В струящейся воде
Осенняя луна.
На южном озере
Покой и тишина.
И лотос хочет мне
Сказать о чем-то грустном,
Чтоб грустью и моя
Душа была полна.
(Ли Бо)
Самоусиление Империи Цин с 80-х годов находилось большей частью в надежных руках Ли Хунчжана, одного из ведущих сановников страны, губернатора столичной провинции Чжили, неофициального "короля Севера" или вице-короля империи.
В распоряжении Ли Хунчжана находился северный, Бэйянский флот империи и Хуайская армия, созданная в войне с тайпинами. Советник отличался острым умом и умением лавировать в опасных водах цинской внутренней политики. Ему удалось наладить контакты с германскими верфями еще до того, как они заработали свою репутацию. В итоге в Германии было создано броненосное ядро Бэйянского флота-два броненосца типа «Динъюань»и бронепалубный крейсер «Цзиюань»(первоначально-третий систершип, но сильно урезанный по бюджету). Правда немцы отдали корабли только после окончания франко-китайской войны 1884-1885 годов, но ставка Ли Хунчжана сыграла, китайский флот сразу стал сильнейшим в Азии и на Тихом океане.
Однако самому Ли Хунчжану расходы на броненосцы показались все-таки чрезмерными, да и противников у них на ближайших океанах не было. Поэтому в докладе императорскому двору он предложил более экономную программу развития флота- заказать еще шесть бронепалубных крейсеров по типу «Цзиюань». Крейсер немецкой постройки превосходил устаревшие армстронговские "Чаоюн"и "Янвэй" и на тот момент вполне соответствовал требованиям ТВД.
4 августа 1885 года имперское правительство одобрило заказ за границей четырех крейсеров типа «Цзиюань». Цин выделила финансирование и распорядилась начать переговоры с подрядчиками в Великобритании и Германии. Ли Хунчжана вполне устраивало сотрудничество с германцами, но Армстронга и Митчелла плывущие немцам мимо них жирные китайские заказы раздражали.
Были задействованы все лоббистские возможности, от уже знакомого нам главного инспектора китайских морских таможен Роберта Харта до британского посла в Пекине. Вскоре ряд сановников императорского двора прониклись бизнес-интересами сэра Армстронга, хотя все было прикрыто интересом к ведущей мировой школе кораблестроения.
В результате указания от Ли Хунчжана получили китайские послы в Берлине (Сюй Цзинчэн) и Лондоне (Цзэн Цзицзэ). "Вулкану" было приказано заказать два крейсера по образцу «Цзиюань» со скоростью от 16 узлов. Британцы же должны были построить еще два крейсера, но по немецким чертежам, с немецкой броней и вооружением вплоть до торпед.
Однако британцев и подобный вариант не устроил. Заручившись поддержкой Цзэн Цзицзэ, они через него отправили в Пекин заключение, что «Цзиюань» именуется скоростным кораблем, но на деле тихоходен; несет броню, но не выдержит удара", да и вообще крейсер еще на пути в Китай и надо хотя бы получить его, прежде чем заказывать серию. Давление вице-короля Цзэн выдержал, а так как после Лондона его перевели помощником главы морского ведомства с одновременным занятием высокого поста в министерстве финансов, то... в общем двум тяжеловесам цинского политикума пришлось договариваться.
Заказ делился поровну, два немцам, два британцам (по британскому проекту), но с крупповской артиллерией за 44 тысячи марок. В октябре 1885 года британский заказ предсказуемо достался Армстронгу, который построил два бронепалубных крейсера типа «Чжиюань» по проекту Уильяма Уайта.
Тем временем переговоры с "Вулканам" продвигались очень активно, фирма была заинтересована и в богатом заказчике, и в увеличении доли на международном судостроительном рынке. Главный инженер фирмы Рудольф Хаак предложил заказчику два варианта: 1. Несколько доработанный вариант крейсера с увеличением размера и запаса угля; 2. Совершенно новый проект броненосного крейсера, с бронепоясом 130-230 мм по ватерлинии, палубой на скосах 76 мм и траверсами, с запасом угля от 300 тонн. При этом стоимость постройки в первом варианте составляла 3 миллиона, а во втором 2 млн 950 тыс. марок.
Концепция броненосного крейсера тогда только появилась, а у германского флота таких кораблей еще не было.
Но Ли Хунчжан выбрал первый вариант, скорее всего из-за желания иметь эскадру однотипных кораблей, ну и чтобы не тормозить строительство, конечно.
18 сентября 1885 года Сюй Цзинчэн подписал с фирмой "Вулкан" контракт на два крейсера. Первый должен был быть готов к 20 января 1887 года, а второй - к 20 апреля. Расчеты шли через гонконгский банк "Жуйфэн" (предшественник HSBC Holdings), первый платеж прошел 26 сентября 1885 года. Финансирование шло из доходов морских таможен провинций Цзянсу, Чжэцзян и Фуцзянь (в основном за счет импорта английского опиума из Индии). Для контроля за ходом строительства в Германию были командированы опытные китайские инженеры с верфи Фучжоу, прошедшие обучение во Франции (Чэнь Хэцин, Цю Гоань и Цзэн Цзунъин).
Однако обстоятельства начали меняться. В имперской структуре появилось новое ведомство- Военно-морское министерство ( Цзунли хайцзюнь шиу ямэнь) во главе с великим князем Чунем, отцом императора Гуансюя. 15 октября 1885 года Чуню пришли две анонимки, в которых жестко критиковались строящиеся в Германии крейсера и связанные с заказом сановники. Строительство на "Вулкане" было немедленно заморожено, а глобальное решение Чунь передал на усмотрение вдовствующей императрицы Цыси, реально высшей власти в империи.
Как оказалось, в системе цинских сдержек и противовесов небольшое аппаратное поражение вице-короля в данный момент вполне полезная вещь. Ли Хунчжан отреагировал быстро и хитроумно. Ошибку признал и предложил строить крейсера по второму варианту, как броненосные.
С разнотипностью среди новейших кораблей двор императрицы приказал смириться, мудро рассудив, что "флот только формируется и нуждается в судах обоих типов".
В немецкий проект были внесены небольшие изменения и окончательный вариант был утвержден в феврале 1886 года, стройка продолжилась. Теперь противостояние перешло на уровень государств-строителей. Между британскими и немецкими корабелами развернулось настоящее соревнование по исполнению китайского заказа. На кону стояли престиж судостроения "владычицы морей" и амбиции растущей промышленности Германской империи.
Германский посол в Пекине Максимилиан фон Брандт в срочной депеше указывал на политический эффект сделки и заклинал правительство взять исполнение китайского заказа под государственный контроль.
Китайцы в этом раскладе становились "золотым клиентом", угодить которому стремились с обеих сторон. Китайцы под это дело даже попытались шантажировать партнеров-конкурентов. Общая стоимость кораблей "Вулкана" составила 1 млн 739 тыс. серебряных лян (примерно по 865 тысяч лян серебром за штуку) против 1 млн 697 тыс. у Армстронга из-за большего количества брони у немцев.
Интересно, что главный контролер постройки, китайский посол в Берлине Сюй Цзинчэн весьма негативно отзывался о подрядчике: "["Вулкан"] не имеет достаточного опыта, не работает над улучшением качества, а ее ответственные лица неохотно признают недостатки".
Вряд ли это было 100% объективным мнением, ибо фуцзяньские инженеры крупных претензий верфи не предъявляли, а корабли строились в соответствии с графиком и без каких-либо ЧП.
Головной корабль сошел на воду в начале декабря 1886 года и вышел на заводские испытания 3 января 1887 года. Второй крейсер спустили 1 марта 1887 года и отправили на испытания через 25 дней.
В октябре 1886 года корабли получили китайские имена «Цзинъюань» (Jingyuan, "Несущий закон") и «Лайюань» (Laiyuan, "Несущий усердие").
В Германии небольшие броненосцы для китайского флота скромно называли броненосными канонерскими лодками, типа немецких «Веспе» или «Брумер», в нашем "Морском сборнике" их первоначально именовали броненосцами, а сами китайцы считали их крейсерами, по водоизмещению крейсерами II или III-го класса. Шанхайская англоязычная газета "Норт Чайна Геральд", назвал корабль "крейсером с броневым поясом".
Эти небольшие корабли оказались первыми броненосными крейсерами германской постройки. При водоизмещении 2900 тонн, длине 82,4 и ширине 11,9 метров он нем более 250 тонн угля и имел дифферент на корму ( осадка носом 4,72 м, кормой 5,11 метра). По водоизмещению только японский «Чиода» («Тиёда») место самого маленького броненосного крейсера у них отбил.
По артиллерийскому же вооружению крейсера соответствовали кораблям береговой обороны, но превосходили их по мореходности. Скорость крейсеров соответствовала скорости японских крейсеров типа «Мацусима».
Внутренним конкурентам, крейсерам британской постройки типа «Чжиюань», "немцы" уступали в артиллерии главного калибра ( два 8-дюймовых орудия против трех), скорости (16 узлов против 18). Эльзвикским же крейсерам Летучего отряда адмирала Цубоя немецкая парочка уступала почти по всем показателям-и по водоизмещению и по скорости и по вооружению.
Преимущество в наличии броневого пояса по ватерлинии оказалось в итоге несущественным, он был слишком узким и над водой была лишь незначительная его часть. Кроме того это нивелировалось 2-дюймовым палубным покрытием из тикового дерева с лаковым покрытием. Выглядело оно дорого-богато, но горело еще лучше.
Кроме того крейсера имели плохую остойчивость и были склонны к опрокидыванию.
По настоянию германского посла в Пекине М. фон Брандта готовые корабли должны были быть укомплектованы немецкими перегонными командами, главным образом из соображений престижа перед британскими конкурентами, чтобы избежать ЧП от низкоквалифицированной команды. Но вице-король тут не уступил, было сформировано четыре китайских экипажа для новых крейсеров, построенных в Англии и Германии.
Командиром «Цзинъюань» стал Линь Юншэн, «Лайюань» - Цю Баожэнь.
Общее командование перегоном четырех новых кораблей осуществлял британский советник Бэйянского флота Уильям М. Лэнг. Местом сбора был назначен Портсмут, здесь немецкие команды передали корабли китайским экипажам. На крейсерах подняли флаги Цинской империи.
12 сентября 1887 года эскадра вышла в Китай. На буксире у «Лайюань» шел построенный Ярроу миноносец «Цзои». Переход прошел спокойно, 28 ноября корабли прибыли в Гонконг.
1 декабря 1887 года в Сямэне(Амой) состоялась встреча основных сил Бэйчянского флота с пополнением. Дин Жучан привел на рандеву броненосцы "Динъюань" и "Чжэньюань", крейсера «Цзиюань», "Чаоюн", "Янвэй", "Канцзи" и "Вэйюань", а также крейсер Наньянского (Южного) флота "Чэньхан". Весь флот во всей красе объявился через несколько дней в Шанхае, произведя фурор как среди китайцев так и среди обитателей иностранных сеттльментов. На корабли свободно пускали иностранцев, прессу и государственных чиновников.
Заводскую серую окраску новых кораблей постепенно заменили на викторианскую, принятую в цинском флоте.
Флот династии Цин достиг пика своего могущества, став крупнейшей военной силой в Тихом океане. Незамедлительно он был привлечен Ли Хунчжаном к решению дипломатическо-политических вопросов.
В феврале 1887 года британцы покинули созданную на островах Комундо у южной части Кореи морскую базу. Японцы сосредоточились и начали готовить флот к войне с Китаем. Россия после визита во Владивосток в июле 1886 года эскадры Дин Жучана отказалась от планов на корейский Вонсан. Российское командование приняло решение об усилении дальневосточной эскадры, которой нечего было тогда противопоставить новым китайским броненосцам и крейсерам.
«Цзинъюань» Ching-Yuen или «King Yuen» Jingyuan. 遠. AG Vulcan Stettin, Штеттин. Заложен 1 января 1885. Спущен на воду 3 января 1887 г. Введен в строй 1 января 1888 г. Утонул в бою при Ялу 17 сентября 1894 г
«Лайюань» (Лай Юэнь, Лай Юань) «Lai Yuen» 來 遠. AG Vulcan Stettin, Штеттин. Заложен 1 января 1885 г. Спущен на воду 25 марта 1887 г. Введен в строй 1 января 1888 г. Утонул в бою 5 февраля 1895 г.
Водоизмещение 2900 тонн. Длина 82,4/83 м. Ширина 11,99 м. Осадка 4,72/5,11 м.
Бронирование: пояс - 230 (мидель)/130 (оконечности и нижняя кромка) мм, палуба - 37 (скосы - 76) мм, барбет ГК - 203 мм, боевая рубка - 150 мм, щиты орудий СК - 37 мм
Двигатели- 2 горизонтальные паровые машины 4 цилиндрических котла, 4400-5700 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 16-16,5 узлов максимальная. Запас топлива: 325 (норм.) - 350 (полн.) т. Экипаж 202 человек (19 офицеров), по др. данным - 270 или 180.
Вооружение- 2 (1×2)- 210-мм/35 Круппа, 2 (2×1)- 150-мм/35 Круппа, 2 - 47-мм Гочкиса, 5Х5 - 37-мм Гочкиса, 4 - 356-мм ТА Шварцкопфа
Крейсера имели стальной корпус с двойным дном в средней части на две трети длины корпуса. Корпус делился на 60 или 66 водонепроницаемых отсеков, бортовые коффердамы заполнялись пробкой. В носовой части выделялся массивный таран, сзади -корма крейсерского типа. В средней части корпус имел заметный завал внутрь. Силуэт с одной стальной мачтой с боевым марсом и двумя дымовыми трубами, без полубака и надстроек, только с носовым и кормовыми мостиками, боевой и ходовой рубками.
Силовая установка состояла из двух горизонтальных паровых машин двойного расширения и четырех цилиндрических котлов с двумя винтами. Мощность установки 3400 л.с., при искусственной тяге 4400 л.с., а на «Лайюань» на испытаниях даже 5700 л.с. Скорость расчетная 16,5 узлов, однако средняя скорость на испытаниях в Эккернфёрдской бухте оказалась меньше - 15,5 узлов у «Цзинъюань» и 15,75 узлов у «Лайюань». Запас угля 325 тонн.
Каждый крейсер имел два стальных паровых катера, два рабочих баркаса и два разъездных яла. Экипаж головного крейсера по прибытию в Китай состоял из 202 человек, включая 7 строевых офицеров, 10 механиков (в т.ч. 3 германских инженеров), 1 инструктора минного дела, 1 инструктора артиллерийского дела и 183 нижних чина. В ходе службы численность экипажа кораблей менялась в зависимости от ситуации.
Броневой пояс из брони компаунд высотой 1,8 метра толщиной 130(140)-230 (240) мм был неполным, не закрывал оконечности, был узким, практически не поднимался выше уровня воды. Общая длина бронепояса составляла 42 м. Бронированная цитадель замыкалась 170 мм траверзами. Палуба 37 мм, на скосах доходила до 64- 76 мм. Барбет орудийной башни имел броневую защиту в 8 дюймов, боевая рубка 6-дюймов. Элеваторы подачи боеприпасов защищались бронированной трубой с толщиной стенок 40 мм. Возможно, пушка на боевом марсе была защищена противопульной броней, но это не точно.
Крейсера были вооружены двумя 210 мм /35 казнозарядными 13-тонными пушками Круппа образца 1880 года (такими же как на бронепалубном крейсере «Цзиюань»), в парной установке в носовом грушевидном барбете. Сверху барбет закрывался броневыми щитами, образуя прямоугольную башню-бронеколпак толщиной 37 мм с открытым задником. Боекомплект-по 50 снарядов на орудие. Угол обстрела 270°, горизонтальное наведение и подача боеприпасов механизированы. На случай выхода из строя гидропривода орудие управлялось расчетом из 8 человек.
Вспомогательная батарея из двух 150 мм/35 орудий Круппа образца 1880 года, размещенных на спонсонах по обоим бортам. Угол обстрела каждого орудия составлял 180°, наведение проводилось вручную, а прислуга защищалась наклонным щитом толщиной 37 мм. Боекомплект тоже был по 50 снарядов на ствол.
Предложенное в ходе строительства Сюй Цзинчэном размещение в корме дополнительной 150 мм пушки оказалось невозможным, здесь размещались офицерские каюты и кают-компания. В 1894 году китайцы попытались разместить на кораблях флота пять 120 мм скорострельных пушек, выпущенных Цзяннаньским арсеналом, по одному на корму броненосного крейсера, но ничего опять не получилось.
Против миноносцев крейсера несли по два 47 мм и пять 37 мм пушек Гочкиса. Размещение- одна-две револьверные пушки на боевом марсе, еще две стояли на крыльях главного мостика. Остальные-в кормовой части.
По китайским данным количество малокалиберных скорострельных орудий доходило до 8, упоминаются еще две 75 мм пушки Круппа, скорее всего полевого образца на случай десанта.
Кроме того крейсера несли по четыре торпедных аппарата Шварцкопфа 356 мм, носовой подводный, на уровне тарана, кормовой надводный, два побортно .
Оснащены крейсера были самой передовой техникой, для горизонтального наведения главного калибра, для спуска паровых катеров и подачи боеприпасов применялись гидравлические устройства. Освещение кораблей электрическое- 250 ламп и 2 прожектора у главного мостика. В трюмах стояли насосы и аварийная помпа. Автономность кораблей по продовольствию 25 суток, по пресной воде 10 суток.
В китайском флоте пара броненосных крейсеров типа «Цзинъюань» уступала по водоизмещению лишь двум броненосцам немецкой же постройки. Но если броненосцы и в силовой дипломатии и в бою себя оправдали, то с броненосными крейсерами у немцев просто не получилось.
Сказались и молодость самого класса, отсутствие четких ориентиров, полное отсутствие данных кораблей и опыта их постройки у немцев, непонимание их предназначения.
Главный конструктор верфи Р. Хаак справедливо считал, что полноценным броненосцам эти корабли противостоять не смогут, но полагал, что уж с крейсерами его творение справится. Ошибся, не оценил талантов эльсвикских кудесников. По скорости, вооружению и даже в части комплексной защищенности, китайские броненосные крейсера уступали армстронговским крейсерам по всем статьям.
Лакированное палубное покрытие из тика в бою было вообще смертельно опасно для своего корабля в эпоху скорострельной артиллерии.
Чутье и Ли Хунчжана подвело. Крейсера немцы еще не освоили к тому времени.
Служба и боевые испытания крейсеров-в отдельной статье.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам