Чтобы фильм стал хитом совсем необязательно вкладывать в его производство сотни миллионов долларов. История кино знает немало примеров, когда практически безбюджетные фильмы многократно окупались. Ниже "объективный" топ-10 фильмов, которым удалось собрать в мировом прокате более 1 миллиона США.
Почему слово "объективный" взято в кавычки? Этот рейтинг учитывает только производственные затраты, рекламный бюджет и стоимость печати копий (а все фильмы в рейтинге вышли в доцифровую эру и распространялись на пленках) может превышать производственный бюджет в разы, но эти цифры афишировать не принято.
10 место: Голова-ластик (Eraserhead ), 1977, режиссер - Дэвид Линч
Бюджет: 100 тысяч долларов; кассовые сборы - 7 миллионов долларов.
Дебютный фильм Дэвида Линча снимался в течении нескольких лет, так как его производство останавливалось несколько раз из-за отсутствия финансирования, но результат того стоил. Именно успех "Головы-ластик" превратил начинающего художника Линча в одного из главных американских режиссеров.
9 место: Последний дом слева (The Last House on the Left), 1972, режиссер - Уэс Крэйвен
Бюджет: 87 тысяч долларов; кассовые сборы - 3 миллиона долларов.
Ещё один кинодебют, а их в этом списке будет немало, от будущего создателя "Кошмара на улице вязов". Кино получилось примитивно-первобытным хоррор-ремейком "Девичьего источника" Ингмара Бергмана.
8 место: Пи (Pi), 1998, режиссер - Даррен Аронофски
Бюджет: 68 тысяч долларов; кассовые сборы - 4,5 миллиона долларов.
Ещё один кинодебют, снятый с явной оглядкой на "Голову-ластик" и японский киберпанк.
7 место: Двойная порция (Super Size Me), 2004, режиссер - Морган Сперлок
Бюджет: 65 тысяч долларов; кассовые сборы - 22 миллиона долларов.
Документальное кино, раскрывающее зрителям "шокирующую правду" о фаст-фуде. Сперлок с достойным лучшего применения упорством доказывает на своем примере, что целенаправленно отжираться в McDonald’s - не самая лучшая идея. Но иногда выступить в роли капитана очевидности экономически выгодно.
6 место: Габриэла (Gabriela), 2001, режиссер - Винсент Джей Миллер
Бюджет: 50 тысяч долларов; кассовые сборы - 2 миллиона долларов.
Если остальные фильмы из списка как-то на слуху, то эта инди-мелодрама прошла мимо всех радаров.
5 место: Братья МакМаллен (The Brothers McMullen), 1995, режиссер - Эдвард Бёрнс
Бюджет: 50 тысяч долларов; кассовые сборы - 10 миллионов долларов.
Разговорная инди-драма из 90-х, когда словосочетание "американское независимое кино" имело исключительно положительные смыслы.
4 место: Клерки (Clerks.), 1994, режиссер - Кевин Смит
Бюджет: 27 тысяч долларов; кассовые сборы - около 4 миллионов долларов.
Режиссерский дебют главного гик-режиссера Голливуда был скромным чернобелым фильмом, снятым в одном помещении, и повествовал, что удивительно, в большей степени о людях, чем о поп-культуре.
3 место: В компании мужчин (In the Company of Men), 1997, режиссер - Нил ЛаБут
Бюджет: 25 тысяч долларов; кассовые сборы - чуть меньше 3 миллионов долларов.
Дебютный и лучший фильм ЛаБута - то кино, которое хочется рекомендовать. "В компании мужчин" - мощная смесь психологической драмы и очень черной комедии.
2 место: Бездельник (Slacker), 1991, режиссер - Ричард Линклейтер
Бюджет: 23 тысячи долларов; кассовые сборы - свыше 1 миллиона долларов.
Ещё один дебютный фильм. Линклейтер - один из самых интересных американских режиссеров, почти 30 лет балансирующий между голливудским и независимым кино. "Бездельник" принадлежит к числу его самых сильных работ. По сути, это почти мамблкор, хотя последний и появился только спустя 10 лет.
1 место: Музыкант (El mariachi), 1993, режиссер - Роберт Родригез
Бюджет: 7 тысяч долларов; кассовые сборы - 2 миллиона долларов.
Дебютный фильм Роберта Родригеза, история создания которого гораздо интереснее, чем то, что можно увидеть на экране. С полным списком фильмов можно ознакомиться здесь.
Кстати, некоторые фильмы из списка можно посмотреть на Кинопоиске, для чего можно использовать промокод, активирующий подписку на 45 дней (вбивать надо сюда - https://www.kinopoisk.ru/gift/): CINEMANUAL45