Найти в Дзене
Морская коллекция

Эскадренные броненосцы. Корабль последней надежды. "Пелайо".

В правлении королевы Изабеллы Испания смогла частично восстановить свое морское могущество, подорванное наполеоновскими войнами. В 60-х годах 19-го века Испания обзавелась значительным количеством броненосцев и паровых фрегатов, став обладательницей одного из сильнейших флотов на континенте. Но, как практически всегда бывает в подобных ситуациях, в стране начались внутренние волнения, переросшие в гражданскую войну. Королева была низложена, а Испания на некоторое время стала республикой. Длительная смута разорила страну и в 1874 году национальный консенсус уставшего народа вернул стране короля, теперь Альфонсо XII.

За время гражданской войны испанский флот, принимавший активное участие в боевых действиях, изрядно обветшал, физически и морально устарел. Пока испанцы убивали друг друга, британский и французский флоты активно развивались. Корабли из дерева ушли в историю, современные броненосцы строились из стали и обшивались специально изготовленной броней.

В январе 1884 года был сформирован новый кабинет министров из консерваторов. Морское министерство возглавил контр-адмирал дон Хуан Батиста Антекера-и-Бобадилья, одержимый идеей возрождения испанского флота. Среди испанских моряков в этот период шли жаркие споры, какие корабли нужны Испании -броненосцы или крейсера.

Контр-адмирал Карраса считал, что под командой решительного и умного командира крейсерская эскадра, действуя на коммуникациях противника, может парализовать его броненосный флот. Надо лишь выжидать удобного случая, чтобы, пользуясь преимуществом в мобильности, по одиночке вывести из строя броненосцы противника, а оборону побережья при этом возложить исключительно на береговые укрепления. Его оппоненты, соответственно, указывали на предсказуемые последствия боя между броненосцем и крейсером.

Антекера рассудил спор мудро-«Каждый класс имеет свои задачи и невозможно обойтись без чего-либо».

В апреле 1884 года Антекера представил грандиозную десятилетнюю судостроительную программу, предусматривавшую постройку шести больших океанских броненосцев, шести броненосцев береговой обороны, двух броненосных крейсеров, 32 миноносцев, семи крейсеров I ранга, девяти - II ранга, 11 - III ранга, шести транспортов, одного авизо, 23 сторожевых судов I ранга, 28 - II ранга, 37 - III ранга и восьми пароходов. Стоимость программы определялась в 231,17 млн. песет. Естественно, парламент данные расходы посчитал излишними. Антекера ссылался на зарубежный опыт- Англия тратила на флот 12% бюджета, Франция-8, Италия-7, а Испания-всего 4.

Пока шли парламентские трения, энергичный Антекера в бюджете Морского министерства 1883-1884 финансового года нашел сэкономленные деньги, добился у премьера одобрения строительства за счет них нового боевого корабля. Так как испанцы имели отработанную практику заказа новых кораблей у обеих ведущих морских держав-Англии и Франции, то был объявлен международный конкурс на проект и постройку броненосца.

В техническом задании оговаривалось принятое во французском флоте ромбовидное расположение артиллерии главного калибра и осадка в пределах 7,55 метра, позволяющая проход Суэцким каналом.

На конкурс поступило три проекта-

1. Британской фирмы "Samuda Brothers". На основе проекта бразильского "Риачуэло" с двумя башнями по лиагонали, водоизмещение 8925 тонн,скорость 16 узлов, за 14,05 млн. песет.

2.Британской фирмы "Thames Iron Works". На основе проекта британского "Энсон" в 10682 тонны, с четырьмя 343 мм пушками и 14 140 мм орудиями за 17,95 млн. песет.

3. Французской фирмы "Forges et Chantiers de la Mediterranee". Уменьшенный проект французского броненосца "Марсо". Французы просили 13,5 млн. песет.

Предпочтение получила фирма из Тулона. Как за минимальную контрактную стоимость, так и за учет требований заказчика по расположению артиллерии и осадки. Кроме того, в неформальном варианте испанцы оценивали уровень французского судостроения выше британского на тот момент.

Антекера считал этот броненосец головным при выполнении морской программы. Переняв опыт французских инженеров, продолжить строительство серии он предполагал на отечественных верфях.

Проект разработал известный французский инженер Лагань. Взяв за основу "Марсо", он уменьшил его для выполнения требования заказчика о прохождении Суэцкого канала с полной загрузкой. Для силовой установки были выбраны паровые машины двойного расширения, уже устаревшие, но хорошо отработанные и надежные. Артиллерия главного калибра размещалась ромбом в барбетах системы Кане. Первоначально на броненосце было предусмотрено парусное вооружение в 372(по др. данным 500) кв. метров.

Тем временем после жарких споров новая судостроительная программа была утверждена парламентом 15 июня 1885 года. Правда количество первоклассных броненосцев сократили до 5.

Совершенно случайно, 13 июля 1885 года в Испании разразился очередной министерский кризис, в августе немцы, опередив испанцев на полкорпуса аннексировали Каролинские острова в Тихом океане, на которые испанцы уже привезли своего губернатора, а 25 ноября скоропостижно умирает Альфонсо XII. Правительство консерваторов ушло в отставку, а новый кабинет министров сформировали уже либералы. Морская программа была пересмотрена и приоритет получили крейсера. Новых броненосцев Испания больше не строила.

Тем временем контракт, заключенный 26 ноября 1884 года на постройку броненосца 1-го класса на французской верфи исполнялся по графику. Стапельные работы начались 1 февраля 1885 года. Закладку киля в Ла Сене произвели в апреле 1885 года.

Имя броненосец получил в честь легендарного вождя астурийцев, возглавившего начало реконкисты -"Pelayo".

Пела́йо ( Pelayo , Pelagius , астур. Pelayu ; ок. 690 — 737 ) — вестготский аристократ, король Астурии , правивший в 718 — 737 годах . После разгрома в 718 году отряда арабов в долине Ковадонга, Пелайо стал первым королем Астурии - первого христианского государства, образованного на Пиренейском полуострове после его завоевания мусульманами маврами. Происхождение Пелайо остаётся невыясненным, мнения историков по этому вопросу расходятся. Он также известен под именем Пелагей, по одной из версий, потомок славян, осевших на территории Испании после "великого переселения народов".

-2

В испанском флоте он стал третьим этого имени и последним. Первым был парусник "lnfanie Don Pelayo", конца 18-го века, так и оставшийся недостроенным из-за французского вторжения, вторым-16-пушечная бригантина, спущенная на воду в Эль Ферроле в 1849 году и остававшаяся в составе флота до 1867 года.

-3
-4

-5

5 февраля 1887 года состоялась праздничная церемония спуска на воду нового испанского броненосца. Техническим процессом спуска руководил сам Лагань. Церемонию освящения проводил епископ Фрейжусский (Тулонский) его преосвященство Оури. Присутствовало около 10 тысяч гостей, в том числе множество испанских селебритис и сам морской министр Родригес Ариас. От испанского флота присутствовал старый фрегат "Бланка" конца 50-х годов.

Корабль обвешали испанскими и французскими флагами, праздник начался в 10-15 специально написанными стихами испанского поэта Хуана Айкарты. Поэт напомнил о величии Испании, подвигах испанцев от Пелайо до современности. В 10-50 под Королевский марш броненосец начал путь к воде. В 11-00 "Пелайо" уже осваивался в тулонской бухте.

"Пелайо" зачислили в списки испанского флота как броненосец I класса под тактическим номером 5 (замена броненосца "Арапилес").

В августе 1888 года броненосец начал официальные испытания, на которых присутствовали многочисленные представители иностранных флотов. 9 сентября 1888 года "Пелайо" на тулонском арсенале официально передали Испании. На церемонии присутствовала Практическая эскадра испанского флота контр-адмирала дона Хосе де Каррансы-и-Эчевария, в составе броненосца "Нуманция", корвета "Кастилия" и крейсера "Исла де Лусон".

Первым командиром броненосца был назначен капитан 1 ранга дона Паскуаль Сервера. Но еще около года шла достройка и вооружение корабля. Настойчивость и энергичность Серверы помогли оперативно согласовать вопрос с артиллерией. Испанцы хотели установить орудия испанского производства, выпущенные на заводе Гонтория по лицензии Кане. Окончательно боевую готовность "Пелайо" приобрел в 1889-1890 годах.

Внесение изменений в проект и многочисленные доработки стоили испанской казне дополнительных расходов. Стоимость корабля без вооружения и оборудования составила в итоге 22 миллиона песет.

-6

-7

-8

-9
-10

Pelayo броненосец 1 ранга

«Пелайо» “Pelayo”. Forges et chantiers de la Méditerranée Тулон (Франция). Строительство начато в апреле 1885 года. Спущен на воду 5 февраля 1887 года. Укомплектован( без орудий) 3 июня 1888 года. Введён в эксплуатацию 9 сентября 1888 года. Выведен из боевого состава 1924 год. Сдан на слом в 1925. Разобран в 1926 году

Водоизмещение 9745/9917 тонн. Длина 100,65/102,04/105,07 м. Ширина 20,18 м. Осадка 7.35-7,58 м. Глубина трюма до броневой палубы - 12,45 м, среднее углубление - 7,50 м, максимальное углубление - 8,69 м
Бронирование (Крезо)- броневой пояс 300—400 ( 450-300) мм, барбеты — 400 (400-300) мм, палуба от 50 до 70 мм, рубка 150-155 мм, орудийные щиты 80 мм
Двигатели- 2 паровые машины, 12 котлов, 9600 л. с. 2 винта. Скорость хода 16,7 узлов . Запас угля 665/800 тонн. Дальность плавания 2540- 3000-3620 морских миль на 10 узлах . Экипаж 520 человек
Вооружение - 2 × 320-мм/35Hontoria M1883, 2 × 280-мм/35Hontoria M1883, 1 × 160-мм/35Hontoria M1883, 12 × 120-мм/35Hontoria M1883, 5×57 мм/40 Hotchkiss, 13 x 1 - 37 мм /20 Hotchkiss, 4 x 5 - 37 мм/17 Hotchkiss. Минно-торпедное вооружение 7 × ТА(6 бортовых и один-нос или корма)

В 1897-1898 годах броненосец прошел частичную модернизацию на верфи "Forges el Chantiers de la Mediterranee". Она была прервана походом на восток во время войны.

Успели снять верхние боевые марсы, осталась лишь небольшая площадка на фок-мачте. На грот-мачте поставили еще один прожектор. Старые котлы заменили на 16 водотрубных котлов Никлосса. С новыми котлами и перебранными машинами корабль показал на испытаниях скорость в 16,7 узлов при форсированной мощности 9473 л.с. Было демонтировано бронирование казематов средней артиллерии. Попытка увеличить дальность плавания не удалась, с новыми котлами расход угля даже увеличился. А брать на борт перегруз угля в 800-1000 тонн испанцы опасались из-за ухудшения остойчивости.

Не успели срезать часть ахтерштевня и убрать кормовой балкон, что уменьшило бы длину корабля на 80 см (до 104,26 м) и сделало бы корму как у новых французских броненосцев. Запланированный проект замены 280 мм пушек на новые 240 мм тоже не получился.

В связи с началом испано-американской войны модернизация была прервана на середине и корабль вошел в состав эскадры, назначенной для поддержки обороны Филиппин, в состоянии "как есть", со старой артиллерией и неполным бронированием.

В 1898-1899 годах, после возврата из недолгого похода, броненосец вновь встал на модернизацию. От переделки кормы отказались. Среднюю артиллерию заменили на новые 140 мм/35 скорострельные пушки системы Кане. Одно орудие по прежнему осталось погонным, а восемь разместились в казематах позади барбетов 280-мм орудий вместо двенадцати 120 мм.

Вместо 90 мм и 70 мм орудий десанта производства Гонтория на корабле появились две более современные 66 мм пушки Шкода. Две 57 мм пушки были демонтированы.

В 1900 году вместо имевшихся трех 57-мм и восьми 37-мм револьверных пушек Гочкиса установили скорострельные орудия Норденфельдта, двенадцать 57-мм и два 42-мм.

В 1910 году в ходе модернизации были сняты торпедные аппараты, замена же артиллерии главного калибра на четыре 240-мм орудия Кане была признана уже нецелесообразной.

Стальной корпус броненосца имел двойное дно(с 90-98 отсеками) на большую часть длины , делился между двойным дном и бронепалубой шестнадцатью поперечными и одной продольной водонепроницаемыми переборками. Всего имелось 145 водонепроницаемых отсеков.

Силуэт -классический французский-высокий борт с ярко выраженным стандартным "завалом" и выдающимся таранным форштевнем. Корабль имел две стальные мачты с боевыми марсами, по два на каждую, на которых можно было поднять паруса в 500 кв. метров. Полубак тянулся на почти 70% длины корпуса.

-14

Силовая установка состояла из двух двухцилиндровых паровых машин типа «компаунд» двойного расширения и двенадцати огнетрубных цилиндрических котлов, мощность 8000 л.с.,при форсированной тяге 9600 л.с. Из-за неудачных обводов корпуса броненосец на испытаниях показал лишь 16,7 узлов максимальной скорости на форсаже, на естественной тяге было немногим меньше, 16,215 узлов. Корабль на полном ходу зарывался носом, поднимая огромные буруны. На 650 (665)тонн угля при нормальной загрузке броненосец мог пройти лишь около 3000 миль десятиузловым ходом.

Экипаж броненосца доходил до 620 человек.

-15

-16

Корабль нес всего 2719 тонн брони( с учетом деревянной подложки). Полный главный броневой пояс имел толщину от 450 мм на миделе до 300 мм в оконечностях. Вес пояса 1094 тонны. Броневые плиты изготавливались заводом "Шнейдер" из Ле Крезо. На выборочных полигонных испытаниях перед испанской комиссией каждая плита выдержала по три попадания 270 мм французской морской пушки (снаряд 216 кг, начальная скорость 437 м/с). Головная часть снарядов застревала в плите без пробития. Только высота пояса была всего 2,1 метра, из них над ватерлинией было 0,6. Хорошо, но узко. Огромные высокие борта брони не имели.

Броневая карапасная водонепроницаемая палуба толщиной от 50 до 70 мм закрывала машинно-котельные отделения и опускалась к оконечностям, касаясь нижней кромки броневого пояса. Настилалась она из трех стальных листов. По некоторым данным над жизненно важными участками ее толщина достигала 87 мм (это, видимо, с подложкой).

Орудия главного калибра защищались 400 мм барбетами и наклонными бронещитами в 60 мм. Подача боеприпасов от броневой палубу до барбета защищалась 75 мм бронированной трубой.Боевую рубку прикрывали 150-155 мм бронеплиты.

Вспомогательная батарея располагалась в бронированных казематах с толщиной стен и переборок 75 мм. На время перевооружения перед войной 1898 года плиты были демонтированы, возвращены на место уже после войны. Встречается точка зрения, что казематы изначально вообще не бронировались.

-17

-18

280 мм
280 мм

-20
-21

-22

-23

-24

Крупнокалиберная артиллерия стояла любимым французами ромбом в одноорудийных барбетных установках. Два 48 тонных орудия Гонтория (Онтория) 320 мм с 35 калиберным стволом стояли на носу и корме, а две 32 тонных 35 калиберных 280 мм пушки Гонтория - по бортам. Сектор обстрела бортовых орудий составлял 180°, носового-250, кормового-220. В теории броненосец мог вести огонь в любом направлении тремя орудиями главных калибров, но погонная и ретирадная стрельба для боковых орудий ограничивались опасностью повреждения надстроек .

Уровень возвышения орудий над водой по цапфам составлял 7,73 метра, а для бакового орудия-8,79 метров. Пушки Гонтория в конце века уже уступали новым армстронговским- на дистанции свыше 1 километра бронепробиваемость 280 мм Гонтория уступала 254 мм Армстронгу, на дальности более 10 километров Армстронг превосходил и 320 мм.

На броненосце впервые в испанском флоте применили гидроприводы для управления орудиями, но для мирового судостроения это оказался один из последних кораблей, построенных с артиллерией на гидравлике, мир активно осваивал электроприводы. Заряжание орудия было возможно в любом положении по горизонтали, а вот угол возвышения надо было устанавливать на 11 градусов.

-25

Орудия среднего калибра также отличались разнообразием. Одно 35 калиберное 160 мм погонное орудие Гонтория было встроено в форштевень под полубак, а двенадцать 35 калиберных 120 мм пушек Гонтория размещались на батарейной палубе вдоль бортов и вели огонь через бортовые порты. По порядку по одной пушке стояло перед 280 мм установкой и по пять-после. С учетом портов сектор стрельбы у них был ограничен 45 градусами.

Проект предусматривал установку разнообразной и многочисленной скорострельной противоминной артиллерии. На момент вступления в строй броненосец был вооружен пятью 57-мм Норденфельда и тринадцатью 37-мм револьверных пушек системы Гочкиса. На каждом из двух боевых марсов каждой из двух мачт стояло по две скорострельных пушки. Противоминное вооружение кардинально менялось при каждой модернизации.

Кроме того для десантных партий и размещения на катерах имелось два 70 мм и одно 90 мм орудие Гонтория. Они перевозились на колесном лафете. Корабль имел дополнительно четыре пулемета Максим.

При вступлении в строй броненосец имел семь неподвижных торпедных аппаратов 456 мм(381 мм по др.данным), один носовой (по др. данным кормовой) и по три на борт. В 1904 году сняли четыре аппарата, а в 1910 году оставшиеся.

Вес вооружения составлял около 5% водоизмещения.

-26

-27
-28

-29

-30

The_Spanish_Battleship_Pelayo,_by_Alfonso_Sanz
The_Spanish_Battleship_Pelayo,_by_Alfonso_Sanz

Escuadra_española_en_la_ría_de_Ferrol . Испанская эскадра в Ферроле
Escuadra_española_en_la_ría_de_Ferrol . Испанская эскадра в Ферроле

Самый мощный и представительный корабль испанского флота активно использовался для дипломатических миссий и показа флага, во всех "bodas у baulizos" (свадьбах и крещениях, исп. нар. поговорка). В сентябре 1889 года «Пелайо» перешел в Испанию и был включен в состав Практической эскадры.

На нем не было еще орудий главного калибра, а он в составе эскадры уже грозил марокканскому султану в Алукемасу после нападения марокканцев на испанских рыбаков. Марокканцы в сентябре 1889 года захватили фелюгу "Miguel у Teresa" и ее экипаж. 23 сентября из Кадиса к Алукемасу для принуждения к принятию испанских требований вышла Практическая эскадра (фрегат "Gerоna", крейсеры "Castillo", "Navarra", "Isla de Cuba", "Isla de Luzon") и примкнувший к ней из Тулона "Pelayo". Султан ультиматум принял, но отучить своих подданных грабить не мог.

Командующий эскадрой адмирал Хосе де Карранса, естественно, пожелал перенести флагманский штандарт на новенький броненосец, но Сервера, видимо, не заинтересованный в нашествии "звездных мальчиков" на свой корабль, напомнил ему, что по Морскому уставу "флагманом может быть назначено судно с боеготовым главным калибром". Каррасу пришлось довольствоваться устаревшим деревянным фрегатом "Gerоna".

В Тулоне, куда броненосец зашел установить,наконец, артиллерию, 19 апреля 1890 года на церемонии спуска на воду броненосца "Маджента" он представлял Испанию в международной эскадре из итальянских, японских и т.д. кораблей. Тогда же броненосец посетил президент Франции Р.Карно, прорекламировавший так возможности французского кораблестроения.

В 1891 году в Пирее броненосец участвовал в торжествах в честь юбилея независимости Греции. На борту корабля побывали король эллинов Георгий и его супруга Ольги. После возвращения на родину, броненосец посетили морской министр дон Хосе Мария де Беранхер и королева-регент Мария-Кристина.

В Генуе
В Генуе
Броненосец «Пелайо» на международном смотре в Генуе. 1892
Броненосец «Пелайо» на международном смотре в Генуе. 1892

В октябре 1892 года вместе с эскадрой испанских кораблей броненосец прошел в Генуе на параде по поводу 400 летия открытия Америки. В 1895 году с крейсерами "Инфанта Мария Тереза" и "Маркиз де ла Энсенада" броненосец посетил открытие Кильского канала. На это событие прибыла внушительная международная эскадра в составе 65 боевых кораблей из 12 стран (25 броненосцев, шести броненосцев береговой обороны, 17 крейсеров, четырех минных крейсеров, семи миноносцев, четырех канонерских лодок и двух яхт).

В том же году «Пелайо» вновь ходил пугать марокканцев. На этот раз причиной стало убийство на границе трех испанцев. Больше месяца эскадра адмирала Монтохо в составе броненосца и четырех крейсеров провела в Танжере, пока султан не выплатил внушительную компенсацию.

Напряженность в отношениях с США делала войну неизбежной. Помимо достройки новых броненосных крейсеров испанцы планировали успеть модернизировать свои броненосцы. 29 ноября 1896 года «Пелайо» пришел в Тулон для проведения модернизации. До начала войны удалось сделать лишь часть работ (котлы и мачты), а заменить артиллерию среднего калибра получилось только после войны. Срочно вернули снятую старую артиллерию на место, а казематы так и остались без брони. 7 апреля 1898 года броненосец покинул гостеприимный Тулон.

-35
-36

-37
-38
-39

-40
-41
-42
-43
-44
-45

-46

-47

-48
-49
-50
-51

В итоге эскадра Серверы ушла на Кубу без него. «Пелайо», экстренно свернув работы, вернулся в Испанию и 7 мая вошел в состав Резервной эскадры. Не сделав ни единого выстрела по противнику, броненосец стал весомым фактором войны, для испанцев воплощая последнюю надежду переломить неудачный ход боев, а для американцев являясь постоянно нависающей угрозой, не учитывать которую было нельзя.

Резервная эскадра состояла из новейших кораблей испанского флота. "Pelayo" вернулся наполовину модернизированным, “Emperador Carlos V” только 4 апреля вышел из Гавра после установки вооружения, "Alfonso XIII" только покинул достроечную стенку. Миноносцы лишь в марте-апреле покинули Англию после постройки.

Слабым местом Резервной эскадры была подготовка личного состава. Как отмечал российский лейтенант Д.Б Лохвиснава, наблюдавший подготовку к походу, корабли были совсем недавно укомплектованы в основном плохо обученными новобранцами. Боеспособность Резервной эскадры оценивалась как недостаточно высокая.

-52

-53

При этом слухов было больше чем действий. Так 27 апреля пассажиры парохода “Madjestic” заметили в 1700 милях к западу от Квинстауна “броненосец в сопровождении трех эсминцев”, явно "Пелайо", направляющийся на обстрел Нью-Йорка... А 29 апреля в официальном сообщении население информировалось , что "Пелайо", “ Numancia ” и “ Vitoria ”, а также крейсер “Alfonso XIII” и шесть миноносцев вышли на Канары с последующим переходом на Кубу. Через несколько дней сообщение было опровергнуто.

Как часто бывает, все было гораздо интереснее. Воспользовавшись тем, что основные силы американского флота были стянуты к Карибскому морю, в район Флориды и Кубы, испанское командование запланировало серию дерзких операций, кардинально ломающих американский план войны, влияющих и на экономику и на общественное мнение противника.

Испанцев заинтересовало незащищенное атлантическое побережье США с крупнейшими экономическими центрами. По приказу морского министра адмирала Ауньона были детально разработаны набеговые операции на коммуникации и экономические центры США.

1-му дивизиону под командованием адмирала Комары, в состав которого входили броненосный крейсер "Emperador Carlos V", вспомогательные крейсеры "Patriota", "Rdpiclo", "Meleoro" и вооруженная яхта "Giralda", ставилась задача атаковать американское побережье между Чарльстоном и Галифаксом, Для этого дивизион выдвигался на Канарские острова, после чего следовало совершить переход к Бермудским островам, где командиру дивизиона следовало откорректировать свои окончательные действия в соответствии с информацией, полученной от испанского консула на островах Наиболее вероятной задачей стали бы действия на американских коммуникациях, идущих из Канады.
В это время 2-й дивизион [командир - капитан 1 ранга Хосе Феррандис] в составе броненосцев "Pelayo", "Vitoria", контрминоносцев "Osado", "Audaz" и "Procerpina" должен был совершить ряд отвлекающих акций.
И, наконец, 3-й дивизион (командир - капитан 1 ранга Хосе Барраса) в составе вспомогательных крейсеров "Buenos Aires", "Antonio Lopez" и "Alfonso XII" должен был идти в район мыса Сан-Рок (Бразилия) для действий на американских коммуникациях.

Операция должна была опираться на развитую агентурно-разведывательную испанскую сеть в регионе от Канады до стран Южной Америки. В ней были задействованы также официальные дипломаты и консулы.

Англо-саксонские разведывательные службы в этой ситуации сработали скоординированно, эффективно и быстро. Британцы выслали из Канады двух испанских дипломатов, на которых замыкалась вся сеть. Информация о готовящемся набеге была слита в прессу и испанцам пришлось на ходу перестраиваться.

6 мая Резервную эскадру возглавил контр-адмирал дон Мануэль де ла Камара-и-Ливермур, получивший приказ готовить корабли к дальнему походу. 14 мая окончательно определился состав эскадры. В нее вошли флагманский броненосец “Pelayo”, крейсера “Emperador Carlos V” и “Alfonso XIII”, вспомогательные крейсера “Rapido”, “Patriota” и три миноносца. 22 мая было объявлено, что эскадра направляется в Манилу.

Эскадра собралась в Кадисе и 11 июня получила приказ двигаться на Филиппины. 26 июня испанские корабли вошли в Порт-Саид. Здесь и начались испанские страдания, так знакомые нам по походу 2-й Тихоокеанской эскадры. Египетское правительство (находившееся под полным контролем британцев) отказало испанцам в бункеровке. Даже перегрузку угля со своих угольщиков в территориальных водах не разрешили. А 29 июня Камара получил требование вывести корабли из Порт-Саида, 24 часа, мол, давно истекли, пора и честь знать.

1 июля Камара вывел корабли за пределы территориальных вод и начал бункеровку в открытом море. Несколько дней подряд при неблагоприятной погоде. 5 июля, загрузив только часть необходимого угля, испанцы вошли в канал.

На подходе к Суэцу египтяне заранее уведомили адмирала, что у него есть лишь 24 часа. Камара пришлось снова покидать семимильную зону и весь день 7 июля опять грузить уголь.

-54
-55

-56

-57

За это время до Мадрида дошли вести о гибели эскадры Серверы и Камара получил приказ возвращаться домой. Блуждания испанской эскадры получили меткое название "шатания"("vagabondaggio"). По всем расчетам дойти до Манилы "Пелайо" было бы крайне трудно и очень долго. Для полной и сверхнормативной загрузки углем ему надо было несколько дней, и все равно по дороге нужны были еще две бункеровки. Дойти до Филиппин, где размещалась Азиатская эскадра коммодора Дьюи ( 4 бронепалубных крейсера и 2 канонерки) испанцам надо было быстрее, чем в Манилу придут два американских монитора.

Американцев встреча с двумя сильнейшими испанскими броненосными кораблями не прельщала, Дьюи готовился уйти с Филиппин встречать "спешащие" на помощь мониторы, а американский экспедиционный корпус получил распоряжение дожидаться в таком случае возвращения флота уйдя вглубь острова.

Поход до Суэца показал значительные проблемы с обновленной при модернизации силовой установкой. Кочегары так и не смогли приноровиться к сложным и капризным котлам, уголь горел уже в трубах и частично выбрасывался непрогоревшим. Из-за этого расход угля был значительно выше расчетного, не хватило даже до Порт-Саида. Одновременно перерасход был и по пресной воде, в итоге пришлось брать морскую, что привело к накипи и перегоранию трубок. Еще для одного флота котлы Никлосса оказались слишком капризными.

-58

После войны броненосец продолжил модернизацию в Тулоне. Правда от переделки кормы отказались, но среднюю артиллерию заменили на скорострельную-9 пушек Кане 140 мм. Казематам восстановили 75 мм бронирование. В Тулоне работы завершились к октябрю 1899 года, остальное доделывали уже в Испании. На следующий год заменили противоминную артиллерию, основой которой стала батарея из 12 57 мм Норденфельдов.

Судя по всему испанцы за несколько лет своей модернизации вконец утомили французов. Как жаловался командир броненосца капитан 1 ранга Хосе Феррандис-и-Ниньо,

завод "Forges et Chanliers de la Mediferrane'e" ремонтировал "Pelayo" по остаточному принципу, посылая рабочих на него только в том случае, если они не были нужны в других местах. Он жаловался также на отчаянную медлительность, с которой эти работы шли, причем жалобы, неоднократно направлявшиеся руководству компании, попросту им игнорировались.

После модернизации броненосец снова стал выполнять регулярные представительские задания. В 1901 году возил в Тулон на встречу с президентом Э. Лубэ испанскую делегацию. В апреле 1903 года доставил в Лиссабон личное послание испанского короля британскому Эдуарду VII. 22 июня 1903 года принимал французский флот в Картахене.

В 1904 году "Пелайо" сопровождал Альфонсо ХIII на встречу с кайзером в бухте Виго, монархи делили Марокко.

В 1904 году броненосец чуть не стал участников войны с Японией. Русская миссия вела в Испании секретные переговоры о приобретении "Пелайо" и четырех миноносцев типа "Террор". Об этом упоминается в переписке адмирала Феррандиса.

-59

В апреле 1907 года в Картахене броненосец сопровождал встречу Эдуарда VII и Альфонса XIII. Британский король уговаривал Испанию присоединится к Антанте. Тогда же встретились лорд Фишер и адмирал Феррандис (бывший командир "Реlауо"), англичане обещали помочь испанской морской программе. Обещание, как мы знаем, сдержали.

Осенью 1911 года, после очередного ремонта, броненосец присоединился к испанским силам, воюющим в Марокко. Испания решила окончательно закрыть проблему Марокко, установив полный протекторат. После 9 сентября , под Мелильей , корабль впервые открыл огонь по врагу. Броненосец несколько дней сносил с лица земли марокканские деревни под Алукемасом. Отлучался он только для бункеровки. Обстрелы продолжались до конца года.

Рядом с подлодкой "Исаак Пераль"
Рядом с подлодкой "Исаак Пераль"

30 января 1912 года испанский отряд из "Реlауо", броненосного крейсера "Emperador Carlos V", миноносцев "Osado" и "Audoz", зашел в Гибралтар, куда в тот же день прибыла британская эскадра с королевской семьей, на обратном пути из Индии. Затем эскадра направилась в Ферроль, где присутствовала при спуске на воду дредноута "Espana".

Потом "Pelayo" и его тяжелые пушки понадобились снова в Марокко. Он прикрывал крупный десант в Алукемасе.

El PELAYO VARADO. Foto del libro NAUFRAGIOS Y PECIOS DE MENORCA
El PELAYO VARADO. Foto del libro NAUFRAGIOS Y PECIOS DE MENORCA

В ночь с 22 на 23 ноября броненосец у о. Маон сел на мель, повредив обшивку. Ремонтировался в Картахене и довольно долго.

Вернувшись в строй, корабль продолжил гонять мятежных рифов в районе Алькасар-Сегуер - мыс Мапабата в июне 1913 года вместе с крейсерами "Reina Regenfe" и "Emperador Carlos V".

8-13 октября 1913 года Испанию с дружественным визитом на линкоре "Diderot" посетил французский президент Пуанкаре. В Картахене его встречали основные силы испанского флота- линкор "Pelayo", дредноут"Espana", крейсера "Emperador Carlos V", "Princesa de Asturias", "Reina Regenle", "Rio de la Plata", "Extremadura", миноносцы "Audaz", "Proserpina" и "Osado". Переговоры с испанским королем прошли на яхте "Giralda". Альфонсо XIII пообещал нейтралитет Испании в случае европейской войны.

"Pelayo" вместе с миноносцем "Proserpina" и канонерской лодкой "Lauria" 26 декабря 1913 года участвовал в спасении экипажа севшего на мель возле Сеуты британского парохода.

Пока европейские страны сражались на полях мировой войны, Испания продолжала решать свои задачи по колонизации Марокко. "Pelayo" активно участвовал своими пушками как корабль артиллерийской поддержки. 29 июня 1916 года вместе с канонерками "Bonifaz" и "Alvaro de Bazan" он поддерживал армейскую операцию против повстанцев на побережье.

Как отмечают исследователи, с 1917 года у броненосца наступила черная полоса- 27 января в Танжере он столкнулся с французским пароходом "Koning-Si", 28 ноября во время стоянки в Танжере , на борт скончался от сердечного приступа всего полгода назад назначенный командир корабля капитан 1 ранга дон Энрике Перес Грос. В январе 1918 года в том же Танжере броненосец потерял свой 6-тонный якорь. Якорь потом нашли, но осадок-то остался...

-62
Pelayo у арсенала в Картахене
Pelayo у арсенала в Картахене

Через несколько месяцев "Реlауо" отчислили из Практической эскадры. Испанский флот получил три новеньких дредноута, необходимость в "старичке" в первой линии отпала.

С июня 1919 года броненосец-в распоряжении Школы морских курсантов в Ферроле. Корабль учитывался как "артиллерийский понтон".

В 1922-1923 годах броненосец разоружили, 3 августа 1923 года официально исключили из списков флота, правда, приказ отменили, но 1 мая 1924 года “Pelayo” окончательно покинул ряды испанского флота. В 1925 года его выставили на продажу. С третьей попытки 25 апреля 1926 года он был приобретен голландской компанией и разобран на металл в Роттердаме.

Крупнокалиберная артиллерия броненосца ржавела в арсенале, а скорострельную пристроили в береговую оборону Балеарских островов. Снятые броневые плиты отдали на артиллерийский полигон, где броня завода из Ле Крезо вполне достойно показала себя под обстрелом.

-64

-65

Несмотря на то, что единственный испанский современный броненосец не участвовал в морских сражениях, о нем достаточно много написано, на русском языке целых две монографии. Там, естественно, гораздо больше деталей и подробностей по конструкции и истории броненосца.

-67

"Пелайо" на целых два десятилетия стал гордостью испанского флота. В тяжелые месяцы войны с Америкой, когда в начале мая и июля были уничтожены Филиппинская эскадра и эскадра Серверы на Кубе, именно мощь "Пелайо" поддерживала в испанцах последнюю надежду на перелом в неудачной войне.

Но...один в поле не воин. И испанский броненосец подтвердил это правило всей своей историей. Он настолько не вписывался в испанский флот, что получил в нем прозвище "El Solitario" (бобыль, отшельник, одиночка). Смена концепции развития флота со сбалансированной на крейсерскую, вызванная сменой партийности кабинета министров, сделала его единственным представителем эскадренных броненосцев в испанском флоте.

В итоге попытка создать на его базе броненосную эскадру, объединив с модернизированными "Нуманцией" и "Виторией", но те, даже после модернизации совсем "не тянули". Попытка объединить его с современными броненосными крейсерами провалилась- броненосец по дальности плавания и скорости не мог за ними угнаться. В последний раз его попытались пристроить к дредноутам-но и там он был лишним.

В итоге он так и проболтался всю службу свадебным генералом да грозой бедуинов. Просто символ военно-морской мощи. Абстрактный.

Если бы действительно, военная судьба столкнула его с американскими броненосцами, то "по зубам" ему оказался бы, безусловно, "Техас". Встреча с "Индианами", скорее всего, закончилась бы плохо для него.

457-мм главный пояс из гарвеевской брони броненосца "Oregon" пробивается 280-мм снарядом с 3000 м, а 320-мм - с 5000 м, броневой пояс "Pelayo" на своей максимальной толщине (450 мм) пробивается ЗЗ0-мм американским снарядам с дальности 11 000 м, а 305-мм - с 9000 м, 300-мм оконечности и барбеты - с любой дальности, доступной обоим орудиям.

В целом "Пелайо", безусловно, броненосец французского образца с его достоинствами и недостатками. Полный броневой пояс обеспечивал достойную защиту корпуса, мощные пушки внушали уважение одним своим видом, но дальность плавания, при отсутствии баз снабжения по пути, как показал поход 1898 года, являлась недостаточной для океанских операций.

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам