Упоминание выражения «чтение с листа» может вызвать неприятие чуть ли не у любого гитариста. Конечно, дело не в том, что любой гитарист не может читать ноты (хотя многие всё же почти не могут, являясь при этом неплохими игроками), а в том, что те, кто реально использует стандартную нотацию, на самом деле тоже не слишком озабочены развитием именно этого навыка. Но это важное умение!
Например, этот навык является частью экзаменационной программы «Associated Board of the Royal Schools of Music (ABRSM)» в Лондоне. Эта организация является экзаменационным органом для четырёх престижных учебных заведений: «Royal Academy of Music», «Royal College of Music», «Royal Northern College of Music» и «Royal Conservatoire of Scotland» и установила мировые стандарты в музыкальном образовании.
Основанная в 1889 году, её основной деятельностью являются дипломные экзамены и оценки. Количество иностранных экзаменов (за пределами Великобритании) постепенно выросло настолько, что каждый год более 650 000 кандидатов сдают экзамены в более чем 90 странах. Экзаменаторы ежегодно отправляются из Англии (это пианисты, скрипачи, виолончелисты и гитаристы), чтобы принять экзамены.
Например, практический экзамен для учеников начальных гитарных классов (1 - 8) может состоять из четырёх разделов. Есть сольное выступление, на котором студент должен сыграть три пьесы из рекомендованного списка, затем несколько гамм и арпеджио, которые попросит экзаменатор. Есть чтение с листа, где у вас есть 30 секунд, чтобы просмотреть произведение и затем попробовать сыграть его — это обычно около 12 - 24 тактов музыки. И, наконец, есть «слуховой» раздел, включающий проверку на мелодическую память — идентификацию каденций, пение верхнего и нижнего голоса гармонии и обсуждение формы части пьесы.
Продвинутые уровни экзаменов (бакалавр, магистр) в целом похожи, и имеют раздел «быстрое разучивание» («Quick Study»), в котором даётся уже целая страница незнакомой музыки, примерно 24 - 36 тактов. У вас есть пять минут на подготовку, после чего вы должны сыграть. Проваленный раздел «Quick Study» может запросто означать провал всего экзамена.
Единственный способ приобрести навык чтения с листа — это практиковать его постоянно, как и всё остальное. Разумеется, предварительно необходимо получить хорошее чувство ритма и знание грифа. Однако, ежедневная практика в чтении с листа должна сочетаться с правильными подходами к этому процессу, иначе успеха достичь будет трудно. Советы (для ситуации экзамена) следующие:
- не нервничайте, начинайте без промедления;
- обратите пристальное внимание на знаки при ключе и размер;
- просмотрите произведение на предмет каких-то характерных ритмических паттернов и необычных фраз;
- попробуйте различные позиции на грифе, чтобы выбрать, какие из них имеют смысл в данном случае;
- не слишком сосредотачивайтесь на каком-либо конкретном такте, а пытайтесь сделать всё как можно быстрее; крайне важно всегда «читать вперёд», и так до самого конца пьесы.
Не останавливайтесь и не пытайтесь «исправить» свои ошибки, просто продолжайте играть. Невозможно схватить суть произведения мгновенно, а «хитрость» заключается в том, чтобы дойти до конца, а затем начать заново: при повторении материал начинает обретать смысл в целом. Если вы постоянно перепроверяете все свои «догадки», пытаясь досконально разобраться в каждом такте, вы только усложняете ситуацию и тратите драгоценное (в ситуации экзамена) время.
Таким образом, чтение с листа — это не тест на выносливость, а тест на «умственную скорость», которая позволяет как можно быстрее понять новый предмет. Это не марафон, а спринт.
С использованием материалов статьи (англ.).
Вышеприведённые советы, конечно, направлены больше на будущих профессионалов, нежели любителей: любитель вряд ли окажется в ситуации «спринтерского забега» с нотным текстом в руках. Однако, навык быстрого чтения с листа даёт огромные преимущества и удобства в перспективе: вы получаете возможность очень быстро осваивать новый для себя материал.
Читайте также: От основ нотной грамоты к строению аккордов и классификации аппликатур