Найти в Дзене
Морская коллекция

Эскадренные броненосцы. Лучшие броненосцы империи."Радецкий".

Создание Австрийской империи проходило как расширение сугубо сухопутной державы. Небольшой флот империя заимела после приобретения части адриатического побережья с Венецией. Неудивительно,что и строительство кораблей и комплектование экипажей обеспечивалось итальянскими подданными Дунайской монархии. С изменением внутриполитической ситуации и удлинением побережья за счет балканских провинций произошла и интернационализация флота лоскутной монархии.Лишь после революций 1848 года австрийский флот стал имперским,с преобладанием немецкого элемента среди командования и матросами со всех уголков империи. Главной судостроительной базой монархии была Stabilimento Tecnico Triestino (STT) в Триесте, которая была основана в 1857 г , Cantiere Navale Triestino (CNT) специализировалась на небольших кораблях,в Поле работала вторая по мощности верфь-казенная, а в Фиуме венгры построили судостроительный филиал фирмы Danubius .За артиллерию и броню в империи отвечали чехи-компания "Шкода" в Витковице . Весь судостроительный комплекс сформировался только к концу 19 века,до этого часть поставок заказывали за границей. Комплектование экипажей было смешанным- вся империя в миниатюре,часто матросы не понимали команд на немецком и не могли понять друг друга.

Анонсированная в 1905 году программа развития флота адмирала Монтекукколи предполагала создание в ближайшее время армады из двенадцати линкоров, четырёх броненосных и восьми легких крейсеров, 18 эсминцев, 36 больших миноносцев и шести субмарин. В наличии же имелось лишь шесть броненосцев в строю или постройке, а также три броненосца береговой обороны.

Если ранее австрийцы строили относительно небольшие броненосцы ,то теперь они набрались опыта чтобы строить корабли уровня эскадренных броненосцев ведущих морских держав.Первые австрийские эскадренные броненосцы стали и последними,их постройка пришлась на переходный этап,породивший целый подкласс "полудредноутов" или "додредноутов". Пять различных перспективных проектов были рассмотрены в 1905—1906 году. Главный инженер флота Зигфрид Поппер склонялся к идее единого главного калибра- 2 варианта предусматривали 6 305 мм или 8 280 мм орудий,но их-за возросшего водоизмещения ,под которое не были рассчитаны существующие доки, и большей стоимости ,утвердили компромиссный проект.

В итоге австрийский флот пополнился тремя последними австро-венгерскими эскадренными броненосцами, первыми и последними эскадренными броненосцами 1-го ранга австрийского флота.

Наименования корабли получили в честь знаменитых полководцев двуединой монархии- Radetzky и Zrinyi ,а также в честь наследника престола- несчастного Erzherzog Franz Ferdinand .

Эрцгерцог Franz Ferdinand (1863-1914 гг.) был наследником австрийского престола, впоследствии убитым в Сараево.
Граф Иозеф Венцель Радецкий фон Радец (Ioseph Wenzel Radetzky von Radez, 1766-1858) – фельдмаршал, победитель при Кустоцце и Наваре.
Граф Миклос фон Зриньи (Miklos von Zrinyi, 1508-1566 гг.), преданный анафеме в Хорватии, был героем осады Жигетвара.

Дабы избежать путаницы с предшествующими кораблями типа “Erzherzog Karl”, уже в 1909 г. было предписано именовать этот тип не по головному кораблю (“Erzherzog Franz Ferdinand”), а как тип “Radetzky” (нем. Radetzky-Klasse, венг.Radetzky-osztály) .

В подклассе додредноутов «Радецкий» ,несмотря на самые жесткие лимиты по водоизмещению,был на уровне лучших образцов.Особенно хороша была артиллерия-превосходные 305 мм пушки концерна "Шкода"имели скорострельность 3 выстрела в минуту (при подаче снарядов из погреба-2,5),по мощи вспомогательного калибра он уступал только французским "Дантонам".Уникальная особенность конструкции заключалась в наличии бронированного двойного дна. Это должно было повысить защиту корабля от подводных взрывов.
В результате своего малого водоизмещения, они оказались чрезмерно вооруженными (6 башен )и имели слишком легкую конструкцию корпуса. Следствием была конструктивная слабость корпуса в районе носовой боевой рубки и носовых погребов, что искривляло корпус и привело к серьезным деформациям второго дна в средней части корабля и потребовало 'дополнительных подкреплений.

Все три корабля были построены фирмой Stabilimento Technico Triestino по проекту Главного корабельного инженера австрийского флота Поппера. Спуск кораблей прошел, как и было запланировано, в 1908-1910 гг, После спуска “Erzherzog Franz Ferdinand” на его месте тотчас же был заложен “Zrinyi”. “Radetzky” строился на втором эллинге того же завода и планировался к спуску в самом начале 1909 г.

«Радецкий» SMS Radetzky Stabilimento Tecnico Triestino Заложен 26 ноября 1907,спущен на воду 3 июля 1909,вступил в строй 15 января 1911 .продан на слом в 1920

«Эрцгерцог Франц Фердинанд» SMS Erzherzog Franz Ferdinand Stabilimento Tecnico Triestino Заложен 12 сентября 1907 ,спущен на воду 30 сентября 1908 ,вступил в строй 5 июня 1910 .продан на слом в 1926

«Зриньи» SMS Zrínyi Stabilimento Tecnico Triestino Заложен 20 января 1909 ,спущен на воду 12 апреля 1910 ,вступил в строй 15 сентября 1911 .продан на слом в 1920

Водоизмещение 14 508 т нормальное,15 845 т полное .Длина 138,8 м максимальная .Ширина 24,6 м .Осадка 8,1 м .
Бронирование-пояс: 100—230 мм
палуба: 48—51 мм
башни ГК: 60—250 мм
башни СК: 50—200 мм
казематы ПМК: 120 мм
командирская рубка: 100—250 мм
противоторпедная переборка 54 мм
Двигатели -12 котлов типа Ярроу;4-цилиндровые паровые машины тройного расширения, 19 800 л.с. .Движитель-2 винта .Скорость хода 20,5 узлов максимальная,10 узлов крейсерская .Дальность плавания 4000 миль на 10 узлах .Экипаж 876 человек .
Вооружение- 2×2 — 305-мм/45,4×2 — 240-мм/45,20×1 — 100-мм/50 K10, 4 - 66-мм зенитных пушки, 2 × 66 мм (2,6 дюйма) L / 18 посадочных орудия ,4×1 — 47-мм/44,1×1 — 37-мм/44 .Минно-торпедное вооружение -3 × 450-мм подводных ТА .


В 1915 г. две 66-мм пушки заменены на зенитки тако­го же калибра.

В 1911 "Радецкий" представлял Австро-Венгрию на коронационном параде в Спитхэде.В 1912 все три новеньких броненосца приняли участие в грандиозной международной демонстрации силы в Ионическом море,призванной охладить победоносный дух сербов во время Балканских войн.Кроме австро-венгерских линкоров в этой акции участвовали немецкий Breslau, французский Edgar Quinet, итальянский Ammiraglio di Saint-Bon и британский King Edward VII. Позже под командованием адмирала Сессиля Бёрни все эти корабли блокировали побережье Черногории и не допускали переброски сербами подкрепления к Скутари. Во время операции с "Радецкого" был проведен первый в австрийском флоте запуск гидросамолета.

В начале первой мировой войны линкоры прикрывали прорыв "Гебена",а в октябре 1914 года подавили установленные французами в Черногории на горе Ловчен батареи,обстреливавшие порт в Каттаро. В мае 1915 в составе австрийской эскадры выходили на обстрел итальянского побережья у Анконы сразу после ее вступления в войну.Остаток войны корабли простояли в бездействии в порту Полы.

Крушение Дунайской монархии и капитуляция ее вооруженных сил запустили увлекательный процесс грандиозного дерибана восьмого флота в мире. Последний император Австро-Венгрии Карл одним из последних указов передал имперский флот Национальному совету южных славян (оргкомитету Югославии).С флота немедленно дезертировали немцы,венгры и чехи со словаками.

Проблемой большого и беззащитного флота активно занялись наиболее заинтересованные-итальянцы.Хотя появление нового военно-морского игрока в виде Югославии не устраивало и остальных союзников.1 ноября 1918 года в бухте Полы итальянскими диверсантами был подорван дредноут "Югославия"(бывший "Вирибус Унитис").К главной базе флота приближались итальянские войска ,а на горизонте 10 ноября появился итальянский флот.

Не желая сдаваться итальянцам , югославские офицеры вывели “Radetzky” и "Zrínyi" из Полы и ,подняв американские флаги ,перешли в бухту Кастаели близ Спалато . Оттуда они отправили радиограмму американскому флоту с просьбой принять их капитуляцию. Совершенно случайно сообщение принял ближайший отряд американских катеров под командованием лейтенант-коммендора Е. Спарфорда . В бухте он увидел два огромных броненосца под американскими флагами.

Итальянцам удалось захватить в Поле только “Erzherzog Franz Ferdinand”.

Но ,как это принято в демократических странах,никакие юридические ухищрения не имеют значения ,когда есть конкретная цель. Ни флаг объявившей нейтралитет Югославии ни американский флаг не спасли бывшие австрийские корабли.

В марте 1919 итальянцы устроили в Венеции большой морской "Парад Победы". 24 марта “Erzherzog Franz Ferdinand” ,вместе с другими захваченными австрийскими кораблями,под итальянским флагом и ведомый итальянским экипажем вошел в гавань Венеции, прошел мимо короля Италии, которому был отдан салют. Так итальянцы устроили триумф, который они не сумели завоевать силой оружия .

В итоге все три линкора все равно оказались в руках итальянцев.В 1920-1922 они разобрали на металл “Radetzky” и “Zrinyi” ,а в 1926-1927,после протеста Международной контрольной комиссии и “Erzherzog Franz Ferdinand” .

Линкоры типа “Radetzky” были красивыми кораблями, с гармоничными очертаниями, аккуратные ,мощные,гладкопалубные, с двумя высокими дымовыми трубами и двумя мачтами, они издали были очень похожи на британские броненосцы типа “King Edward VII”.Внешне они гораздо больше походили на дредноуты,чем на эскадренные броненосцы.

При своем небольшом для додредноута водоизмещении они были отлично вооружены и прекрасно сбалансированы для условий Адриатического моря. Технически, на малых и средних дистанциях боя, «Радецкие» были вполне эквивалентны ранним дредноутам (уступая, впрочем, на основных к тому времени дальних дистанциях). Многочисленная скорострельная артиллерия среднего калибра превосходила таковую у англичан и итальянцев,несколько уступая лишь на треть более тяжелым французским "Дантонам".

Практически все надстройки были защищены броней, надводный борт был также забронирован на очень большой площади (последнее, впрочем, было возрастающей тенденцией на австрийских броненосцах, начиная с 1890-х гг.), и впервые была введена броневая подводная защита (вероятно, не в последнюю очередь для прикрытия погребов бортовых башен).

"Радецкие" превосходили все итальянские броненосцы и были непростым противником даже для первых итальянских дредноутов. Они обеспечили австрийцам прочный паритет на Адриатике.

Хотя в глобальном масштабе, из-за спешки с постройкой новых кораблей до модернизации доков флот получил три прекрасных корабля,устаревших еще на стадии проекта.

Из недостатков заметна была конструктивная слабость корпуса.По скорости австрийцы немного уступали итальянским линкорам типа “Regina Elena” .Да и силовая установка из паровых машин была явно архаичным решением,хотя в условиях Адриатики она обеспечивала вполне приемлемую скорость и экономичность.

Техническое описание в этот раз экспериментально выйдет отдельной статьей.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам