Yacht Racing Forum (Форум яхтенных гонок) закончил свою работу. Он длился всего два дня, 25-26 ноября, и проходил в прекрасном и загадочном Бильбао на севере Испании, у берегов Бискайского залива.
Я пытаюсь собраться с мыслями и осознать все величие и масштаб этого события, уже признанного участниками лучшим Форумом за годы его существования.
365 ведущих представителей всего мирового яхтенного сообщества собрались для обсуждения насущных проблем и перспектив развития яхтенного спорта на планете. Быть среди них, общаться с ними – это уже привилегия.
Но это эмоции. Что касается дела, то Форум открылся программным выступлением Stan Honey о настоящем и будущем яхтенного спорта.
Стэн - американский профессиональный яхтсмен, а также бизнесмен и разработчик технологий. Его послужной список штурмана включает в себя победу в Volvo Ocean Race 2005-06 на борту ABN Amro I, многократное участие и одиннадцать побед в гонках Transpac. Он является основателем ряда кампаний, среди них Etak и Sportvision. Etak разрабатывает потребительские экранные навигационные устройства, включая автомобильные навигационные системы, используемые по всему миру. Sportvision является ведущим в США разработчиком технологий для спортивных трансляций и заработал шесть премий Emmy за технические инновации. Стэн Хани также руководил разработкой линии Yellow First Down, используемой в телевизионном футболе, системой отслеживания и выделения гоночных автомобилей NASCAR, а также системой K-Zone для бейсбола, которая выделяет расположение поля и зону удара в бейсболе.
В принципе, так можно рассказывать о каждом спикере Форума, но я постараюсь быть более кратким. Это был просто пример того, какие люди собрались на этом событии.
Стэн выделил несколько основных тенденций развития яхтенных гонок в мире.
1) Яхты поднимаются в воздух. Стремительное развитие фойлинг технологий привело к тому, что все больше и больше яхт, участвующих в больших международных регатах, оснащено подводными крыльями. В связи с этим возрастают скорости и регистрируются все новые и новые рекорды.
2) Современные технологии в метеорологии позволяют выйти на новый уровень предсказания погоды перед гонками и Стэну уже не нужно облетать район будущей гонки на зафрахтованном самолете, как он это делал когда то.
3) Технологии электронного судейства захватывают парусный спорт. Они очень точно оценивают ситуацию и все, что нужно иметь с собой яхтсмену для понимания текущей ситуации – это смартфон.
4) Оффшорные гонки с экипажами-двойками резко набирают популярность. Как уже писала пресса, в 2020 на Мальте пройдет Чемпионат мира по оффшорным гонкам. На чемпионате будут использованы однотипные девятиметровые лодки L30, разработанных компанией L30 One Design серебряного призера Олимпийских игр 2004 года и главы Парусной федерации Украины Родиона Луки. Родион, кстати, присутствовал на Форуме и был главным спикером по теме «Олимпийский яхтинг с экипажами-двойками как новая бизнес модель в парусном спорте».
5) Медиа оказывает все возрастающее влияние на парусный спорт. У яхтинга с медиа непростые отношения. Стэн привел слова известнейшего спортивного ТВ продюсера Дэвида Хилла, говорившего, что «яхтинг никогда не будет популярен глобально, так как люди любят смотреть по телевизору те виды спорта, в которые они играли в детстве». С другой стороны, яхтинг – это один из видов спорта, а спорт это наиболее популярный контент, ибо, опять же, по словам Дэвида Хилла, «из всего, что мы смотрим по ТВ, только в спорте неизвестен финал».
Поэтому внимание к яхтингу будет возрастать. Последний America’s Cup пользовался огромным вниманием у зрительской аудитории благодаря его прекрасной идее, эпичному воплощению и медийным технологиям. Но тут опять возникла проблема! Аудитория требует продолжения, а следующая гонка – через 4 года. Что делать? Но есть ответ и это SailJP.
SailJP – это основанная в 2018 году система ежегодных глобальных парусных гонок, в которых представлены передовые технологии и впечатляющий атлетизм. Штаб-квартиры SailJP находится в Лондоне и Нью-Йорке, а зрелищные прибрежные гонки проходят в самых знаковых гаванях мира. Главный приз соревнований- $ 1 миллион долларов. Соперничающие национальные команды сражаются на идентичных катамаранах F50, предназначенных для интенсивных гонок на скоростях, превышающих 50 узлов (100 км/ч).
После программной речи Стена начались запланированные тематические встречи. Много обсуждалась тема привлечения молодежи в яхтенный спорт. Philippe Joubin, глава крупнейшей французской регаты Spi Ouest France (больше 400 яхт-участниц) рассказал, что средний возраст участников мероприятия – 42-53 года.
С этой же ситуацией столкнулась Dawn Riley, организатор регаты Oakcliff Racing (105 лодок) в штате Нью-Йорк, США. Как CEO и капитан команды America True, Райли была первой женщиной, возглавлявшей команду на America’s Cup. Она участвовала в четырех гонках America’s Cup и двух командах Whitbread (теперь The Ocean Race). Она является бывшим президентом Фонда женского спорта, входила в совет по парусному спорту в США и является советником в нескольких общественных организациях.
Райли работает в Oyster Bay, штат Нью-Йорк, в Oakcliff Sailing с момента ее основания в 2010 году. Открытая для всех некоммерческая программа Oakcliff обучает будущих яхтсменов профессиональному оффшорному и прибрежному плаванию. Выпускники проходят обучение по всем аспектам яхтенных гонок от технических до финансовых, маркетинговых и стратегических.
Райли пытается увязать поиск молодежью работы с привлечением их в яхтенную индустрию. Хочешь найти работу? Учись яхтингу и находи работу в многочисленных компаниях штата, связанных с парусной темой.
Современная молодежь не хочет ничем владеть, в том числе яхтами. Проанализировав запросы в Google, выступающие отметили, что число запросов по яхтам неуклонно падает, зато растут запросы по SUP, серфингу и вейку.
Еще один большой интерес молодежи – это виртуальная регата. Virtual Regatta - это онлайн симулятор парусных гонок, разделенный на offshore и inshore режимы, в который играют в режиме реального времени. В нее вовлечено 1,3 миллиона человек по всему миру, причем 75% игроков режима inshore - младше 35 лет и не являются яхтсменами. Многие из них со временем переходят из виртуального в реальный яхтинг.
Еще одна насущная проблема современного яхтинга – это климатические изменения. Лед тает и откалывается от основного массива и Арктика открывается для плавания под парусом. С другой стороны, дрейфующие льды забивают морские проходы. В северных морях все больше и больше айсбергов и они доходят до широт Нью-Йорк и Португалии. Ураганов все больше и они все круче. Когда тает и исчезает лед, меняется вся эко система. Солнечные лучи больше не отражаются от поверхности воды, ее температура повышается, вода начинает испаряться. Меняется береговая линия. Постоянно увеличивается процент экстремальных погодных условий и это не может не влиять на современный яхтинг.
Это лишь некоторые из тем, которые обсуждались на Yacht Racing Forum. Кроме этого, говорили о влиянии проводимых яхтенных мероприятий на развитие тех регионов, где они проводятся, о чемпионате мира по электронному яхтингу, о роли женщин в парусном спорте и о том, как рассчитывать коэффициент прибыльности или убыточности (ROI) яхтенных событий.
Президент World Sailing Ким Андерсен рассказывал о развитии своей организации, Stéphanie Betz, консультант по водному туризму, говорила о проводимой ею регате Transpac Tahiti, а организаторы Bodrum Cup – о том, чем их регата отличается от других.
Говорили также о системе оценки и ранжирования яхтсменов, об устойчивом развитии, о Star Sailors League Gold Cup и участии IMOCA в America’s Cup. Edit Olasz Harken, красавица-супруга иконы яхтинга, предпринимателя и владельца одноименной компании Питера Харкена убеждала всех, что только производимые ею солнцезащитные крема Harken Derm дают коже яхтсменов эффективную защиту, а остальные, в основном, отравляют океаны. Питер присутствовал в зале и не был против.
В первый день Форума отдельно работала секция по дизайну и технологиям в парусном спорте, но туда я не пошел, ибо это совсем не мое. Ее программу можно увидеть вот тут https://www.yachtracingforum.com/forum/conference-program-2019/
В оба вечера Форума, и вечером дня, предшествующего ему, в разных местах Бильбао прошли торжественные приемы, где объявляли и награждали победителей всемирного конкурса яхтенного видео Mirabaud Sailing Video, чествовали Питера Харкена и под прекрасное испанское вино и шедевры баскской кухни горячо обсуждали будущее яхтенного спорта.
Следующий Yacht Racing Forum пройдет в Портсмуте, в ноябре 2020. Надеюсь, что на нем будет больше российских участников, чем на прошедшем Форуме в Бильбао, где страну представляли представители прессы (Yacht Russia и Яхт Радио), Яхт Клуба Санкт-Петербурга и Яхт Клуба Форт Константин.
Великого Don McIntyre, основателя знаменитых кругосветных гонок Golden Globe Race и Ocean Globe Race трудно причислить к россиянам, но нельзя не отметить его появление на торжественном вечере – церемонии награждения победителей конкурса Mirabaud Sailing Video в куртке с российским флагом. Это была куртка российского яхтсмена Игоря Зарецкого, за непростым участием которого в регате Golden Globe мы недавно с волнением следили.