В период своего наивысшего расцвета Венецианская Республика контролировала не только весь восток Адриатики, Крит и Кипр, но также сохраняла, наравне с Генуей, активное присутствие в Крыму и по всему черноморскому побережью вообще.
Связь между Италией и Черноморским регионом уходит своими корнями во времена расцвета Римской империи: римское государство с его экспансией в Восточную Европу, уже в первом веке до нашей эры установило свое господство по берегам Черного моря.
В то время государства Черноморского бассейна фактически начали устанавливать отношения союза с римлянами; Тира (современный Белгород-Днестровский в Одесской области), Херсонес (в окрестностях современного Севастополя) и Ольвия (в устье реки Бух, Николаевская область) вскоре стали частью Нижней Мезии, одной из римских провинций. в которых был развернут постоянный контингент римских легионов. На побережье Тавриды (Крыма) были построены крепости и другие укрепления, в том числе знаменитые бастионы Траяна.
Военное присутствие римлян на протяжении более трех веков обеспечило развитие Причерноморья и приток торговцев, которые сыграли важную роль в установлении отношений со Средиземноморьем, прикарпатскими регионами и долиной реки Днепр. Торговля шла пшеницей, керамикой, тканями, ювелирными изделиями и другими товарами. В качестве платежного средства использовались римские динары, которые в период между 2 и 5 веками стали основной валютой, используемой на побережье, также чеканились и собственные монеты изображениями римских императоров.
Жизнь и архитектура Тиры, Херсонеса и Ольвии были наполнены римскими элементами, местная аристократия сделала обычаи римской знати своими собственными, в то время как цари Босфора, столицей которого был Пантикапей (современная Керчь), приняли, находясь под протекторатом Рима, династическое имя Тиберия.
Падение Римской империи привело к оставлению римлянами прибрежных городов Черного моря и, как следствие, к их обнищанию, однако их экономическое возрождение, возвращение утраченного экономического значения началось только с приходом итальянцев.. Вместе с другими народами они укрепили один из крупнейших торговых путей в Европе, "Путь из варяг в греки" и открыли свои представительства в Киеве. «Песнь о полку Игореве» (1185-1187) говорит, помимо прочего, о деятельности венецианских купцов в регионе.
В 1248 году Джованни да Пьян дель Карпин, писал папе римскому Иннокентию IV, о встрече с купцами купцами, проживающими в Киеве: Микеле Дженовезе, Бартоломео, Мануэле Венециано, Никола Пизано и многими другими.
Между двенадцатым и тринадцатым веками венецианцы доминировали в отношениях с Киевском, особенно в южных регионах, и создали город Сурож (Судак в современном Крыму), имя которого они сами преобразовали в Солдайя, ставшей центром их пребывания и торговой экспансии.
История сохранила для нас фамилию венецианского торговца Фольо, который в 13 веке основал крупнейшее коммерческое агентство в городе. Братья Поло, известная семья патрициев, торговцев и венецианских путешественников, возглавили представительство Венеции в Сольдайе (Судаке): Марко Иль Веккио, Никколо (отец великого Марко Поло) и Маффео. Чтобы укрепить положение венецианцев на прибрежных территориях, в 1278 году туда был направлен консул, «чтобы управлять всеми делами республики Венеция в Чазарии» (Крыму).
Со второй половины 13-го века северное Черное море становится предметом интересов давнего соперника Венеции - Генуи.,Постепенно венецианская Солдайя попадает под власть Генуэзской республики, а город Каффа (Феодосия одера) превращается в административный центр их новых владений.
В течение 12-15 веков генуэзские колонии превратились в крупные торговые центры, став транзитными узлами маршрутов для товаров из Европы и Азии: пшеницы, шелка, меха, дерева, рыбы, специи, меда, соли, кожи.
Обширные земельные владения генуэзских колоний позволили их выращивать виноград и фрукты.
Жизнь генуэзских колоний регулировалась местными властями в соответствии с законами, действующими на Апеннинском полуострове, с консулом во главе поселения. В Кафе до 1475 года около 70 генуэзских граждан заняли этот пост, сумев поддерживать терпимость между различными этническими группами и конфессиями в многонациональном городе