Любой пользователь персонального компьютера (как, впрочем, и любого другого устройства, работа которого основана на программном обеспечении) прекрасно понимает, что функционирование его устройства, без установленного антивирусного ПО чревато не только различными проблемами в виде замедления работы, появления лишних файлов и.т.п, но также может привести к полной потере важных данных без возможности их дальнейшего восстановления. Поэтому убеждать кого-то в необходимости установки антивирусной программы, сегодня не приходится. Единственный вопрос, который довольно часто возникает у пользователей –«Какой выбрать антивирус?».
Во всем многообразии другой альтернативы нет.
Рынок антивирусного программного обеспечения сегодня действительно насыщен различными пакетами, предлагающими «надежно защитить ПК» от «всевозможных угроз безопасности». На что же следует ориентироваться при выборе той или иной программы для антивирусной защиты, чтобы потом не было «мучительно больно и обидно» за бесцельно потраченное время и, скорее всего, деньги.
Для того, чтобы ответить на вопрос - «Какой антивирус лучше?», рассмотрим подробно каждый из этих пунктов, чтобы составить ясную картину и иметь представление, на что в конечном итоге следует ориентироваться при выборе антивирусной программы.
Кроме этого, хороший «антивирусник» должен уметь работать с программами электронной почты, чтобы исключить возможность заражения ПК и распространения «вирусов» через почтовые отправления.
Хороший антивирусный пакет, помимо всего прочего, должен обладать возможность слежения за «сокетами» – программными портами, которые нередко используются злоумышленниками, для удаленного управления зараженным ПК и выполнения на нем операций копирования, удаления, просмотра и запуска фалов. Такую функцию, как правило, обеспечивает отдельное ПО - «фаервол», но ставить специализированную программу на пользовательское устройство особого смысла
нет, так как многие последние версии антивирусов прекрасно с этим справляются.
Один из самых важных показателей для любого антивирусного пакета. Содержит две составляющие – возможность распознавать уже известные вирусы и возможность проводить эвристический анализ – способность понять, что данный, еще не известный (не внесенный в антивирусные базы) программный код является опасным. Естественно, что чем выше показатели по данному пункту – тем лучше. Ориентироваться можно на независимые тесты различных компьютерных журналов и сайтов, которые проводят еженедельные и ежемесячные тесты на надежность антивирусных пакетов.
Одним из слагаемых полного ответа на вопрос - «Какой антивирус лучше?» является «прожорливость» антивирусной программы, т.е. технические требования, которые она предъявляет к «железу» используемого устройства. Но помимо таких требований, как размер свободного места на диске и минимально необходимый объем ОЗУ, весьма важным показателем является процент занятости процессора во время работы данного антивирусного ПО. Антивирусная программа может быть хороша во всех отношениях, но при этом потреблять такое количество процессорного времени, что компьютер начинает просто «тормозить» после ее установки. Поэтому, здесь важно найти «золотую середину» - пакет должен не только справляться с поставленной перед ним задачей – надежно защищать устройство от всевозможных угроз и вирусов, но в тоже время не нагружать его сверх меры.
В этом вопросе, как правило, все просто и понятно. Компания разработчик должна быстро реагировать на появления новых угроз информационной безопасности, вовремя выпуская соответствующие обновления, как самого антивирусного программного обеспечения, так и антивирусных баз данных. Соответственно, современный антивирус должен иметь встроенный механизм автоматического обновления, как по сети Интернет, так и при помощи внешних носителей.
Немаловажным фактором является и наличие оперативно-реагирующей службы технической поддержки. В этом случае имеется возможность быстро получать всю необходимую информацию и помощь в случае затруднений, при работе с антивирусным пакетом, а это в свою очередь, позволит оперативно решать вопросы, связанные с безопасностью IT-техники и избежать ее длительных простоев.
На сегодняшний день все антивирусные пакеты делятся на две категории – платные и бесплатные. При этом показатель платности отнюдь не является мерилом качества и надежности их работы. Единственным минусом таких антивирусов является невозможность получить техническую поддержку (хотя и это уже реализуется), а также предъявить претензии, в случае некорректной работы ПО. В подавляющем большинстве случаев, бесплатные антивирусы имеют ряд ограничений по функциональности, которые автоматически выключаются после приобретения платного ключа.
Ставить бесплатную версию такого ПО или нет – решать вам, каких либо рекомендаций здесь дать невозможно, ведь все зависит от требований, которые пользователь предъявляет к своему рабочему месту (наличие ответственных данных, сложности с переустановкой операционной системы, если потребуется, приемлемость простоя и.т.д.). Единственное, что хотелось бы отметить, что в ряде случаев применение бесплатной версии вполне оправданно, а качество работы, как показывает практика, ничуть не хуже (а в ряде случаев и лучше) чем у их платных аналогов