Мы уже как-то писали о том, что те, кто путает гиперреализм с фотореализмом или плохие художники, или такого же качества искусствоведы. Собственно, настоящая подборка развенчает этот миф очень легко, но таковы требования Яндекс Дзена – изображения обязательно должны сопровождаться текстом. Да и нельзя забывать, что мир не делится на художников и искусствоведов, как бы нам того не хотелось. Потому попытаемся доступным языком объяснить эту принципиальную разницу.
Фотореализм
Она в следующем: фотореалисты рисуют как на фотографии, а гиперреалисты – саму фотографию. По крайней мере, это объяснение довольно популярно среди искусствоведов, но это не совсем справедливо. К таким художникам можно отнести разве что Амаспюра Евгения Абрамовича. Гиперреализм, на наш взгляд, вполне самодостаточен. Отличительные его черты – общая яркость и контрастность изображаемого. Цвета более «цветастые» в таких картинах, рефлексы более сильные, тени более густые. Потому и получается, что живопись такая более выпуклая, объемная, чем в наблюдаемой натуре.
"Модерн"
Техника гиперреализма очевидным образом роднит его с сюрреализмом, натурализмом. Хотя принято считать, что гиперреализм возник в 1970-е годы в США, правда в том, что в некоторых странах к нему приходили самостоятельно. Так в Германии похожую живопись называли «новой вещественностью». В России такую относили к модерну, как и все непонятное. В нашей стране опередила время Зинаида Серебрякова. Собственно, в ее живописи имеются все перечисленные признаки. Но таков уж русский народ, изобретя что-то он последним заявит на свои права.
Новая вещественность
Можно вспомнить и пример с импрессионизмом, за который в нашей стране отвечал К.Коровин. Казалось бы его живопись - это точно не импрессионизм, что ясно и обычному зрителю. Дайте же этому название: этюдизм, пускай даже русский импрессионизм. Но нет. Так и с постимпрессионизмом, его якобы не было в России, хотя было общество станковистов – ОСТ. И это не реализм, еще не суровый стиль, это что-то очень на него похожее, но не он. Так дайте название! Нет, нельзя. Так и суровый стиль, который якобы просуществовал два десятка лет и вдруг резко куда-то пропал. Тогда как искусство, которое нравится не только художникам, но и зрителю – не может просто так исчезнуть! Оно обязательно будет развиваться и по крайней мере переродится во что-то новое. Впрочем, об этом как-нибудь в следующий раз, а пока вернемся к гиперреализму.
Принято считать, что с этой работы начался гиперреализм в нашей стране. Но характерно то, что о художнике нет даже статьи в википедии, хотя эта работа входит чуть ли не во все каталоги о живописи СССР.
Современный гиперреализм
Возможно вам будет интересно:
15 лучших русских молодых художников работающих в реалистических стилях
Русский Дизайн