На первый взгляд может показаться, что ничего. Советский фильм "Афоня" (1975) рассказывает о жизни простого сантехника Афанасия Борщова, который из-за своего разгульного нрава попадает в разные неприятности.
— И когда только ты, Борщов, всё успеваешь — и в фонтаны нырять, и на танцах драться?
Американский фильм "День Сурка" (1993) повествует о приключениях журналиста Фила Коннорса, который застрял в одном дне и никак не мог выйти из череды повторяющихся событий.
— Сегодня 2 февраля… опять.
Эгоизм
Однако приглядимся к персонажам. Оба - прожженные эгоисты, гедонисты и циники.
Афоня только и делает, что ищет повод прогулять работу, занять "до получки" на выпивку, подебоширить и оттянуться на дискотеке.
Фил Коннорс тоже не особо любит свою работу, халатно относится к своим обязанностям.
Ощутив выгоды повторяющегося Дня сурка, он тут же пускается во все тяжкие: объедается, гоняет на машине, нарушая правила, ворует, гуляет с девушками.
Повторение одного дня
По сути, Афоня тоже живёт в "Дне сурка". И так же, как Фил Коннорс, он долгое время не понимает, что причина проблем - внутри него самого.
— Ну не знаю. А что бы ты делал, если бы застрял в одном месте, в одном дне и ничего бы вокруг не менялось?
- .. А я примерно так и живу.
Первоначально оба пытаются повлиять на внешние факторы. Афоня конфликтует со знакомыми, а Фил безуспешно бьет злополучные часы.
Но ничего не получается, до тех пор, пока не меняется характер и мировоззрение.
Афоне для этого потребовались увольнение с работы и поездка в родную деревню. А Фил Коннорс прожил повторяющийся День сурка несколько тысяч раз, прежде чем превратился из эгоиста в альтруиста.
Прекрасная дама
Судьбу каждого персонажа помогает изменить прекрасная девушка. В жизни Афоне большую роль играет санитарка Катя (Евгения Симонова), а Фила Коннорса на внутреннюю трансформацию вдохновляет коллега по работе Рита (Энди Макдауэлл).
Именно любовь становится силой, необходимой для позитивного жизненного разворота.
Причины сходства
Итак, как видим, между "Афоней" и "Днём сурка" много общего. Однако не будем делать поспешные конспирологические выводы.
Крайне маловероятно, что Гарольд Рамис вдохновлялся фильмом Георгия Данелии. Скорее, просто оба задумались на тему перевоспитания героя-эгоиста, и каждый режиссер снял шедевр независимо от другого.
Если статьи о психологии кино вам интересны, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. :)