Мелец М-15 ( WSK-Mielec M-15 Belphegor) - Польский сельскохозяйственный самолёт, оснащенный реактивным двигателем.
Был разработан в 1970-х годах прошлого столетия специально по заказу СССР.
Уникальность данного самолёта заключается в том, что он до сих пор остается единственным в мире бипланом, оснащенным турбореактивным двигателем. Помимо этого - в сельском хозяйстве к подобному решению тоже никто не приходил ни до, ни после создания М-15.
Самолёт оснащался двигателем - Аи-25. Между СССР и Польшей был договор на постройку 3000 экземпляров, однако всего было создано 172 самолёта, 155 из которых поставляли в СССР.
Всего самолёт эксплуатировался 6 лет, после чего данную модель сняли с производства. В СССР использовался с 1976 по 1983 г
Основной причиной снятия с производства являлся повышенный расход топлива на малых скоростях, на которых собственно и должен был эксплуатироваться биплан.
Однако реальных причин было намного больше. Несмотря на повышенный комфорт в эксплуатации (если сравнивать с Ан-2), сами лётчики, трудящиеся на сельскохозяйственных угодьях недолюбливали М-15 за его маленькие размеры и скорость.
А причина банально проста - в Ан-2 больше места, и в нем можно было кое-что "утащить" домой. Более того, из-за того, что на М-15 все процедуры были быстрее, чем на Ан-2, пилоты получали меньшую зарплату. Дело в том, что она зависела от количества лётных часов, а не от размера обработанного участка.
М-15 имел более "продвинутую" технологию распыления. Химикаты распылялись с помощью отбираемого из двигателя сжатого воздуха.
Баки были расположены на крыльях. Хвост сделали большим, чтобы компенсировать момент инерции и избавиться от завихрений воздуха за фюзеляжем.
В России осталось всего два таких самолёта, и оба находятся в музеях. Один в Монино, второй - в Ульяновске.
Если бы некоторые факторы не повлияли на ход развития данной модели, возможно бы Ан-2 не имел такую популярность. Мелец М-15 можно по праву считать его прямым конкурентом.
Подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх! Читайте далее: Единственный советский вертолёт Ми-4, который до сих пор остается на хранении. Все остальные были полностью списаны