В городе моего детства кое-где еще деревянные тротуары. Они серого цвета, иногда с отсутствующими досками. Когда идет дождь, то через эти дырки видно, как под тротуаром бегут ручейки. Я останавливаюсь поглядеть на эти ручейки, но мама торопит. На ней мягко шуршащий болоньевый плащ и резиновые ботики с заклепками. Мне очень нравится мама, и я незаметно вздыхаю: "Вдруг не стану такой же красивой, как она?" Мы идем в новый детский сад, так как недавно переехали. Мой папа моряк и ему дали трехкомнатную квартиру на пятом этаже в новом доме из белого кирпича. Под крышей дома, в центре фасада красными кирпичиками выложена дата сдачи дома: 1965. У нас теперь своя кухня, балкон и ванная! Кухня, гостиная, которую называют "зал", и детская комната выходят окнами на обширный двор. Окно в комнате мамы и папы смотрит на центральную городскую улицу, за которой начинается Пионерский сквер, а за ним видна широкая, судоходная река и ее далекий противоположный берег с подходящими к самой воде, поросшими хвойным лесом, сопками.
Раньше мы жили на другом конце города, в деревянном двухэтажном доме, в коммунальной квартире. Мы занимали одну комнату с двумя окнами. А кухня и коридор были общими. Наверное, наша комната была самой большой, потому что на праздники все соседи собирались за нашим столом, и, судя по сохранившимся фотографиям, это было очень весело. Не помню про удобства, скорее всего, туалет - дощатая будочка - был на улице.
Мы с сестрой, которая на 3 года старше, знакомимся с окрестностями нового обитания. В нашем доме на первом этаже две огромные стеклянные витрины. Здесь расположены продуктовый магазин и магазин музыкальных инструментов под названием "Мелодия". Магазины нам пока не особенно интересны, и мы бежим через дорогу в сквер "Пионерский". Нет не бежим, а переходим дорогу аккуратно, как учила мама: сначала смотрим налево, доходим до середины дороги и смотрим направо. В сквере растут необъятные по обхвату березы - наших с сестрой рук не хватает. Под их тенью примостилась небольшая ажурная беседка из покрашенного в зеленый цвет дерева, немного поодаль - жутко скрипящая металлическая карусель-вертушка. Сквер кажется унылым, не обласканным вниманием и заботой. Зато при входе стоит высокий обелиск, увенчанный металлическим шаром с двумя птичьими ногами, стоящими на нем. Я тут же вспоминаю сказку про Бабу Ягу и избушку на курьих ножках. Но почему ножки есть, а избушки нет? И почему ножки стоят на шаре? Старшая сестра пояснила, что это вовсе не куриные ноги, а орлиные. Что раньше это был орел, причем с двумя головами, который не стоял на шаре, а держал его в своих лапах. Умная сестра сказала, что это был символ царизма, поэтому его откололи, но, видимо, ноги не смогли отбить, поэтому они и остались. Мне жаль орла, хоть двухголовый и кажется мне страшноватым.
А еще в скверике есть чья-то таинственная могила. Высокое надгробие напоминает саркофаг из какого-то черного, до зеркального блеска отполированного камня. Сверху высечен крест и надпись на непонятном языке. Ямки от насечек занесены песком, и мы очищаем их, чувствуя жутковатый трепет. Затем бежим в более освещенное солнцем место сквера, где располагается летняя деревянная эстрада в виде ракушки. Против нее стоит несколько рядов узких, без спинок скамеек. Сначала мы скачем по этим скамейкам, а потом забираемся на высокую сцену и изображаем певиц.
Сквер не огорожен и заканчивается крутым берегом, спускающимся к реке. Город стоит в ее устье. За полукруглой искусственной бухтой с пассажирским и торговым причалами, с большими, похожими на жирафов погрузо-разгрузочными кранами, стоят на далеком рейде длинные мрачные корабли. Это японские лесовозы, которые увозят наш лес в Японию. У самого берега всегда качаются длинные гладкие стволы, и местная ребятня, пока сторож не шуганет, носится по этим легко крутящимся в воде бревнам, играя в пятнашки. Нам с сестрой мама строго-настрого наказала к воде не подходить. Но меня туда и не тянет. Мне нравится смотреть на открывающийся простор, на чуть видимый отсюда, в синеватой дымке лиман, за которым начинается море...
Автор: Е.Ануфриева (Продолжение следует)