Как лучше и наиболее эффективно написать описание сцены, которое позволяет читателю сопереживать, интересоваться и не теряться в визуальных эффектах вашего фильма?
Четыре основных элемента формата сценария - это заголовок сцены, описание сцены, имя персонажа и диалог. Все остальное - направления камеры, переходы и ремарки за большим исключением, обычно замедляют чтение сценария. Эти элементы можно использовать, но только разумно и только в случае крайней необходимости.
Заголовки сцен просты. Они состоят из трех элементов - интерьера или экстерьера, места действия,и времени действия: днем или ночью (с некоторыми вариациями).
Имена персонажей очевидны. Диалог довольно прост. Именно описание сцены является ключом к успеху вашего сценария, особенно с точки зрения того, насколько легко для читателя прочувствовать вашу историю на кинематографическом языке.
Многие стремятся, чтобы читатель мог расшифровать визуальные эффекты, которые вы описываете в ваших сцены, как можно быстрее. Чтобы они как небольшие ролики представали перед глазами.
К сожалению, большинство начинающих сценаристов не понимают важность кинематографического языка. Вместо этого, они либо фокусируются на управлении камерой, либо углубляются в подробности с длинным описанием сцены.
Вот пять рекомендаций, которые помогут вам написать эффективное описание сцены, благодаря которому ваши сценарии станут желанными в любой продюсерской компании.
1. Меньше значит больше
Ваша работа как сценариста очень проста - донести то, что читатель должен наиболее ярко представить и сделать это как можно быстрее.
Вы не пишете роман. Вы не используете описание сцены, чтобы вдаваться в подробности о декорациях, локациях, гардеробе персонажа, каждом движении и т.д.
Чем меньше слов вы используете для описания визуального, тем лучше. Так рождаются кинематографические сценарии. Редактор предпочитает читать обычный сценарий, который выглядит так, как будто он смотрит фильм, в отличие от более оригинального сценария, который выходит на литературное поле боя.
Мастерство сценариста будет оцениваться в балансе между этими двумя крайностями. Любой может написать длинное описание из нескольких параграфов сетапа или последовательности действий, в которой сформулирует образы, звуки и атмосферу, а затем составит поэтическое описание каждой из деталей.
В сценарии нет места для таких вещей. Редакторам все равно. Вместо этого вам нужно научиться искусству сжатых изображений, где вы удаляете элементы из прозы и переходите к точке, чтобы читатель смог увидеть визуальный образ и перейти к следующей строчке как можно быстрее.
Чтобы освоить сжато описывать, вы должны научиться сводить все до основания. И когда вы думаете, что у вас получилось, сократите еще.
Приведу пример:
Блок описания сцены не самый плохой, который мы видели. Два предложения в одном блоке и одно длинное предложение в другом. Начинающий сценарист использовал бы другой абзац, чтобы углубиться в детали, пытаясь уловить какую-то особую атмосферу для одного единственного образа для читателя.
Теперь, взгляните на сокращенную версию:
Оба отрывка описывают один и тот же визуал. Второй пример просто доходит до сути без поэтической детализации.
Конечно, один переписанный блок сэкономит вам пару строк в вашем сценарии, но если вы примете мантру «Меньше значит больше» к каждой строке описания сцены в вашем сценарии, разница будет существенной.
Самый важный аспект — описывать каждый визуал достаточно быстро, чтобы читатель мог обрабатывать картинку с молниеносной скоростью. Прислушавшись к этому правилу, вы будете выдавать читателю/редактору более эффективное описание сцены.
Но это еще не все, что вы можете сделать.
2. Создайте ритм для вашего блока описания
Блоком описания сцены заполняется пустое пространство на странице сценария. Это может быть только одно предложение, два, три, четыре или (надеюсь, нет) больше.
В первом примере сцены было два блока описания сцены. Проблема многих сценаристов заключается в том, что их блоки описания сцены часто бывают очень большими и длинными.
Они упаковывают несколько визуальных элементов в один блок описания сцены. Это резко замедляет чтение. Вот как вы можете это исправить.
Думайте о каждом блоке описания сцены как о одном визуале, в который вы погружаете читателя. Как в комиксах.
Это то, что я хочу, чтобы вы увидели.
Теперь вы видите это.
Теперь это происходит.
Если вы обратите внимание на то, как читаются эти три предложения, вы заметите, что тут есть последовательность и ритм.
Бада Бум.
Бада Бум.
Бум.
Когда у вас есть визуальные элементы, собранные в длинные абзацы, мозг читателя интерпретирует этот блок по-разному, несмотря на то, что используется одно и то же описание.
Это то, что я хочу, чтобы вы увидели. Теперь вы видите это. Теперь это происходит.
Когда эти три предложения разделены на собственные короткие блоки описания сцены, они создают ритм. Когда они объединены в один блок описания сцены, состоящий из трех предложений идущих друг за другом, ритм теряется.
Это больше похоже на Бумбадабумбадабумбадабум.
Вы видите разницу? Прочитайте эти примеры снова и снова, и вы начнете понимать, что сценарии тоже имеют ритм. Сценарий, который включает в себя мантру «Меньше значит больше» и разделяет блоки описания сцены — легче читать, потому что он использует более кинематографический язык.
Если у вас есть большие блоки описания сцены с несколькими предложениями, сгруппированными вместе — разделите их. Пусть каждый блок представляет собой один визуальный элемент, в который вы погружаете читателя, и сделайте все возможное, чтобы каждый блок содержал не более двух предложений или был по размеру две-три строчки.
3. Используйте описание сцены для времени, дат и конкретных мест
В описании сцены мы даем всю информацию для постановщика. Если необходимо, то указываем определенное время, дату и место.
Многие сценаристы делают ошибку, включая эту информацию в заголовок сцены.
Сценарный формат разработан редакторами, чтобы меньше обращать внимание на заголовок сцены. Очень легко прочитать ИНТ. МЕСТО - ДЕНЬ - и уделить больше времени самой описании сцены.
Так что, если вы пытаетесь передать определенное время, дату и место, использовать описание сцены, чтобы ничего не было пропущено или забыто.
Ниже приведены примеры элементов, которые не должны быть в заголовках сцены:
Вместо этого включайте дату в первую строку описания сцены после заголовка. Если необходимо даты показать зрителю, то все равно используйте описание сцены, только со вставкой «титр:»
Это может показаться очень маленькой деталью, но это важно. Описание сцены настраивает сцену.
4. Удалите все указания куда двигаться камере
Слишком много сценаристов чувствуют необходимость направить камеру в рамках описания сцены.
Они, вероятно, считают, что написание кинематографического сценария предполагает демонстрацию стилистических ракурсов и движений камеры, но это далеко от истины.
Читателя такие описания очень отвлекают. Это замедляет чтение, когда они пытаются представить направления камеры.
Кроме того, в конечном итоге режиссер и оператор будут делать то, что посчитают нужным, так что нет необходимости призывать к определенным углам, движениям и кадрам.
Временами это необходимо. Но только если давать такие указания, как например, крупный план или показать что-то важное для сюжета. В идеале, сценарист должен дать читателю необходимые детали и позволить его воображению соединить недостающие звенья.
5. Избегайте специфических рекомендаций по музыке
Мы знаем, что вы хотите создать атмосферу. Музыка играет большую роль в финальной версии любого фильма. Однако сценаристы часто попадают в невидимые ловушки, когда начинают диктовать, какие именно песни должны быть услышаны в определенные моменты сценария.
Прежде всего, сценарист не может знать, какие песни будут доступны для режиссеров и студии. Саундтреки стоят денег. И в большинстве случаев студии подписывают контракты с определенными музыкальными лейблами, у которых ограниченная библиотека. Или бюджет фильма может быть недостаточным, чтобы включить классический или современный хит. А может исполнитель или лейбл не захотят, чтобы их музыка звучала в вашем фильме.
Во-вторых, что произойдет, если читатель не знает песню, на которую вы ссылаетесь? Каждый раз, когда вы ссылаетесь на конкретную песню в сценарии и это не относится к истории — это пустая трата времени, и вы выполняете чужую работу. Если песня все же относится к истории, а читатели не знают песню, они мгновенно отключаются.
Лучше просто назвать жанр музыки, который, по вашему мнению, должен сопровождать сцену.
Вместо того, чтобы писать играет песня The House of the Rising Sun в исполнении группы The Animals, напишите играет классическая рок-композиция из 60-ых.
Бонусный совет - используйте CAPS и Sluglines, но разумно
Распространенным заблуждением является то, что slugline - это другое название заголовка сцены. Слаглайны - это моменты в описании сцены, где вы используете CAPS для усиления информации, на которую вы хотите обратить внимание.
Некоторые авторы злоупотребляют этим. Другие не используют вообще.
Слаглайны и элементы действий, написанные в CAPS, являются эффективными способами привлечь внимание к удивительным - или важным визуальным элементам в ваших сценах.
Нет никаких правил относительно того, как часто вы должны их использовать, но лучшее, что вы можете сделать как сценарист, это использовать их только тогда, когда это необходимо. Некоторые сцены могут требовать больше, чем другие. Другие сцены могут не нуждаться в них вообще. Используйте на свое усмотрение.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Да, правила можно нарушать. Поймите, что это всего лишь руководящие принципы, которые необходимо большинству сценариев. Если вы хотите нарушить или изменить их — просто сделайте это.
Иногда вам нужно написать более длинный и подробный блок описания сцены.
Иногда вам нужно сгруппировать отдельные визуальные описания в один блок, чтобы сэкономить место или объединить их вместе.
Иногда вы забываете удалить время, дату или конкретное место из заголовков сцены.
Иногда вам нужно немного направить камеру, чтобы что-то показать.
Иногда вам нужно сослаться на конкретную песню, если она — сердце истории.
Но если вы примените эти пять рекомендаций, чтобы написать более эффективное описание сцены и читателю было легче читать — он это оценит. Иногда читатели не просто редакторы или стажеры в продакшенах, они могут быть менеджерами, агентами, руководителями, продюсерами, режиссерами. Люди, которые могут сделать или сломать вашу карьеру.