Найти в Дзене
Полевые цветы

…А если будет поздно… (Часть 20)

Начало Продолжение Часть 3 Часть 4 Часть 5

Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11

Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть16 Часть 17

Часть 18 Часть 19

Все публикации этого автора

Но – это был уже не тот мальчишка, не тот Андрюха… который так смело и безоглядно любил…ласкал черноглазую смугленькую Марику… Это был капитан второго ранга Ермаков. А на него с робким и счастливым ожиданием смотрела девчонка, которая отважилась дать ему ту радость, которой, в общем-то, в жизни Ермакова и не было… Ребёнок… Он вспомнил Мишкин рассказ…Казалось, сердце медленно рвали на части, когда он слушал Мишку… Как-то один из сослуживцев, мичман Любавин, что-то пошутил насчёт…аборта…Мишка побагровел, взял Любавина за рубашку, процедил сквозь зубы:

- Заткнись.

Потом, отвечая на Андрюхин взгляд, сказал:

-Андрюха… это нельзя… Это – страшно…

Запинаясь, не находя слов, сбивчиво рассказал о том, что… пережили Марика с маленьким… Тогда, перед свадьбой… когда они, ещё курсанты, ушли в учебный поход, а Марика… осталась одна – с той бедой, бедой-счастьем, счастьем-бедой, что случилась с ними троими… среди волн и звёзд…

И что же – сейчас капитан Ермаков должен отправить эту без памяти влюблённую в него девочку туда… к этим страшным, леденящим железкам?..

Он сказал:

- Ты поедешь со мной. А сегодня зарегистрируемся.

Сашенька что-то счастливо-озабоченно лепетала о свадебном платье. Капитан Ермаков холодно смотрел на неё, и Сашенька поняла, что платья не надо… Ну, и что – подумаешь – платье… И это «ну,и что» было далеко не единственным… Ну, и что, что…капитан в беспамятствезвал какую-то…Марику… Сашеньке капитан казался таким …взрослым… повидавшим в жизни так много… Что ж – Марика… Мало ли, что было в его жизни… Ведь он не мальчишка… А теперь будет только она, смело и уверенно думала Сашенька. Ну, и что, что…днём у капитана такой холодный взгляд…

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Ну, а какой же он должен быть…у капитана… А главное…самое главное… Сашенька так любила Андрея…Степановича, что этой её любви хватит на них двоих… А когда родится маленький, любви станет ещё больше…

На семейном вечере в доме офицеров на Сашеньку смотрели с любопытством. Наконец-то нашлась такая, что сразила капитана Ермакова! Да и как не сразить! Такой-то косой – русой-прерусой, длинной-предлинной. Глазами синими-пресиними, к тому же – такими влюблёнными в капитана…

Марика смотрела на эту девочку с грустной улыбкой. Ей очень хотелось, чтобы Андрей был счастлив… Но… как ни пыталась Марика… отказаться от прошлого…та ночь …всё, что случилось… оставались с ней. Даже Мишка – она теперь это знала безошибочно – смог наконец …не то, чтобы забыть… а подняться над тем, что произошло тогда у Марики с Андреем. Марика была счастлива, чувствуя, как спешит Мишка домой после службы, как ждёт…ночи. Марика специально подольше засиживалась над тетрадями. Из-под полуопущенных ресниц наблюдала за Мишкой. А он не выдерживал, начинал целовать её , потом брал на руки, нёс в спальню – как в другой мир… С годами Марика всё больше понимала, что её счастье – не там, на берегу далёкого моря их юности. Счастье быть покорной Михаилу…его трудной к ней любви… его строгости…сдержанности просто не оставляло места другому счастью…которое мелькнуло яркой вспышкой, вместившей в себя волны, звёзды...и…боль…

Андрей подошёл к Марике, пригласил на танец…Она, как всегда, не поднимая на него взгляд, подала слегка вздрагивающую руку… И всё… Больше для капитана Ермакова ничего не существовало – в целом мире… И это было так видно…

Михаил поспешил пригласить Сашеньку. Просто сыпал комплиментами, не давая ей оглянуться, присмотреться, увидеть… Мишка изо всех сил старался сберечь такое хрупкое Сашенькино счастье, которое могло и должно было стать и Андрюхиным счастьем…

…Михаил тревожился: в последние дни Марика выглядела такой усталой… По вечерам рано засыпала. А когда ночью Мишка стал её тихонько ласкать, она улыбнулась, взяла его руку, положила себе на живот. Ошеломлённый Мишка слушал, как под его ладонью бьётся малыш… как тогда – Саня… точно так же!

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Крошечный ребёночек у Марики под сердцем появился несказанной наградой. За всю боль, что им пришлось пережить.

Марика очень уставала на работе. Но никогда раньше Михаил не видел в её глазах такую простую и счастливую уверенность.

А потом приехал Саня. С удивлённо-счастливой застенчивостью посмотрел на округлившийся Марикин животик, прижался к матери. А вечером они с Марикой сидели рядом, разговаривали. Потом Саня замолчал, осторожно положил ладошку на Марикин живот, прислушался. Марика гладила сына по голове. Саня сказал:

- У меня будет брат.

И гордо добавил:

-Я сделаю из него настоящего моряка. Он будет, как мы с отцом.

Марика улыбнулась:

- А если это будет девочка?..

- Тогда будет морячка! – засмеялся Саня.

Потом примолк. Обнял мать. И вдруг попросил:

-Мама… а расскажи…как я…родился. Михаил настороженно приподнял от своих бумаг голову. А Марика, улыбаясь, сказала:

- Как и все. Нового способа ещё не придумали…

Но Саня серьёзно говорил:

- Про способ я знаю…

- Не рано ли… знаешь?.. – продолжая улыбаться, Марика взъерошила Санины волосы.

-Нет… ты расскажи…как я…вообще…появился…

Марика посмотрела на мужа.

- Когда-нибудь…я тебе… расскажу…

Михаил встал.

-Я сам расскажу. И не когда-нибудь. А сейчас.

Сел рядом с женой и сыном. Успокаивая, взял Марикину маленькую ладошку в свою.

-Я люблю твою маму…с детства…

-И я… - тихим эхом отозвалась Марика.

-А… Андрей Степанович?.. – спросил Саня.

Мишка с Марикой переглянулись: знает!.. откуда?..

Марика поднялась.

- Санечка… Сейчас уже поздно… Я тебе всё расскажу… потом.

-Нет, Марика. Пора…ему знать… - твёрдо сказал Михаил.

Обнял Саню, прижал его к себе. Помолчали.

- Да, сын… Так получилось, что твою маму мы…полюбили вдвоём…с капитаном Ермаковым. Ты знаешь – это мой лучший… единственный друг. Мы были… очень молоды… я… опоздал…

-Он… отбил у тебя невесту? – серьёзно спросил Саня.

Михаил беспомощно посмотрел на жену.

-Нет. Не отбил… просто…случилось то…что случилось. А…потом я не смог отдать ему маму. И… тебя…

- И вы… оставались…друзьями?..

-Да, сын. – Теперь Михаил говорил уверенно. – Остались… и остаёмся… друзьями. Мы смогли пройти через то, что случилось. Не оскорбляя, не унижая друг друга. Андрей Степанович знал о нашей любви. Но…разве то, что я… первый полюбил твою маму… давало мне право распоряжаться её судьбой, её выбором?.. В тот…момент… она…любила Андрея, моего друга. Так случилось. Так бывает. В жизни далеко не всегда совершается всё безукоризненно правильно…

- Тебе… трудно было? – брови сына изогнулись, совсем как у Марики.

-Невероятно… трудно. Всем нам… троим. Но…мы шли через это.

Улыбнулся, вспоминая:

- Даже морды друг другу били… как без этого…

Сын внимательно слушал.

- Но тут же поняли: не то это… Да, легче и проще всего было стать врагами – на всю жизнь. Проще, легче и…понятнее. Но…была дружба. Был друг, которого невозможно было никем заменить.

-А…измена?.. – тихо спросил Саня.

-А измены не было. Пойми, сын: одним словом, ну, например, словом измена – нельзя назвать всё, что случается…

Помолчали. Михаил продолжал:

-Если жить по расчёту, по заведомым правилам… Любовь можно…просмотреть. Но и в клетке её не удержишь. Она, бывает, уходит, бывает, возвращается…Что ж судить… И абсолютно счастливой любви… не бывает… а мы любили – я, Марика…Андрей… и пытались достойно справиться со всем, что нам…выпало… Труднее всего Марике… маме… было… Я…

-Миша, не надо… - умоляюще сказала Марика.

- Саня…должен знать. Я… бил её… после того…

Санины брови изогнулись – совсем, как у Марики. Изогнулись так страдальчески, что Михаил прикрыл глаза. Взмахнул ресницами – как Марика. Переводил взгляд с отца на мать, и было видно, что страдает Саня за обоих… Марика крепче прижала к себе сына.

- Бил… не из-за ревности… Не из-за того, что… случилось… Не мог понять, как мне быть… Бывает, сын, что…не можешь понять…

Продолжение следует…