Квантовая механика — интересная вещь. Чтобы не утверждали физики, но это та область науки, которая до сих пор остается, скорее, философской, нежели системной. Ла, формул много. Но вот вопрос: а что мы измеряем.
Взять, к примеру, английского физика Юджина Вигнера, который захотел посмотреть, что произойдет с квантовой теорией, если эксперимент приведет наблюдатель, который сам является объектом исследования. Другими словами, что мы измерим, если допустим, что принятая система отчета не является объективной, то есть зависимой от наблюдателя. Такие своего рода субъект-субъектные отношения, которые должны предоставить объективные данные.
Итак, было решено, что некто кидает монету, которая находится в суперпозиции. Вопрос: как определить, что выпадет — орел или решка?
А суть получается в том, что нам потребуется дополнительный, второй или несколько наблюдателей, которые сумеют описать своего первого коллегу, бросающего монету. При этом вторая группа не должна иметь представления о квантовой механике, иначе они не смогут вычислить суперпозицию исходного наблюдателя и бросаемой монеты. С другой стороны, первый наблюдатель описывает монету с «квантовой» точки зрения, находясь в кажущейся ему «стационарной» позиции. Для него именно контролирующая группа находится в суперпозиции. Проще говоря, мы изначально не знаем, в какой физической реальности находятся все три объекта, задействованных в эксперименте. А тем более не знаем, с какого момента времени можно считать свои наблюдения объективными или находящимся в суперпозици по отношению друг к другу. То есть не мир, а наше ощущение становится суперпозиционной или трансцендентным, в философском смысле слова. Просто потому, что записи у всех будут разные. При этом, если бы монета умела писать, то и она зафиксировала третий вариант «объективной» реальности.
Интересно и то, что даже если мы захотим научно вывести реальность, сравнив записи и сопоставляя их со своими наблюдениями, мы ничего не найдем общего. Теоретические это «общее» может трактоваться как объективное, но его не будет. Как тогда проводить эксперименты и что измерять?
И еще: мы строим свои приборы, опираясь на два условных факта: скорость света — предельна для материальных объектов, хотя сам свет имеет двойную природу. Второй — измерение происходит в земных условиях. Мы не можем зафиксировать реальность за пределами светового конуса. А потому вынуждены «переводить» экспериментальные данные на язык электромагнитного излучения. И здесь также кроется большая «квантовая» проблема.
Более подробнее смотрите здесь