Найти в Дзене
Мода в книгах

Кити Щербацкая и высокие каблуки, или что мы имеем в виду, когда становимся выше

Этот блог посвящен тому, как одеты (и обуты) героини книг и фильмов. О роли "шпилек" в сюжетной линии фильма "Дьявол носит Прада" я уже писала вот здесь.

О том, что на том самом балу, где Вронский дал понять Анне, что последует за ней, влюбленная в него Кити была в туфельках на высоких изогнутых каблуках, я рассказывала на лекциях.

И вот возникло желание как-то объединить эти (и другие) подкаблучные истории.

Кадр из фильма "Дьявол носит Prada" Сотрудница глянцевого журнала переобувается из удобных сабо в рабочие туфли на высокой шпильке перед приходом в офис начальницы.
Кадр из фильма "Дьявол носит Prada" Сотрудница глянцевого журнала переобувается из удобных сабо в рабочие туфли на высокой шпильке перед приходом в офис начальницы.

Я тот самый человек, у которого нет ни одной пары кроссовок: мне не нравится вид ноги без каблука, танкетки или платформы. И не нравится это ощущение расхлябанности, вольно ли, невольно ли выдающее человека по походке. Это удивительно, но самый спортивный вид обуви, некогда символизировавший готовность поставить новый рекорд, теперь является символом свободы. Причем свободы от обязательств и условностей. Об истории кроссовок уже написана прекрасная монография Екатерины Кулиничевой (издательство НЛО, 2018), а я продолжу о каблуках.

Так вот, в моей жизни был момент отказа от каблука, и было это в 9-10 классе. Будучи убежденной почитательницей рока, а потом движения хиппи, я достала тогда максимально этнические сандалии и всем своим видом демонстрировала ценности возвращения к природе и позднего творчества The Beatles в эпоху засилья рэпа и попсы. Было это давно, лет 20 назад. И это был тот самый случай, когда наши строгие учителя и мои аскетичные родители всячески намекали, что каблук - это нужно, красиво и полезно - лишь бы избавиться от моего хиппового высказывания. А это было именно высказыванием. И если бы вместо хипповых сандалий я бы под клёши и вышитую рубашку надевала туфли на каблуке, это высказывание было бы неполным.

Неизвестное мне, но широко популярное в сети фото хиппи.
Неизвестное мне, но широко популярное в сети фото хиппи.

Если же вернуться к произведению искусства - фильму или роману - то таких высказываний там будет намного больше, чем в реальной жизни. А как иначе автор сообщит нам о внутренних процессах, происходящих с героем? Так, в уже упомянутом фильме "Дьявол носит Prada" переобувание в шпильки указывает сперва лишь на внешнюю готовность героини соблюдать негласные правила редакции глянцевого журнала, потом - на внутренние изменения, а в финале шпильки указывают на то, что ценный опыт, приобретенный во время работы в глянце, стал трамплином для удачного старта на новом месте работы.

Итак, Энди и высокий каблук - это история профессионального роста. Можно упростить эту формулу до банального сравнения высокого каблука с быстрым карьерным ростом. Но мы знаем, что у "шпильки" есть и другая ассоциативная связь - с женской сексуальностью.

Итак, Лев Толстой, описывая Кити на балу, уделяет целую страницу текста платью, украшениям, обуви и даже чулкам героини.

Бальная туфелька второй половины XIX века
Бальная туфелька второй половины XIX века

Мы все привыкли видеть в Кити сплошную чистоту и невинность. Но ее костюм говорит об обратном: девушка выезжает второй сезон, пользуется популярностью в обществе, далеко не так наивна, как кажется. Кити, к примеру, в день вероятного объяснения с Вронским надевает розовое платье, а розовый, согласно языку цветов, хорошо известному в салонах того времени, - цвет влюбленности. Одним своим платьем она уже вынуждает Вронского сделать ей предложение. У Кити плохие волосы - об этом, конечно, в тексте не говорится, но упоминается, что прическа Анны - из своих волос без примеси; а у Кити "густые косы держались как свои". Она вообще наряжалась долго, процесс подготовки платья был трудоемким - но вступает она на бал так легко, как будто и не было этой сложной подготовки. В общем-то, нам всем у нее бы этому поучиться!

И тут еще эти туфли, на высоких изогнутых каблуках, идеально сидящие на ногах. Не будем приплетать сюда фетишистскую обувь на ооочень высоких, вообще неносибельных каблуках, образцы которой хранятся в музеях, но даже каблук благопристойной девицы 1870-х годов мог быть довольно высоким - по нашим понятиям.

Нарядные ботиночки из бархата и золотой кожи, 1870-е гг
Нарядные ботиночки из бархата и золотой кожи, 1870-е гг

Кити появляется на высоких каблучках не потому, что больше ничего женщинам 1870-х годов не положено. За 10 лет до этого в универмаге Genin's Bazaar (Нью-Йорк) уже появились в продаже практичные теплые дамские ботинки на толстой подметке, пригодные для пеших прогулок и выходов в холодное время года. И за эти годы удобная дамская обувь распространилась настолько, что некоторые дамы надевали сапожки вместо бальных туфель. Более того, в эти годы значительно выросло число женщин, выступающих как за свои, так и за чужие (к примеру, за отмену рабства) права. И прочные теплые удобные ботинки, в частности. ассоциировались с ними.

То есть если барышня в 1874 году хотела сделать высказывание своей обувью - к примеру, показать свою самодостаточность - она имела все шансы быть услышанной. Кити же делает иное высказывание: она одета настолько сексуально, насколько могла одеться девушка ее круга в те годы. И высокий каблук описан автором тут не зря.

Эдуард Мане, "Нана", 1877 г
Эдуард Мане, "Нана", 1877 г

Иван Бунин тоже высказывался о каблуках.

"Она шла впереди, и я глядел на ее юбку, подолом которой она обвила себе ноги, на клетчатую кофточку, на тяжелый узел ее кос. Она ловко выбирала места посуше, наклоняясь от веток.

- О чем вы думаете? - спросила она раз, не оборачиваясь.

- О ваших ботинках, - сказал я. - О том, что они не на французских каблуках. Не верю женщинам на французских каблуках.

- А мне верите?

- Верю..." (рассказ "Маленький роман", 1926)

Современная классификация каблуков, французский - второй справа в верхнем ряду.
Современная классификация каблуков, французский - второй справа в верхнем ряду.

Здесь форма каблука уже становится первой характеристикой героини. Простой, вероятно, прямой каблук ботинка говорит о прямом характере. Она не жеманится, не набивает себе цену. Маленький роман остается всего лишь эпизодом, и, как и было запланировано, героиня выходит замуж за того, кто был ею изначально выбран.

Нет прямой связи между описаниями каблуков разных героинь. Но есть почва для размышлений. Этим тоже можно заняться. Как всегда, напоминаю, что комментарии я не смотрю.

Подписывайтесь на канал "Мода в книгах".