Я начну небольшой рассказ об этом человеке почти с самого конца. Оно стоит того, для понимания, что его поступки, в общем-то, были направлены на одно – он хотел, чтобы Россия была великой.
В 1942 году к нему, жившему в эмиграции, пришли немцы и предложили возглавить русских, перешедших на немецкую сторону, чтобы продолжить борьбу с коммунизмом. В ответ на это дед-эмигрант ответил:
« … Со старостью я не потерял разум, совесть и честь, чтобы изменить Отечеству».
И надо четко понимать, что то, что он стоял во главе Добровольческих сил Юга России – не значит, что он изменил стране. Он боролся за свою Россию, правда, так и не предложил четкой и понятной программы, что будет дальше, когда он победит. Если победит. Впрочем, генерал Деникин в итоге и не победил.
Антон Иванович Деникин не был потомственным дворянином. Отец его был из крепостных крестьян. Но отданный в рекруты смог выслужиться в офицеры, сдав экзамен на офицерский чин уже в 49 лет. Дослужился до майора, а сын у него родился, когда сам Иван Деникин был в возрасте «весьма за шестьдесят».
Семья была небогатой, точнее – еле сводила концы с концами. Особенно после того, как отец умер, когда сыну было 12 лет. Тем не менее, он сознательно выбрал военную карьеру. Закончил юнкерское училище, потом поступил в Академию Генштаба.
В дальнейшем был конфликт с руководством Академии, боевое крещение в Русско-японскую войну, где он получил звание полковника.
Первую Мировую войну начал командиром бригады в армии Брусилова, дослужился до командующего фронтом. Он был толковым командиром, считался одним из лучших. Но если во главе бригады и дивизии он добивался успехов, то Западный фронт летом 1917 года потерпел под его командованием полное поражение. Справедливости ради надо отметить, что к тому моменту, боевые части были, конечно, полностью распропагандированы.
Он поддержал Корнилова, что закончилось его арестом и заключением в Быховскую тюрьму. Уцелел чудом, отпущенный Духониным, бежал от большевиков Крыленко в последний момент. Вместе с Корниловым принимал участие в формировании Добровольческой армии, а после того, как Лавр Корнилов сложил свою голову, возглавил Белое движение на Юге России.
Ему даже удалось развернуть наступление на Москву. Но казавшийся таким успешным для всех поход, в итоге обернулся крахом, хотя большевики на полном серьезе подумывали об эвакуации из первопрестольной. Наступление завершилось разгромом и отступлением остатков армии в Крым, где сдал командование Петру Врангелю и с «чувством неизбывной скорби», на английском миноносце, уехал в эмиграцию. Как оказалось, навсегда. Увы, из песни слова не выкинешь – миноносец был английским, четкой и внятной политики, что будет дальше, у Деникина не было. Поэтому и получил он во время своего московского похода удар по тылам от батьки Махно.
В эмиграции он сначала помотался по разным странам, пока в 1926 году не осел в Париже. Читал лекции по истории, писал свои «Очерки русской смуты».
А потом, когда началась Великая Отечественная война, проявил себя как настоящий русский патриот. Отказывался регистрироваться в немецкой комендатуре, отказался помогать немцам, более того, призывал эмигрантов не поддерживать Германию. Есть сведения, что на свои личные средства направил советским войскам вагон с медикаментами. Сталин распорядился медикаменты принять, но адресата не разглашать.
Все это тоже было.
При этом остался убежденным противником советского строя и после завершения Второй Мировой войны переехал в США, опасаясь, что его выдадут в СССР. А не возвращаться у него, конечно же, были очень веские причины. «Белый террор» на Юге России ему обязательно бы припомнили.
Спорный был человек. Но никуда от него не денешься, свой сложный и незабываемый след в нашей истории он оставил так ярко, что не сотрется никогда.
Антон Иванович Деникин. 16 декабря исполнилось 147 лет со дня его рождения.