Найти тему

Протогородские культуры и гидравлические цивилизации (2002)

Москва, Институт Иоанна Богослова. 2002.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, декабрь 2019.

Протогородские культуры

Рекомендую прочитать мою статью, по крайней мере ее начало, которая называется «Мы живем в нерусском городе». Издана в журнале «Новая Россия» и в моем сборнике «Очерки православной традиции». На ее основе я сделал соавторскую статью с историком Марочкиным. Вообще за всю жизнь я сделал только вторую соавторскую статью, я практически не работал в соавторстве. И обе сделал с коллегой Марочкиным. Она называется «Русский город и русский дом». Сейчас она печатается по частям в газете «Гражданин» и будет закончена в начале декабря. Эти последние четыре номера будут и в нашей библиотеке. Первая редакция вывешена на сайте www.mahnach.by, а соавторская статья в самое ближайшее время будет вывешена на православном сайте www.netda.ru, и уже вывешена на политическом сайте «Золотой Лев».

Так вот, должен вам сказать, что ни один протоиерей Стефан Ляшевский, о котором мы говорили в прошлый раз, но также многие другие историки скептически относятся к продолжительности жизни человека в несколько сот и даже несколько десятков тысяч лет, и склоняются к тому, что библейская эра приблизительно верна, что человек живет всего лишь несколько тысяч лет, 8-10 тысяч лет. Погрешность невелика. Однако можно предположить, что даже в таком случае какое-то время человек жил, не имея городов. Тот же отец Стефан предполагал, что первочеловек Адам мог видеть первые городские поселения, по крайней мере одно из них, не вызывающее никаких сомнений. Это допотопный Иерихон. В первых городах жили люди, еще исповедующие единого Бога. Это древнейшее известное поселение археологи часто относят к 8 тысячелетию до Рождества Христова, что мне представляется крайне сомнительным, но уж к 6 тысячелетию бесспорно. К тому времени, к 6 тысячелетию относится не только Иерихон. У Иерихона 7 археологических слоев, однако сейчас, кажется, уже все согласны с тем, что уже первый Иерихон был городом, то есть, он был укреплен, имел не только стены, но и башни, видимо, две.

Хочу обратить ваше внимание на то, что под городом у разных народов, в разных языках подразумевалось прежде всего не ремесленное или торговое, или ремесленно-торговое поселение, не административный центр, не столица (большинство городского населения могло заниматься и сельским хозяйством), под городом прежде всего понималось поселение укрепленное. И когда мы читаем в наших летописях или хрониках, что был «срублен» такой-то город, подразумевается, конечно, не основание поселения, а основание крепости. Вполне вероятно, что в древнейшие времена каждый город во всех странах и во все времена был сначала сельским поселением, а городом становился, когда его укрепили.

Дело в том, что поселение первых людей практически никогда не находит отражения в исторических источниках. Сомнительно, что князь Юрий Долгорукий, сын Мономаха, святого благоверного князя, и отец тоже святого благоверного князя Андрея Боголюбского имеет какое-то маленькое право считаться основателем Москвы. Скорее всего, он основал не город в нашем понимании, а укрепленную княжескую усадьбу. Были и другие укрепления. Истоки Москвы находились не только на Боровицком холме, но и в районе нынешнего Каменного моста, и в районе Сретенского монастыря. И конечно эти поселения неизмеримо древнее, в первые века новой эры люди уже жили на территории Москвы. Только они были никак не наши предки и не основатели Москвы, это Дьяковское городище рядом с Коломенским. А вот основание крепости есть более или менее устойчивая датировка.

Благодатный полумесяц.
Благодатный полумесяц.

Так вот, уже допотопный Иерихон был укрепленным городом. Сельское хозяйство там было весьма замечательным, потому что Иерихон находится в области так называемого Благодатного полумесяца, с которым связаны древнейшие археологические материалы Ближнего Востока. И если учесть, что мы с вами уже отметили, что Земной рай, территория которого устанавливается приблизительно, но не так плохо, тоже находится рядом с областью Благодатного полумесяца, то это и неудивительно. Иерихон во все времена цветущий оазис. Там приличная почва, и есть вода. А климат такой, что там, где есть вода, палку в землю воткни, и она будет расти.

Кто-то из вас, может быть, был в Святой земле. Я был, это производит довольно сильное впечатление. Когда едешь по омерзительной, серой, безжизненной пустыне Негев, еще и страшно замусоренной (Израиль довольно грязная страна), по обочинам дороги бесконечно шелестят пластиковые бутылки, пакеты от провизии. Я такого даже у нас не видел. И вдруг в одну секунду из этого неприятного места влетаешь в цветущий сад. Кругом все зеленое, сочное, финиковые пальмы, теперь еще и бананы, которых тогда не было, но самое главное, знаменитые финиковые пальмы, травы много, все цветет.

Стены Иерихона были толщиною в 3 метра и высотой, видимо, около 6 метров, а башни даже около 9 метров. То есть, с них было удобно метать копья и камни, притом в то время, когда луков еще не было. Метательные орудия были еще очень примитивны, но все равно, когда у тебя под ногами 9 метров высоты, ты легко достанешь ближнего агрессора. Стены выкладывались всухую, без раствора. И потому можно предположить рациональное объяснение знаменитого библейского рассказа о том, как от звука труб иудеев пали стены Иерихона. Возможно, тут есть объяснение совершенно рациональное. Трубы конечно так сотрясти стены не могли. Но если трубя евреи бросились на стены, то при достаточном энтузиазме, которого было много, они просто завалили стены, не связанные раствором. Была такая отчаянная атака. То же были просто камни, а не сырцовый кирпич. Валунные стены Соловецкого монастыря выдерживали артиллерийский огонь, а там валуны лежат тоже без раствора. На растворе там только кирпичная отделка. Работает вес, масса, огромные камни.

Там коз пасли и растения выращивали. Кроме того, Иерихон расположен на старом торговом пути между Красным и Средиземным морями. Это очень выгодно. Потому в очень давние времена он был центром транзитной торговли. Запомните и запишите, любая страна, любой центр, любой город, который имеет транзитную торговлю, всегда богаче, всегда опережает темпами роста, благосостояния (развития, «прогресса», как говорят масоны, на самом же деле локального прогресса) тот город, ту страну, которая занимается только вывозной торговлей. Всегда выгодно, чтобы через тебя торговали. Это норма охватывает всю мировую историю до машинной революции, то есть до конца XVII века. Классический пример. Почему Русь была баснословно богата в XII веке, пожалуй, даже в XI веке? Транзитные пути: Западно-Двинский, Днепровский, Волжский. Гигантские объемы торговли шли через наши земли. Потом это прекратилось. И дело не в ордынцах, не в татарах противных. Мы просто потеряли транзитные пути и за XIII век надолго превратились в агарную страну. А в X-XII веках мы таких проблем не знали. Точно так же, как эпоха Великих географических открытий позже убила большую средиземноморскую торговлю. Стало неинтересно, оттуда ушли основные торговые пути.

А вот интересно, чем собственно торговали? Что везли? Со Средиземного моря везли раковины, пригодные для приготовления орудий, обсидиан, прекрасно пригодный для приготовления орудий в дометаллический период. С Красного моря везли природный битум, затвердевшую смолу, используемую в промышленности и строительстве того времени. Оттуда везли также некоторые красители. Только на Красном море живут мелкие моллюски, из которых добывают пурпур — бесценный, драгоценный царский цвет, тот самый цвет, который не получается при разложении белого света призмой, но который замыкает кольцо цветов радуги между фиолетовым и красным. Это цвет царских мантий, цвет каймы тоги римского сенатора, цвет, которым окрашивали листы наиболее дорогих, бесценных книг, написанных золотыми чернилами, Пурпурные кодексы в раннехристианское время. Вот так хорошо был расположен Иерихон.

В Иерихоне бывали невзгоды, даже землетрясения, но он тут же восстанавливался, он всем был нужен, и место было подходящее.

Теперь несколько слов о Благодатном полумесяце. Он начинается от Египта, от дельты Нила, проходит через Палестину и уходит в Сирию, достигая своим северным концом южной части Иранского нагорья. Мне не очень удобно говорить это преподавателям, взрослым людям, но говорю всегда, не существует истории без географии. И потому, если что-нибудь вы плохо себе представляете, возьмите любую современную карту, даже политическую. Хватит школьного атласа.

Почему он такой благодатный? Случайностей не бывает. Это несомненно дар Всевышнего, хоть и падшему человеку, но все-таки венцу творения, любимому творению. Что именно делает его таковым на практике? Именно там росли дикие предки основных культурных растений. Среди злаковых это просо, ячмень, рожь, а в северной части, на границе Иранского нагорья, также пшеница. Это вообще-то иранское растение, очень поздно попавшее даже в Европу. Именно там растут самые ценные с точки зрения питательности плодовые деревья. Самое ценное в мире — финик. Запомните это навсегда, самая богатая растительная пища до сих пор — это финик. А он же растет не везде. У нас, в самых теплых точках Черноморского побережья, во влажных субтропиках Батуми финиковая пальма растет, но финики не вызревают, не хватает длины лета. Растут еще некоторые ценные растения. Растет и более хладотерпимое, постоянно упоминаемое в Писании растение смоква, которое по-гречески называется фига (Ficus carica), которое я очень люблю, но которое мы почему-то называем по-тюркски «инжир». Я всегда на Южном рынке прошу мне взвесить полкилограмма или триста граммов фиг. Растут оливки.

Также по линии Благодатного полумесяца и рядышком, включая теплую, южную часть Иранского нагорья и Месопотамию, жили дикие предки первых одомашненных животных. Несомненно, первое одомашненное, загадочное животное — это собака. Я не могу того доказать, но все равно в том не сомневаюсь. Притом даже сильно подозреваю, что не человек одомашнил собаку, а первая собака сама пришла к человеку и стала с ним жить. Собака — это волк, без разговоров. Есть такой феномен доместикации — как только лиса начинает одомашниваться, у нее тут же портится мех, появляются пятна на шкуре. Он касается только псовой породы, только семейства псовых. Но сейчас имею ввиду не собаку, не спутника охотника, а предков свиньи, козы, овцы и осла, а также еще онагра, мелкого вида, близкого к ослу. Онагр несколько крупнее. Его вьючат, на нем возят поклажу. То было очень давно. А вот одомашнивание крупных животных, коровы и лошади относится только к концу 3-го тысячелетия до нашей эры и принадлежит, видимо, совершенно другим людям, нашим отдаленным предкам арийцам, величайшим скотоводам в мировой истории.

Другие древнейшие протогородские поселения относятся к 6 тысячелетию до нашей эры. Я считаю, что это абсолютно правомочно. Думаю, Иерихон, хоть и постарше, тоже относится к 6 тысячелетию. А в 8 тысячелетии до Р.Х. человек, видимо, еще просто не существовал. Я не настаиваю, просто излагаю разные точки зрения, подозреваю. То есть, еще в достаточно ранний период жизни человека возникают первые города, то есть уже во времена жизни адамитов, потомства Адама, учитывая продолжительность его жизни, его детей, внуков, правнуков. Одно из них находится на Кипре. Есть еще только два памятника, которые довольно прилично сохранились, чтобы их можно было серьезно изучать и реконструировать. Одно из них — протогородское поселение на Кипре, в южной части между Ларнакой и Лимасолом. Оно укрепленное. Есть улицы, несомненно. Дома ульеобразны, некоторые, небольшие, просто круглые с очагом в центре, другие — квадратные или продолговатые, но с закругленными углами, не круглые, но округлые, скажем так. Эту форму мы себе только представляем, сохранились только фундаменты. Перекрытие поддерживали две или четыре опоры. Поселение была защищено крепостной стеной. Говорят, что в очень ясную погоду, ночью с берега Ларнаки видно огни Хайфы, виден свет над крупнейшим израильским городом. Это все близко. А люди, как мы отмечали, были смелые. Они и на плотах могли рискнуть или на очень примитивных лодках. Так что торговать там начали давно.

Третье протогородское поселение находится в южной Анатолии. Это средняя часть Турции, в удалении от морского побережья, но довольно близко к нему. Опять-таки посмотрите, где оно находится. Это поселение Гююк-тепе или Хююк-тепе (также Чатал-Гююк, Гебекли-тепе, — С.П.) прямо напротив Кипра. Но это позднее турецкое название соседнего поселения. Так оно попало в литературу. Как оно называлось тогда и кто там жил, никто не знает. Это очень интересное сооружение. У него нету стен. Но то не значит, что оно не укреплено. Это конгломерат плотно сбитых друг к другу построек, представляющих единое целое, практически без дворов. Вокруг была общая территория, где они пасли свою скотину. Притом окна есть только в верхней части стен. Дверей вообще нету. А есть люки. Потому, если кто-то недобрый появился, обитатели Гююк-тепе убирали лестницы, канаты, которыми они поднимали корзины с продуктами. И все. Если тебе очень повезло, и ты хорошо подготовился и залез-таки на одну крышу, то тут тебя будут доставать из следующего выше окна копьями и камнями. То есть, это тоже очень неплохо защищенное поселение, хотя и другого типа.

Что тут еще интересно отметить? Археологи не сомневаются, что в 6-ом тысячелетии люди на Кипре жили и были довольно многочисленны, а в 5-ом они исчезают, и только в 4-ом появляются снова. Следов человека в 5-ом тысячелетии нету, а более ранние есть. Конечно, радиоуглеродный анализ дает колоссальные ошибки, колоссальный разброс, но не в полтысячелетия. Можете найти даже хорошие реконструкции. Вам, детям и ученикам рекомендую книгу, переводную с английского: Чизхолм Джейн, второго автора забыл (Миллард Энн, — С.П.), «Ранние цивилизации» в серии «Иллюстрированная мировая история». У нас напереводили и наиздавали неимоверное количество книжек на очень низком культурном уровне, для американской школы, где текста поменьше, картинок побольше. Они тупенькие, затруднять их нельзя. Теперь, чтобы наши детишки тоже отупели, это все переводится на русский язык. Одна серия страшнее другой, некоторые просто вредоносны, могут содержать антихристианский элемент или антирусский. Например, дорогой, прекрасный альбом «Сто шедевров мировой архитектуры». На обложке — монмартрский храм Сакре-Кер. По мне так Храм Христа лучше. И тот и другой неовизантийские. Что там отвели на Россию? Московский Кремль на развороте (две страницы). Понятно, это же ансамбль. Императорские дворцы под Петербургом, кажется, Петергоф, Царское и Павловск. Тоже понятно. И Транссибирская железнодорожная магистраль. Хотя это не очень архитектурное сооружение, но тоже поражает воображение. Когда ее строили, никто не верил, что ее построят, по крайней мере так быстро. И тут же я натыкаюсь на утверждение, что построена она преимущественно трудом заключенных. Но у государя императора, даже если собрать всех мелких жуликов из городских арестных домов, не хватило бы заключенных, чтобы построить ее быстрее чем за сто лет! Они перепутали два разных периода русской истории! А у нас это дело перевели, хотя можно было вымарать просто при переводе как заведомую ложь.

Так вот, на этом фоне приятное исключение — серия «Иллюстрированная мировая история», тем более она хорошо иллюстрирована. Приличная книга. Вполне прилично «Греки». Очень прилично «Римляне». Там потрясающие реконструкции римского военного лагеря, центра Рима, типичного римского провинциального города, три варианта римской виллы, римского городского дома.

Но самая лучшая, самая удачная, совершенно поразительная книга — «Ранние цивилизации». Я бы к ней тоже сделал замечания, но их так мало, что можно и не делать. И вот там есть реконструкция части Иерихона и части Гююк-тепе.

Еще раз подчеркну, все эти города находились в изумительных сельскохозяйственных областях, поблизости, и были вероятно связаны торговыми путями. Вот вам причина их основания.

Гидравлические цивилизации

С ними связаны первые великие культуры (вспомните мою первую лекцию), то есть культуры, объединявшие более чем один народ. Эти культуры не были чисто этническими, потому могут называться великими. Они не сразу были таковыми, мы говорим о стартовом моменте, после которого с данной культурой были связаны разные народы.

О термине «гидравлическая цивилизация». Еще раз напомню вам, что немец и русский предпочитают говорить «культура». Англосакс привык к термину «цивилизация». Этим они манипулируют. Эти термины значат одно и то же, но я русский, а не англосакс. Термин «гидравлическая цивилизация» ввел американский исследователь Виттфогель, немец по происхождению. Он представляется мне удачным. И много лет читая этот курс, я им пользуюсь. Что он означает? Почему собственно гидравлические? Это цивилизации, базой ведения хозяйства которых стала ирригация великих рек и основной коммуникацией которых была река. Река — древнейшая устойчивая коммуникация. На море человек чувствовал себя конечно менее уверенно, каким бы храбрым он ни был, а на суше бывают горы, каменистые плато, пустыни. На реке сподручнее.

Представьте, сколько столетий для Руси реки и озера были основной коммуникацией, притом и в эпохи большого расцвета, например, в XII веке. Летом пользовались реками и озерами, зимой — замерзшими реками и озерами, в переходные периоды — ничем, коммуникаций не было.

Ирригация есть культурное воздействие на течение реки. Этих первых цивилизаций было четыре. Они разновозрастны.

Древнейшая гидравлическая цивилизация — великая культура древнего Египта. Это вторая половина 4-го тысячелетия до Р.Х. Объединение Египта происходит в конце 4-го. А до того существовали Верхний и Нижний Египты, а еще до того, около 3500 года до н.э. — отдельные области — номы.

Следующая по времени, естественно, Месопотамская культура. Она связана с ирригацией Евфрата и Тигра. Начало великой культуры можно отнести к началу 3-го тысячелетия. До нее люди в Месопотамии, разумеется, тоже жили. Есть археологическая культура Обейда. Это условное название. Вероятно, то были потомки Ноя, первое послепотопное человечество. Но их мало. В культуре Обейда нету городов. Великой она не стала. Вы поймете сегодня почему. До прихода шумеров там и не могла возникнуть великая культура. Они были первым народом Месопотамской культуры. Затем было много народов.

3-я по времени — Индская культура, Инд — имя реки. Ни в коем случае не путайте ее с индийской культурой, и не называйте так. Индская культура предположительно относится к середине, может быть, ко второй четверти 3-го тысячелетия.

И наконец последняя, самая молодая, может быть отнесена только концу 3-го тысячелетия. К настоящему моменту ей 4 с небольшим тысячи лет. Это великая Дальневосточная культура. Изначально эта гидравлическая цивилизация связана с ирригацией Великой Желтой реки Хуанхэ. То есть, она лежит в основе китайской и более молодых японской и корейской культур. Это примерно на полторы тысячи лет моложе древнего Египта.

Однако есть своеобразная ирония. Не только этносы сменяют друг друга, но и великие культуры угасают. Индской культуры нету давно. Сменившая ее индийская практически ничего не унаследовала. То есть, сначала угасла Индская культура, поросла джунглями, оставив одичавших людей. А потом пришли с севера арии и начали индийскую культуру. На месте Древнеегипетской и Месопотамской великих культур сейчас в основном культура Ислама. А вот Дальневосточная остается на своем месте. Только тогда она была самой молодой, а сейчас она самая старая. Вот ей 4 тысячи лет, и не было разрывов. К настоящему моменту это старейшая региональная (великая) культура планеты.

Я никогда не был прожженным материалистом, отношусь иронично ко многому у вульгарных материалистов, особенно у марксистов. Однако географические условия, характер природных условий — это серьезная вещь. Они оказывают влияние и на характер людей, и на их мировоззрение. И хотя каждая религия содержит в себе некие воспоминания твердого знания человеком своего истинного происхождения, содержит следы истинного знания о Творце, тем не менее религиозные системы тоже подвергались серьезному воздействию природных условий. И вот тут все было по-разному.

Египет

Египтяне были, конечно, очень доблестными людьми, которые неизвестно откуда пришли. До сих пор существует более распространенная африканская версия (приход из Африки) и менее распространенная, но тем не менее признанная в науке азиатская версия (приход из Азии). Они были несомненно доблестными людьми, потому что они пришли в этот крокодилий заповедник и, долго отмахиваясь палками от крокодилов, расчищали от бурных тростников берега своей совершенно потрясающей реки. Но когда они все это сделали, выяснилось, что у них масса свободного времени, у всех. Почему? А потому что Нил несет совершенно замечательный, плодородный ил, и когда Нил разливается, он сразу землю орошает и удобряет. Ну что может быть лучше! Потому ирригация Нила была очень простой. Они окружали свои поля, квадратики, невысокими дамбами. Наступал разлив Нила. Вода соответственно переливалась через дамбочки, несла туда ил, который постепенно оседал. Дамбочки были нужны, чтобы удержать воду для оседания ила. Потом дамбочку в одном месте открывали, делали дырочку, избыток воды сливался. Можно было починить дамбу и ждать следующего года. Ну просто потрясающе! Конечно, посадка и уборка урожая сохраняются. Но все равно это очень удобное и очень легкое сельское хозяйство. Нил все делает сам. Дождей там практически нет. Есть только вот этот разлив.

Разлив Нила зависит от двух основных притоков — Белого и Голубого. У них разные источники питания. Один берет воду из озерной системы, это сток озер, а другой — из таяния снегов в Африке. Чуть что не так, кажется, 8 сантиметров ниже ординара, и будет голодный год. Вот на 8 сантиметров не дошел уровень воды до ординара при разливе, и будет голодновато. И сделать с этим ничего нельзя, больше воду ниоткуда не возьмешь. Орошать дальше бесполезно, потому что долина Нила — это изумительной красоты река, неправдоподобно синяя, и столь же неправдоподобно зеленая полоса растительности на берегах. А дальше пустыня, орошать которую можно до посинения, песок съест любое количество воды. То есть, расширить земли, уйти дальше невозможно. Все протянулось вдоль долины Нила. Все! Только в огромной дельте со множеством протоков есть большая орошаемая территория, там все в порядке. Дельта всегда могла прокормить значительное население, но только в Нижнем Египте (по течению Нила), это на севере. И еще было некоторое количество оазисов. Среди них один — Великий оазис в среднем течении, но он один такой, а вообще-то вокруг пустыня. Притом самая страшная пустыня — Ливийская, к западу от Нила. Там, заметьте, они строили все свои города мертвых, все некрополи, все пирамиды, потому что после смерти люди уходят на запад. А почему Ливийская пустыня страшная? Дело в том, что большинство пустынь на планете создал человек, когда пытался грязными лапами лезть не в свое дело, заниматься не культурой, а природой. Сахару съели домашние животные. Там была саванна, теперь пустыня. В Магрибе, на крайнем северо-западе Африки в римские времена разводили лучших лошадей. Теперь там лошадей нету вообще и разводить можно только верблюдов. Магриб — это Алжир, Марокко, Тунис. Большинство пустынь создал человек, но не Ливийскую. Это мне климатологи сказали. Я страшно им благодарен. Почему-то я того нигде не прочитал, в университете мне то не преподали. Там исключительная ситуация. Там господствующие ветры таковы, что туда влага не попадает. Господствующие ветры не приносят никакой влаги. Это исходно сухое место. В Америке есть еще каменистые пустыни в штате Невада, они тоже природные. Так вот, на запад в Египте никак не продвинешься.

В итоге, чтобы получить свою пищу, не надо переламываться от тяжкого труда, и бесполезно переламываться, желая что-то увеличить, потому что некуда двигаться. Они навеки были связаны с разливами Нила. Потому они создали одну из самых созерцательных религий в мировой истории. Все язычники боялись смерти. Страх смерти появился с тех пор, как человек не мог ответить на вопрос, что будет после смерти. Даже ветхозаветный иудей, казалось бы, принадлежащий к богоизбранному народу, не мог ответить точно, что будет с ним за гранью смерти. Только христианский мир был избавлен от этого страха в той или иной степени. Так вот, египтяне как никто другой готовились к переходу в другой мир. Они всю жизнь готовились, как и подобает христианину, как и нам говорят святые отцы и современные священники, но мы того не делаем, мы тем пренебрегаем, а вот они занимались тем всю жизнь. Притом судя по всему они были очень веселые, жизнерадостные люди, культурно одаренные, художественно одаренные. Как мы увидим, посмертие для хороших людей они представляли себе вполне приличное. Но времени у них было много, потому они очень обстоятельно готовились к тому. Даже простому человеку надо было приготовить себе гробницу, фигурки слуг (ушебти) сделать, которые будут сопровождать его в загробный мир. Делали то долго и основательно, очень серьезно относились к переходу в мир иной. Время у них было. Именно потому они могли даже позволить себе религиозный подвиг нации. Не все нации совершали религиозный подвиг. Это великие пирамиды. Их не рабы строили! В Древнем царстве и не могло быть много рабов, вообще не могло быть.

Ответ на вопрос о религиозном подвиге евреев: А религиозный подвиг евреев — это, извините, второй храм, когда евреи сорок лет ничего не делали, а только строили храм. А религиозный подвиг египтян — это великие пирамиды Древнего царства. Во времена Древнего царства евреев не существовало, а их предки кочевали на границе Аравии, в кожаных шатрах жили. Это история Авраама, Исаака. То были не евреи, а предки евреев.

Инд и Мохенджо-Даро

Мы мало знаем про Индскую культуру. Она молчит, тексты не прочитаны. Когда текстов нету, дело плохо. Какими бы ни были археологические данные, они допускают тридцать пять гипотез на каждую найденную статуэтку, если не триста пятьдесят. Вот и ломай голову. Должна быть хотя бы малейшая зацепочка в тексте. Индская культура называется еще Хараппской. Хараппа — один из двух хорошо исследованных городов, Хараппа и Мохенджо-Даро.

Что-то мрачное чудится, когда смотришь на эти материалы. На уровне археологической разведки найдено около 150 городов. Но у Индии, и вообще ни у кого нету таких денег, чтобы раскопать их в джунглях. Раскопали только два города. Обнаружили примитивные статуэтки. Языческий культ был скорее всего многобожным. Там была регулярная планировка. Это меня всегда настораживает. Что-то злодейское есть в регулярной планировке городов. Кварталы прямоугольны. Все сделано рационально.

Был водопровод, свободносточная канализация и даже плавательный бассейн. Правда, возможно он имел ритуальное значение. Один такой раскопан в Мохенджо-Даро. Можно было набирать в него воду из водопровода и сливать ее. Есть основание подозревать, что там было что-то похожее на Месопотамию. А в Месопотамии был свирепый социальный уклад. Там все-таки джунгли. Нужен был тяжелый труд, чтобы раскорчевать, расчистить джунгли. И то требует куда больше, чем в Египте мобилизации общественного труда. А мобилизация общественного труда порождает сильную государственную власть. А в языческом мире сильная государственная власть имеет тенденцию превратиться во власть тоталитарную! Это очень серьезно. На Инде произошло что-то похожее на Месопотамию. И однообразны очень эти города. Когда смотришь на них, давит однообразие. Когда по городу не видишь социального расслоения, есть сильное основание подозревать, что все были одинаково подавлены государством. В Месопотамии было протосоциалистическое общество. Есть основание подозревать, что на Инде тоже жили протосоциалистические общества. Повторяю, мы знаем слишком мало.

Хуанхэ

Долина Хуанхэ увлажняется дождями. Потому там не надо орошать водой Хуанхэ, как орошали водой Нила, Тигра, Евфрата. Для основной культуры сельского хозяйства на Хуанхэ дождей хватало. Только не подумайте, что это рис. Это просо. Рис гораздо южнее. Он попал на север из Южного Китая руками цивилизованного человека многими веками позже. Из проса делали просяное вино, хлеб, кашу и так далее. Рис пришел из-за Янцзы, из самого, самого юга. А до того эта древнейшая культура до Янцзы не доходила. Из всех злаковых рис самый водолюбивый, он требует орошения. А древнейшим китайцам не надо было ничего орошать.

Но речка Хуанхэ сначала течет через лессовое плато и имеет в ширину несколько метров. Затем она течет по Великой Китайской равнине и имеет в ширину метров триста. И в нижнем течении она просто прекращается, она исчезает, она уходит в болота.

Водосброс Хуанхэ сопоставим с водосбросом Янцзы, хотя конечно меньше. Янцзы гораздо более полноводна. Но Янцзы имеет в ширину несколько километров, а Хуанхэ несется с бешеной скоростью. Ей тесно, она зажата. Пока она не разобьется на множество рукавов среди болот и плавней низовья в дельте Хуанхэ, она проявляет бешеный нрав и, как говорят географы, меандрирует. Представляете себе орнамент меандр? Это самый распространенный, самый известный греческий орнамент. То есть, она петли закладывает. Сегодня она течет в 20 километрах от вашего дома, а завтра на восходе солнца пожелает течь через вашу койку. Что станет с вашим домом, с вашей койкой и с вами самими, вы догадываетесь. Потому от Хуанхэ защищались. Ирригация Хуанхэ — это воздвижение защитных дамб. А защитные дамбы тоже требуют мобилизации общественного труда, хоть и небольшой. Потому там сложилась крепкая поземельная крестьянская община, очень крепкая, потому что с соседями вполне можно было починить дамбу. Они чинили их веками. И сейчас чинят, и сейчас от Хуанхэ защищаются.

Потому первый исторический, прославленный правитель Юй Гун считается образцом для всех императоров. Каждый порядочный император Китая обязательно совершал поклонение могиле Юйя Гуна, правда, непорядочных тоже хватало. Чем больше всего был знаменит Юй? Тем, что он всю жизнь плавал по Великой Желтой реке, строил дамбы, и все руки у него были в мозолях. Вот вам образец правителя по-китайски.

В истории Китая было много тиранов. Первый крупный, погубивший миллионы китайцев, жил на рубеже III-II века до нашей эры, это Цинь Ши (Хуан-Ди), а последний жил недавно, это Мао Цзедун И хотя каждый китайский тиран, каждая очередная тираническая, простите, сволочь первым делом бралась за разрушение крестьянской общины, ни у кого не получилось. Она все равно прочнее всех, она изначальна, она с дамб на реке Хуанхэ. Да, Стену поставил первый тиран, не всю, но начал он. И большую часть поставил, да, Цинь Ши. Я затрону его, когда буду читать начальный период Дальневосточной культуры. Потом протосоциалистическая система в Китае все же появится. Все-таки шанские ваны найдут способ мобилизовать огромные толпы населения. Но то будет значительно позже. И основой больших трудовых толп будет не ирригация, в основе создания сверхмощного государства будут лежать огромные облавные охоты на диких зверей. Сейчас в Китае не поохотишься. А тогда можно было много охотиться, тогда южнее Хуанхэ водились слоны, носороги, дикие быки. Но китайцы давно их съели, больше не встречаются.

Месопотамия

Почему я выделил Месопотамию, оставил ее на конец, хотя она вторая. Дело в том, что долина Месопотамии была настолько болотистой к началу приходу шумеров, что людям пришлось в поте лица повторять подвиг самого Творца — отделять воду от тверди. Притом делать это надо было с умом. Климат там дивный. Финиковая пальма там растет. Финик требует очень много солнца. Потому уже шумеры создали трехъярусные плантации: на большом расстоянии сажали финиковые пальмы, под ними другие деревья, которые обходились меньшим количеством солнца, а под ними можно было разводить огородные и злаковые культуры. Но нужно было осушить болота и сохранить оросительные каналы, потому что в Междуречье, как и в Египте, тоже нету дождей.

Шумеры не семиты и вообще загадочный народ, чуть ли не из Грузии пришедший, во всяком случае с горного севера, а то может быть и малая Азия. Есть правдоподобная версия, что кавказские народы шумерского происхождения, именно те, которые говорят на кавказских языках. Шумеры были ни на кого не похожи. Их сразу все узнавали. Они были кряжисты, крепки, низкорослы, с большими головами на короткой шее. На фоне соседей, достаточно стройных и длинноногих семитов они выглядели совершенно другими.

Так вот, шумеры и пришедшие после них аккадцы (уже семиты) смогли все это создать, осушить болота и сохранить каналы на том месте, дабы орошать дальше эту землю. То потребовало поистине нечеловеческих трудов, постепенно, в течение многих поколений, естественно. Потому там мобилизация общественного труда стала высочайшей с самого начала. Учтите, что орудия-то были плохоньки. Медь уже появилась, за ней пришла бронза. А все-таки то было задолго до железа. Меди в земле вообще мало. Кроме того, она мягкая. Чтобы превратить ее в бронзу, надо еще олово, а его тоже не очень много. Железо до изобретения булатной стали было хуже бронзы. Железное оружие было хуже бронзового. Просто железа было везде много. А пока орудия были только бронзовые, их было довольно мало, и они были большой ценностью.

Язычество в Месопотамии было классическое. Хотя у них тоже есть боги, происходящие от других богов, на такого цельного пантеона вроде Олимпийского, как у греков, у них не было. Боги Месопотамии — это боги-покровители мест. Первые государства Месопотамии — это храмовые хозяйства. Центр хозяйства — храм такого-то божества, местного покровителя. И все люди принадлежат этому богу, то есть строго организованному храмовому хозяйству со жрецами во главе.

Потом постепенно появились энсиальные хозяйства. Энси — это уже светский правитель, это, если хотите, царь, небольшой, царь одного города с пригородами. Но хотя появилась вот такая светская власть, внутриэнсиальные хозяйства, кроме земель самого царя, все равно остаются храмовыми хозяйствами. При шумерских энси так сохранялось надолго. Аккадцы, которые всему научились у шумеров, твердолобо сохраняли все, что придумали шумеры, были их полными наследниками.

К чему привела мобилизация общественного труда в Месопотамии? Есть хорошо сохранившийся архив, естественно, клинопись на глиняных табличках. Это довольно выгодно. Если их не бить, они сохраняются почти вечно. Вот почему так много месопотамского материала, обожженная глиняная табличка с выдавленным текстом прекрасно сохраняется в сравнении с египетским папирусом, например. Хорошо сохранился архив храма богини Бау близ Ура. Там все описано: организация работ, организация учета. Полный социализм! Достаточно прочитать несколько страниц этих документов, и после того никакого социализма уже никогда не захочется. И даже если кто-нибудь предложит социализм «с человеческим лицом», тут же появится усмешка: ага, лицо у него будет человеческое, а тело так и останется чешуйчатым с перепончатыми крыльями. Это чехи придумали в 1968 году — «социализм с человеческим лицом».

Так вот, утречком население храма богини Бау отправлялось… Вы подумали, на работу? Ничего подобного. Первым делом оно направлялось на склад, где получало мотыги. Потом организованным строем шли махать этими мотыгами на возделываемые поля. Закончив работу, шли куда? Ясно дело: на склад, где сдавали мотыги. После сбора урожая все собранное несли, понятное дело, на склад. А потом в установленное время являлись на склад получить пайку. Шумеры были мастера учета. Тут я не могу не вспомнить Ульянова (Ленина): «Социалистическое хозяйство — это учет, учет, учет». Вот оно! Несколько тысяч лет прошло, и все то же самое. Они учитывали все. Они учитывали каждую финиковую пальму. Вот это дерево дает такой урожай, а вот это дерево дает другой урожай. Ну, лук с чесноком они конечно так не учитывали, финиковая пальма — это великая ценность, но все же. В деловом архиве расписаны все пальмы. Большинство рабочих были организованы в отряды: отдельно мужские, отдельно женские, отдельно детские. Существует классификация трудящихся: работник в одну силу, работник в три четверти силы, работник вполсилы. И паек соответственно разный. Если ты работник в одну четвертую силы, то уж извини. Единственное, чего я не знаю, не нашел нигде, поливали ли они финиковые пальмы тоже в зависимости от урожайности.

И заметьте, эти люди не были рабы. Их правильно называть рабочими. Я даже не знаю, как их еще можно назвать. Чаще всего встречается наименование «мушкенум», что дословно значит «не поднимающий глаз». Это не рабы. Для раба был другой термин. Кроме того, в то время рабов почти не было. Были рабыни. Почему? Объясню. Это понятно, это чистое рацио. Ну, взяли вы в плен солдат противника, сделали их рабами. Кто будет сторожить рабов? Шумерский солдат вооружен бронзовой секирой, наподобие мотыги, вообще-то говоря, скорее всего, копьем с костяным наконечником, может быть, бронзовым, и щитом, сплетенным из веток, там же дерева не хватало, плодовое дерево было бесценным, диких деревьев было мало, древесина была безумно дорогой. Ну, в крайнем случае был еще бронзовый горшок на голове (шлем). Это все, никакого доспеха еще не придумали. Так в этой ситуации дать бывшему врагу в руки бронзовую мотыгу — это значит почти уровнять шансы. Тогда на двух рабов надо ставить одного пехотинца с секирой, а на трех уже опасно ставить одного. Потому пленных мужчин убивали, в том числе приносили в жертву. Там были человеческие жертвоприношения. А всех женщин сохраняли как государственную собственность. Рабыня могла быть предоставлена жрецу или чиновнику в пользование, но все равно считалась собственностью государства. В полном смысле слова он не был ее господином. Так что рабов было относительно немного. В основном это были женщины. А рабочие были не рабы, они были, так сказать, свободным населением этого храмового хозяйства. Соседи не любили шумеров. Заметить шумера нетрудно, он не похож на соседей. Если он сбежит, то либо в соседнее храмовое хозяйство, где то же самое, либо подальше, но там его скорее всего убьют просто за то, что шумер: ходил же убивать мужчин, угонял женщин. Они не были рабами, но все равно, жить там было настолько противно, что этот архив пестрит докладными записками о бегстве: беглая рабыня, беглый мушкенум, беглый сын жреца, беглый жрец… Даже беглый жрец!

Вот такой «социализмик» они там у себя построили. Жить там было плохо. Учтите, что одно на другое накладывалось. У них была очень мрачная религия. Мифология до нас дошла, все описание есть. Тексты известны. Их загробный мир представляется огромным пространством, где ничего не растет, это огромная хорошо утрамбованная площадка, и на этой площадке на корточках в полной темноте вечно сидят души умерших. Неудивительно, что великий герой месопотамского эпоса, сам отчасти божественного происхождения Гильгамеш совершает невероятные подвиги, дабы утащить с того света своего дорогого друга Энкиду, потому что уж точно на такой тот свет не захочешь.

Религия достаточно демонизирована. Дело не только в человеческих жертвоприношениях. Это для язычества обычно. Дело в другом. Древнейшее храмовое сооружение Месопотамии, сперва шумер, потом аккадцев, затем последующих народов: амореев, кутиев (гутиев) и так далее — это зиккурат. Древние зиккураты были трехступенчатыми. Объяснение происхождения трехступенчатого зиккурата рационально и правдоподобно: они сами его дали. Шумеры объясняли это так. Они пришли из горной страны (вот откуда Кавказ), и там они свои святилища строили на горах. Оказавшись в равнинной, болотистой стране, они начали возводить искусственные горы из кирпича. Красили зиккураты в три цвета: нижний черным, следующий красным, а верхний белым. Других цветов у них и не было в первое время. Позднее появились. Это природный асфальт, черная смола, красный цвет сырцового кирпича, естественно, и растительные белила, которые у них были и которых для верхней ступени нужно было меньше. Но что означал зиккурат? Эти три цвета неслучайны. Они символизировали претензии на власть в трех мирах, над тремя мирами: небесным (белый), земным (красный) и преисподним миром. И кстати сказать, когда Нимрод (в славянском: Немврод) начал строить башню до неба, то была претензия на власть магическую над небом. Как глубокомысленно заметил покойный отец Лев Лебедев, понимать это надо, конечно, не в буквальном смысле слова, древние месопотамцы совсем не были настолько глупы, чтобы стараться достичь механического неба, так сказать. Власть над небом. Вот за что Господь покарал смешением языков. И магия там была нехорошая, и на вершинах зиккуратов совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Возможно, сжигались уже тела, а не живые люди. Тут трудно что-то утверждать. Вот ответвление Месопотамии Ханаан, будущая Финикия, те детишек действительно кидали в огонь. То есть, мрачновато было в Месопотамии.

Впрочем, постепенно там стало все смягчаться, стало культурнее. Названия «первая, вторая, третья династия Ура»; «первая, вторая, третья династия Урука»; «династия Киша» не значат, что то были династии всей Месопотамии, то были просто возвышения городов. Месопотамия имела городское устройство. Вавилон никогда не был столицей государства. Он был сам себе Вавилон. Но он был сильнее всех других городов, и многих ко многому принуждал. А тип мышления у них был все-таки городским. Так вот, при третьей династии Ура происходят потрясения, связанные с нашествием кочевников, общество военизируется. А военизированное общество (смотрите мой курс Введение в политологию) принципиально свободнее примитивно традиционных и конечно протосоциалистических обществ. Оно неизбежно свободнее, оно уделяет больше внимания личной свободе и достоинству гражданина, по бесхитростной причине: из раба солдат не получается, никак. Можно конечно набрать рабов, поставить их в строй и гнать плетью на противника, но они проиграют любому противнику. Потому с милитаризацией пришла какая-то свобода, а еще позднее знаменитый царь Вавилона Хаммурапи издает писаные законы, начертанные на камне, чтобы все грамотные могли прочитать. Кстати, это первый известный случай издания писаного права в мировой истории.

Оглавление и поддержка