреализма очевидным образом роднит его с сюрреализмом, натурализмом. Хотя принято считать, что гиперреализм возник в 1970-е годы в США, правда в том, что в некоторых странах к нему приходили самостоятельно. Так в Германии похожую живопись называли «новой вещественностью». В России такую относили к модерну, как и все непонятное. В нашей стране опередила время Зинаида Серебрякова. Собственно, в ее живописи имеются все перечисленные признаки. Но таков уж русский народ, изобретя что-то он последним заявит на свои права.

Новая вещественность

К. Гроссберг, "Печатный цех", 1925 г.
К. Гроссберг, "Печатный цех", 1925 г.

Можно вспомнить и пример с импрессионизмом, за который в нашей стране отвечал К.Коровин. Казалось бы его живопись - это точно не импрессионизм, что ясно и обычному зрителю. Дайте же этому название: этюдизм, пускай даже русский импрессионизм. Но нет. Так и с постимпрессионизмом, его якобы не было в России, хотя было общество станковистов – ОСТ. И это не реализм, еще не суровый стиль, это что-то очень на него похожее, но не он. Так дайте название! Нет, нельзя. Так и суровый стиль, который якобы просуществовал два десятка лет и вдруг резко куда-то пропал. Тогда как искусство, которое нравится не только художникам, но и зрителю – не может просто так исчезнуть! Оно обязательно будет развиваться и по крайней мере переродится во что-то новое. Впрочем, об этом как-нибудь в следующий раз, а пока вернемся к гиперреализму.

Принято считать, что с этой работы начался гиперреализм в нашей стране. Но характерно то, что о художнике нет даже статьи в википедии, хотя эта работа входит чуть ли не во все каталоги о живописи СССР.

Таммик Рейн Эннович «Вечер в редакции еженедельника» 1976
Таммик Рейн Эннович «Вечер в редакции еженедельника» 1976

Миервалдис Полис, «Рабочий день начался», 1980 г.
Миервалдис Полис, «Рабочий день начался», 1980 г.
Иллюминатор. 1981 Александр Петров
Иллюминатор. 1981 Александр Петров
Миервалдис Полис «Окончание рабочего дня» 1978
Миервалдис Полис «Окончание рабочего дня» 1978
Светофор. 1990 Александр Петров
Светофор. 1990 Александр Петров
Казанский вокзал. 1981 Александр Петров
Казанский вокзал. 1981 Александр Петров
Казанский вокзал. 1981 Александр Петров
Казанский вокзал. 1981 Александр Петров
Ковалев Петр Николаевич, Ковалева Ольга Анатольевна «Целинная осень» 1982
Ковалев Петр Николаевич, Ковалева Ольга Анатольевна «Целинная осень» 1982
Миервалдис Полис «Окончание рабочего дня» 1978
Миервалдис Полис «Окончание рабочего дня» 1978
Тир. 1983 (соавтор Кореннова Елена) александр петров
Тир. 1983 (соавтор Кореннова Елена) александр петров
Мешков Никита Евгеньевич «Сегодня в мире» 1983
Мешков Никита Евгеньевич «Сегодня в мире» 1983
Муллашев Камиль Валиахмедович «Юность» из триптиха «Земля и время» 1978
Муллашев Камиль Валиахмедович «Юность» из триптиха «Земля и время» 1978
Файбисович Семён Натанович «Семейный портрет в интерьере» 1982
Файбисович Семён Натанович «Семейный портрет в интерьере» 1982

Аэропорт. 1983 Александр Петров
Аэропорт. 1983 Александр Петров

Современный гиперреализм

Дмитрий Корниенко, Метро, 2010 г..
Дмитрий Корниенко, Метро, 2010 г..

Возможно вам будет интересно:

15 лучших русских молодых художников работающих в реалистических стилях

Русский Дизайн