Написав в предыдущей статье о Монго-Столыпине, я поняла, что необходимо остановиться на этой ветви рода, давшей России интересных людей.
И в первую очередь интересен, конечно, отец Монго, Аркадий Алексеевич Столыпин, хотя с ним М.Ю.Лермонтов знаком не был.
Аркадий Алексеевич был младшим братом Е.А.Арсеньевой. Семья Столыпиных была одной из самых знатных в Пензе и в губернии. Глава семьи, Алексей Емельянович, сколотив огромное состояние на «доходах с вина» и имевший обширные связи в высокопоставленных кругах, использовал всё это на благо сыновей, которые, получив блестящее образование, честно служили на благо России. Генерал-прокурор, князь Б.А.Куракин, считавший себя обязанным А.Е.Столыпину, покровительствовал Аркадию.
В 1797 году А.А.Столыпин приехал в Петербург, где познакомился с домашним секретарем Куракина — М.М.Сперанским. Наверное, нет необходимости подробно писать об этом выдающемся деятеле «дней Александровых прекрасного начала», испытавшем на себе все препоны судьбы. Для нас важно другое: Аркадий Столыпин был одним из ближайших друзей Сперанского и, что больше всего характеризует человека, не отвернулся от опального реформатора. Он несколько раз навещал Сперанского в Нижнем Новгороде, и это осенью 1812 года, когда город стал фактически центром эвакуации и беженцы из захваченных губерний избегали каких бы то ни было контактов с «государственным изменником». На Столыпина даже поступил донос: «Будучи в тесной связи с предателем Сперанским, может быть, имеет он и тайные сношения с Наполеоном». Затем Сперанского переслали в Пермь, но переписка между друзьями не прекращалась ни тогда, ни когда возвращённый на государственную службу Сперанский станет в 1816 году пензенским губернатором. Эти очень откровенные письма, говорящие об общественной жизни того времени, бережно сохранялись в семье Столыпиных, и часть из них была опубликована сыном А.А.Столыпина Дмитрием. Кстати, в Пензе Сперанский общался с семьёй Столыпиных и потому характеризовал и их, и, в частности, конфликт Е.А.Арсеньевой и Ю.П.Лермонтова.
Карьера же самого Аркадия Алексеевича складывается очень благополучно: он дослужился до чина действительного тайного советника, сенатора и обер-прокурора Сената. Конечно, были у него и враги. Так, злоязычный вообще и не любивший Столыпиных в частности Ф.Ф.Вигель писал о нём: «В Пензенской губернии было тогда семейство безобразных гигантов, величающихся, высящихся яко кедры ливанские... Огромнейший из его детищ, Аркадий, служил при Павле в генерал-прокурорской канцелярии... Глядя на его рост, на его плечи, внимая ему грубому и охриплому голосу, можно было принять его за богатыря; но согнутый хребет обличал его хилость, и в двадцать с небольшим лет одолевающие его хирагра и подагра заставляли часто носить его плисовые сапоги и перчатки. Бессилие его ума также подавляемое было тяжестию идей, кои подчерпнул он в разговорах с знаменитым другом своим и кои составляли все его знания». Оставим эту характеристику на совести Вигеля.
Нам хорошо известно другое: среди знакомых Столыпина - Н.М.Карамзин, А.С.Грибоедов, В.К.Кюхельбекер, К.Ф.Рылеев. Сам он был литератором-любителем и, среди прочего, написал «Письмо с Кавказской линии к другу моему Г.Г.П. в Москве» - первое обращение к теме Кавказа.
Женат Аркадий Алексеевич был на Вере Николаевне Мордвиновой, и родством с её отцом в семье чрезвычайно гордились.
Кто этот дивный великан,
Одеян светлою бронёю,
Чело покойно, стройный стан,
И весь сияет красотою?..
… Нo нам ли унывать душой,
Когда ещё в стране родной,
Один из дивных исполинов
Екатерины славных дней,
Средь сонма избранных мужей
В совете бодрствует Мордвинов?
Так писал в оде «Гражданское мужество» К.Ф.Рылеев.
Вся долгая жизнь (90 лет) Н.С.Мордвинова была посвящена служению Родине. Показателен пример из детства: ему было около 10 лет, когда Екатерина II взяла его во дворец для совместного воспитания с великим князем Павлом Петровичем, но меньше чем через два года он был отдан отцом, адмиралом С.И.Мордвиновым, на службу во флот гардемарином, а ещё через два года - произведён в мичманы. Русский флотоводец и государственный деятель, один из организаторов Черноморского флота, председатель Черноморского адмиралтейского правления, первый в истории России морской министр, председатель Вольного экономического общества - это всё о нём. А кроме того… «Мордвинов заключает в себе одном всю русскую оппозицию», — писал А.С.Пушкин. Декабристы рассчитывали, в случае успеха восстания, ввести его в состав Временного правительства (кстати, как и Столыпина). Николай I в 1826 году включил его в состав Верховного уголовного суда, и он (единственный!) отказался подписать смертный приговор декабристам.
…Однако вернёмся к Столыпиным. К великому сожалению, до нас не дошли портреты ни Аркадия Алексеевича, ни Веры Николаевны. А интересно было бы посмотреть! О жене Столыпина говорили как о редкостной красавице. Красотой отличались и все их семеро детей (о «совершеннейшем красавце» Алексее я уже писала).
Сохранилась «Записка» неизвестного автора об Аркадии Алексеевиче Столыпине (в конце XIX века она была опубликована П.И.Бартеневым). В ней указывается, что Аркадий Алексеевич «не прежде оценивал поступки другого, пока не проникал причины их, и, наблюдая за ними, верно угадывал последствия, отчего редко… ошибался в людях. Знал он по возможности все изгибы сердца человеческого… Когда же размышлял о каком-либо предмете, то старался совершенно проникнуть оный своим понятием, и тогда ничто не могло развлечь его, доколе он не обозревал предмета своего вполне: такова была в нем сила внимания… В достижении цели… был постоянно мужествен и потому не оставлял того, что предпринимал. Был чрезвычайно деятелен. Один умный человек сказал об нем, что он “спешил жить”».
Да, спешил жить… Как будто знал, что остаётся ему немного. 7 мая 1825 года А.А.Столыпин скончался. Ему было 46 лет. К.Ф.Рылеев обращался к его жене:
Не отравляй души тоскою,
Не убивай себя: ты мать;
Священный долг перед тобою
Прекрасных чад образовать.
Пусть их сограждане увидят
Готовых пасть за край родной,
Пускай они возненавидят
Неправду пламенной душой,
Пусть в сонме юных исполинов
На ужас гордых их узрим
И смело скажем: знайте, им
Отец Столыпин, дед Мордвинов.
Невольно задаёшься вопросом, как сложилась бы судьба Столыпина, проживи он дольше. О проектах декабристов ввести его в состав Временного правительства хорошо известно. Сохранилось свидетельство В.И.Штейнгеля: «Рылеев не однажды вспоминал об обер-прокуроре Столыпине. “Вот был человек, — говорил он, — как жаль, что умер!”» Н.А.Бестужев показывал на следствии: «Покойный сенатор А.А. Столыпин одобрял общество и потому верно бы действовал в нынешних обстоятельствах вместе с ним».
Но история не терпит сослагательного наклонения…
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Карту всех публикаций о Лермонтове смотрите здесь
Навигатор по всему каналу здесь