Ранее я уже коснулась темы про разведчиков в советском кино. На такие фильмы началась мода с момента, когда Юрий Андропов стал главой КГБ. Он решил, что грозному Комитету нужен новый, более человеческий имидж, и помочь в этом должно было главное из искусств – кино. Так и стали появляться советские фильмы про разведчиков. Кстати, мода на шпионские картины была и на Западе, но там сценаристы использовали большей частью фантазию.
В основе же многих советских фильмов лежат реальные истории.
Сценарий для фильма «Ошибка резидента» (1968) написали безвестные авторы Олег Шмелёв и Владимир Востоков. До того этих имён вообще никто не слышал, авторы не были известны ни в среде литераторов, ни в среде сценаристов. И немудрено, ведь это были всего лишь псевдонимы. На самом деле
за сценарием стояли Олег Грибанов, генерал-лейтенант, работавший в контрразведке СССР и сам неоднократно принимавший участие в разведывательных миссиях, и Владимир Петроченков, полковник, бывший сотрудник спецслужб.
Грибанов, кстати, имел уже легендарную репутацию. Практически с самого начала работы на спецслужбы он активно заводил связи в кинематографическом мире, а порой и прибегал к помощи красивых актрис. Именно так, например, завербовали французского посла Мориса Дежана, и к этой операции приложил руку Грибанов. Для создания «Ошибки резидента» тоже использовали реальную историю.
Очень любопытно, что
на роль западного разведчика выбрали Георгия Жжёнова, дважды осуждённого за шпионаж
и отбывавшего наказание сначала на Колыме, а потом в поселении в районе Норильска. В 1955 году Жжёнова полностью реабилитировали, но ему пришлось несколько лет перебиваться проходными ролями. Несмотря на то, что в фильмографии Георгия Степановича в 1968 году было уже много киноработ, именно «Ошибка резидента» принесла ему всесоюзную славу. А ему, между тем, было уже 43.
Не менее противоречивым был и выбор актёра на роль советского разведчика. Режиссёр Вениамин Дорман не побоялся пригласить в фильм Михаила Ножкина, который находился в опале из-за неоднозначного песенного репертуара. «Ошибка резидента» стала его вторым появлением в кино. Мало того, в ленту попали и те самые провокационные песни Ножкина, что было довольно смело. Есть версия, что
у Ножкина нашлись поклонники среди сотрудников спецслужб, поэтому-то его и утвердили.
Но сейчас достоверно утверждать что-то сложно.
Зато точно известно, что сотрудники КГБ хорошо относились к киношникам и даже разрешали им находиться на засекреченных объектах. Например, сцену допроса Бекаса (Павла Синицына), которого играл Ножкин, снимали, используя суперновинку – детектор лжи. Изначально декораторы и реквизиторы создали бутафорский детектор, но разведчики, курировавшие съёмки, подняли их на смех. Чтобы придать сцене достоверность, они предоставили настоящий полиграф. По воспоминаниям Ножкина, тогда в СССР было всего два таких прибора, привезённых из-за границы.
Была у «Ошибки резидента» и ещё одна особенность. В ней деликатно проявилась тема реабилитация белого движения. Конечно, к эмигрировавшим на запад в послереволюционное время по-прежнему относились без восторга, однако теперь ненависть заместило некоторое сочувствие.
Фильм «Ошибка резидента» стал феноменально популярным. Было снято несколько продолжений, на которые ушло 18 лет. Во всех картинах в главной роли всё так же снимался Георгий Жжёнов (интересно, что в лагерях за мнимый шпионаж ему пришлось провести 17 лет). В последней части, ленте «Конец операции “Резидент”», Георгий Степанович играл 70-летним, но по его отменной форме этого не скажешь.
А кем вы восхищались больше: Тульевым или Синицыным?
Ну а тут рассказ про съёмки ещё одного советского фильма про разведчиков - «Мёртвый сезон».
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296