Стоит среди пустынных пейзажей Юго-Западной Намибии, или Бушменленда, подняться на скалистую гору, как, к своему удивлению, обнаруживаешь на ее плоской вершине лес. Правда, деревья тебя встречают совершенно экзотические, под стать пейзажу: правильно ветвящиеся с блестящим коническим стволом и розетками треугольных зубчатых листьев на кончиках ветвей.
Это алоидендрон дихотомический, самое большое дерево пустыни Намиб и окрестностей – до десяти метров высотой. И все у него прекрасно продумано: золотистая кора, будто покрытая детской присыпкой, отражает избыточные солнечные лучи, а губчатый ствол и мясистые листья накапливают влагу, которой здесь и год можно не допроситься.
Бушмены назвали растение колчанным деревом, поскольку почти полые ветви легко превращались в колчаны для стрел. А полый ствол становился холодильником для хранения воды: она не портилась и мало нагревалась. Мякоть листьев, как и положено любому алоэ, служила средством от воспалений и других болячек.
Сегодня, по мнению ряда ученых, антропогенное потепление сказывается и на растительности пустыни: даже алоэ усыхают. Однако эколог Сэмуэль Линтон Джек из Кейптаунского университета уверен, что эти опасения преждевременны: его команда сравнила фотографии одних и тех же мест столетней давности и современные и убедились – почти каждое дерево (а живут они до 350 лет) стоит на своем месте. И пеньки тоже на месте. Эти-то пеньки да старые упавшие стволы и принимали за свидетельство нового катаклизма.
***
Понравился материал? Подписывайтесь на канал, чтобы чаще видеть в ленте публикации от «National Geographic Россия»!