Министерство юстиции РФ предложило установить на законодательном уровне возможность использования роботов-коллекторов для сбора задолженности с граждан. В представленном законопроекте говорится, что кредитор или лицо, действующее от его имени, вправе взаимодействовать с должником, используя личные встречи, телефонные переговоры, автоматизированного интеллектуального агента («робота-коллектора»).
Учитывая то, что в массовом сознании закрепился негативный образ коллектора, новость о возможном участии роботов-коллекторов в возврате просроченной задолженности может напугать плохо информированных граждан. Спешим успокоить: возможно, вы или кто-нибудь из ваших знакомых уже общались с роботом-коллектором по телефону, но скорее всего, не догадались, что ведете диалог не с человеком, а с автоматизированным агентом. Коллекторы используют автоматизированные интеллектуальные системы для общения с должниками уже несколько лет.
Дочерняя компания Сбербанка «АктивБизнесКонсалт» разработала и внедрила систему на базе искусственного интеллекта еще в 2017 году. Автоматизированные агенты вежливо беседуют с должниками, подбирая ответы, на основе сказанной ими фразы. Робот-коллектор ведет продуктивный диалог с клиентом, он сдержано реагирует на эмоции собеседника, его нельзя спровоцировать, он не ответит грубостью на оскорбления, а только вежливо попросит не перебивать его и дослушать до конца.
Несмотря на отсутствие закона, регулирующего деятельность роботов-коллекторов, организации, использующие эти системы для общения с должниками, придерживаются норм, которые устанавливают, что информировать клиента о долге можно только в определенное время (по будням - с 8.00 до 22.00, по выходным – с 9.00 до 20.00), звонить не чаще 2 раз в неделю, отправлять не более 4 сообщений в неделю.
Предложенный Минюстом законопроект не предполагает существенных изменений в работе роботов-коллекторов, их разрешается использовать не более одного раза в сутки, не боле 2 раз в неделю и не более 8 раз в месяц.