Найти тему
Ruki

Перемотка: зачем в Китае до сих пор производят кассетные плееры

Оглавление

За последние 50 лет люди успели накопить миллионы часов записей и терабайты данных на физических носителях: видео- и аудиокассетах, виниловых пластинках, дискетах и компакт-дисках. То, что сегодня принято хранить в облаке, пылится на полках и складах в ожидании оцифровки, переформатирования и переноса в облачное хранилище. В то же время старые устройства для хранения данных возвращаются в моду – Билли Айлиш и Ариана Гранде выпускает кассеты, а стартапы собирают десятки тысяч долларов на ретро-плееры. Чтобы разобраться в ситуации, РУКИ отправились на китайскую фабрику Forward Video, где до сих пор производят кассетные проигрыватели.

Комплектующие для плееров заказать не так уж сложно – их до сих пор производят многие фабрики в Китае.
Комплектующие для плееров заказать не так уж сложно – их до сих пор производят многие фабрики в Китае.

Аналоговый ренессанс

Рабочая смена на фабрике начинается в 8:00 и заканчивается в 20:00. Каждый будний день 50 работников компании Forward Video приезжают на территорию технопарка в Шэньчжэне и отправляются в один из многоэтажных корпусов.

Здесь на производстве площадью 1000 кв. м уже почти 15 лет собирают девайсы-посредники: системы аудио- и видеозахвата, приборы для конвертации, а также ТВ-тюнеры и устройства для стриминга.

Фасад здания, в котором расположена фабрика Forward Video
Фасад здания, в котором расположена фабрика Forward Video

Рабочие собирают продукты, тестируют и выявляют брак в первом цеху. Во втором дорабатывают отбракованный товар – например, устраняют дефекты, если это возможно. Также на фабрике создана отдельная зона для заказчиков: здесь можно проверить готовую партию и на месте отбраковать некачественные изделия.

Большинство гаджетов Forward Video связаны с технологиями недалекого прошлого: они помогают извлекать данные со старых носителей – видео- и аудиокассет, виниловых пластинок и старых видеокамер.

С момента основания Forward Video поменяла только название – в 2013 официальное имя Fengyun Panlong Technology сменили на Fengyun Xianglong Technology. Бизнес-модель осталась прежней: фабрика все так же продает конвертеры оптом. На работу не повлиял недавний торговый конфликт с США: в Америку китайский производитель поставляет электронику чаще всего.

Большие окна в офисах и цехах –  редкость на китайских производствах
Большие окна в офисах и цехах – редкость на китайских производствах

В условиях, когда технологии совершенствуются каждый год, а девайсы служат всего 3-5 лет, такой консерватизм – это редкий случай. Многим китайским предприятиям приходится перестраиваться, чтобы выжить.

Но Forward Video повезло – компания удачно выбрала нишу. Уже никто не пользуется старыми кассетными плеерами и "видиками", но под влиянием ностальгии многие хотят получить доступ к воспоминаниям на старых носителях.

Платы будущих устройств
Платы будущих устройств

Оцифровка аудио- и видеокассет – стабильный бизнес, спрос на который пока не падает. Более того, есть шанс, что в будущем он вырастет. Многие компании и госведомства до сих пор используют аналоговые носители для записи аудио- и видео, и в будущем им наверняка понадобятся устройства для оцифровки – как профессиональные, так и любительские, рассчитанные на обычного пользователя.

"На первом месте жизнь и безопасное развитие", – гласит лозунг в цеху Forward Video
"На первом месте жизнь и безопасное развитие", – гласит лозунг в цеху Forward Video

Один из таких примеров – прибор для оцифровки аудиокассет. Вы устанавливаете носитель в плеер, вставляете MicroSD-карту и преобразуете аудио в MP3. Причем для этого даже не требуется компьютер.

Устройство можно использовать как обычный плеер, если подключить к нему наушники. По такому же принципу работают конвертеры для виниловых пластинок, которые преобразуют записи в MP3-файлы.

Forward Video не единственная китайская фабрика, которая производит ретро-проигрыватели. На Alibaba можно найти десятки компаний, которые выпускают кассеты, плееры и бумбоксы. Причем спрос на технику из 90-х в последние пару лет только растет.

Кассетный камбэк

В начале 2000-х казалось, что CD-диски навсегда изменили индустрию и у аудиокассет уже нет будущего. Параллельно с этим начал расти рынок MP3: музыку скачивали в интернете, а потом переносили на флэшки, загружали на айподы и дешевые карманные плееры.

В 2010-е функции плеера стал выполнять смартфон, а музыка окончательно перекочевала на стриминговые платформы. В 2019 продажи CD в Америке упали до рекордного минимума, если брать за точку отсчета 1986 год.

В среднем только 37% американцев использует для прослушивания аудио физические носители: виниловые пластинки, компакт-диски и кассеты. А основную выручку – 75% – американская музыкальная индустрия получает от стриминговых платформ. Одним словом, музыка окончательно ушла в digital.

-8

Но оказалось, что не все так просто. В 2010-е внезапно выросли продажи виниловых пластинок, а к концу десятилетия возродились и аудиокассеты. На кассетных носителях вышли альбомы Билли Айлиш, Арианы Гранде, Coldplay и Бьорк, саундтреки к сериалу “Очень странные дела” и фильму "Стражи галактики". А бренд Gucci назвал магазин кассет в Токио источником вдохновения.

Кассетами по-прежнему пользуются сотрудники правоохранительных органов. Также их предоставляют заключенным в тюремных библиотеках – для этого выпускают специальные прозрачные модели без шурупов.

-9

Большим спросом кассеты пока еще пользуются в странах Африки, в Индии и Индонезии, но мобильные телефоны становятся все более доступными, так что необходимость в кассетах постепенно отпадает.

В США продажи кассет выросли на 74% в 2016 году, а в 2018 – на 23%. В Британии они бьют рекорды по продажам за последнее десятилетие. Дошло до того, что фабрики по производству носителей перестали справляться с поставками из-за дефицита гамма-оксида железа – ключевого компонента кассетной пленки.

Внезапную популярность объясняют бумом "ностальгического маркетинга" – сотни компаний сегодня продают товары "из детства", начиная от тамагочи и заканчивая дешевыми пленочными фотоаппаратами.

Целевая аудитория – миллениалы, которые тоскуют по 90-м, и поколение Z, которое воспринимает конец прошлого века как далекую, но модную эпоху.

Кассеты становятся не просто физическим носителем из прошлого, а сувениром и коллекционным артефактом – материальным символом, которого так не хватает в эпоху стриминговых сервисов. Из-за этого кассеты обычно воспринимают как мерч, которому место на полке. Слушает ли кто-то музыку на ретро-носителях на самом деле – другой вопрос.

Этот тренд хорошо иллюстрирует плеер NW-A100TPS Walkman от Sony, который компания выпустила к 40-летию оригинального Walkman TPS-L2. Он выглядит как кассетный проигрыватель, но на самом деле это обычный MP3-плеер с тачскрином.

Но новые "кассетники" все-таки тоже начинают производить. Ритейлеры Tesco, Argos и Urban Outfitters заказывают дешевые плееры и бумбоксы в Китае. А гонконгская компания NINM Lab собрала на Kickstarter $83 тыс. на кассетный плеер с Bluetooth.

Очевидно, что ретро-технологии в Китае по-прежнему живы. В Шэньчжэне до сих пор производят не только аудиокассеты и плееры, но и пейджеры, факс-машины, DVD-проигрыватели и дискеты. И эти товары все еще пользуются спросом.