В России всё большую популярность набирают CRM-системы, и это безусловно хорошо, как для клиентов, так и для собственников бизнеса и их сотрудников. Однако процесс внедрения CRM-системы, как и любого другого ПО зачастую требует вмешательства специалистов. Или можно сделать самостоятельно? На самом деле ситуация ровно такая же, как с сайтами - чаще всего, если компания принимает решение самостоятельно делать сайт - получается как минимум не идеально. С CRM тоже самое.
Но давайте остановимся на этом чуть более подробно, и я расскажу о конкретной пользе от интеграторов.
1. Подбор системы
Прежде, чем внедрять что-либо, нужно это что-то купить (оформить бесплатную или пробную версию). Тут каждый может просто посмотреть на маркетинговые материалы от производителей CRM и просто выбрать понравившуюся. Однако проблема останется - по факту в таком случае выбирать приходится не из реального функционала, а из того, что написано на сайте или просто удалось найти в сети. Специалисты же зачастую знают рынок, понимают тонкости и ключевые особенности каждой системы, а так же очень четко видят разницу между тем, что написано на сайте и тем, как это действительно работает (зачастую можно реально столкнуться с проблемой недоработки, "сырости" заявленного функционала, что приведет как минимум к разочарованию в выборе).
2. Скорость внедрения
Если вы решите внедрять систему самостоятельно - для начала придется разобраться хотя бы в базовом функционале, логике устройства системы и понять что именно вы будете использовать. Чаще всего этот процесс затягивается не на один месяц, ведь кроме изучения нового материала, вам всё ещё нужно делать свою постоянную работу. Специалисты знают свою работу, знают системы с которыми работают и всё, что остается - правильно договориться. Об этом, кстати, мы поговорим в следующей статье.
3. Бизнес - процессы
Каждая компания работает по своим правилам. Сотрудники делают свою работу по определённым сценариям, и это необходимо учитывать во время внедрения любой автоматизации, в том числе CRM-систем. Однако самое важное, что может привнести интегратор в ваш бизнес - это доработка текущих правил работы вашей компании. Зачастую директора не знают, как оптимизировать деятельность, что можно улучшить и к чему это приведёт. Хороший интегратор знает это, потому что уже работал с похожим бизнесом, он уверен в своей работе и с удовольствием поможет сделать её ещё более полезной.
4. Тонкая настройка
Я лично провёл более 50 аудитов систем, которые были внедрены самостоятельно, и всегда, ВСЕГДА CRM не использовалась не просто не на 100%, она не использовалась даже на 40%. Огромное количество функционала, скрытого от прямого взгляда (не из жадности, просто иначе интерфейс системы будет перегружен) просто игнорируется в случае самостоятельного внедрения, и вместо современной CRM сотрудники вынуждены использовать дорогую и модную записную книжку. При таком подходе можно остаться и на Excel - ничего не изменится.
5. Подводные камни
И сейчас речь не о скрытых функциях из предыдущего пункта, речь о том, как система повлияет на работу компании - не станет ли хуже? Внедряя CRM стоит помнить, что не на одних продажах держится компания. Внутренняя коммуникация между отделами, правильное распределение задач и реальное удобство для сотрудников не менее важны. Нельзя просто выдернуть отдел продаж (или любой другой отдел компании) из общей массы, локально автоматизировать его и оставить остальных разбираться с последствиями, особенно если отделам необходимо каким-то образом передавать информацию между собой (например отдел продаж - отдел маркетинга - бухгалтерия). Иначе можно очень легко загрузить сотрудников дополнительной работой, при которой нужно будет и CRM-систему вести, и в блокнот записывать и он-лайн таблицу заполнять.
6. Обучение сотрудников
Крайне важный пункт. Как ни крути - в настоящий момент любая автоматизация является её только частично. По своей сути она создана и применяется для того, чтобы помочь человеку, а не заменить его. Правильное использование CRM гарантирует, что за внедрение заплатили не просто так, и это действительно увеличивает КПД сотрудников. Если же им приходится гадать "Что?", "Где?" и "Зачем?" - от CRM не просто не будет толку, она наоборот, сделает работу только сложнее и дольше. Пожалуйста - будьте внимательны к тем, кому придется работать с системой и по-настоящему интересуйтесь их рабочим процессом.
7. Обслуживание
Современные системы не нуждаются в постоянном обслуживании, как, например, 1С-Бухгалтерия, и прекрасно работают сами и без сбоев. Однако бывают ситуации, когда что-то нужно поправить, изменить или добавить. Сделать это нужно быстро и качественно. В таком случае лучшим решением будет обратиться к своему интегратору - он уже знает всё о вашей компании и системе, по этому работа будет реально быстро и финансово не затратной, если вообще не бесплатной.
Выводы
Хочу сказать одно - любой человек может стать интегратором CRM. Любой может стать летчиком, программистом или дизайнером. Но для этого придется учится и постоянно интересоваться текущей ситуацией на рынке.
Если вы хотите получить действительно качественную, современную систему - обратитесь к профессионалам. Чаще всего внедрение CRM обойдется в среднюю месячную - двухмесячную зарплату сотрудника вашей компании, но будет сделано чётко и быстро, учитывая именно ваши особенности бизнеса и пожелания.
Однако стоит помнить, что выбор интегратора - тема отдельной статьи, читайте об этом здесь.
Надеюсь что после прочтения этой статьи вы узнали что-то новое и она была полезна. Пожалуйста - пишите комментарии и задавайте любые вопросы, я с удовольствием отвечу на каждый.
________________________
Нужна бесплатная консультация по автоматизации?
Пишите на dk@dksolution.ru, или заходите на сайт
Ещё больше материала на сайте Дикий бизнес