Найти тему

Где и как воевал самый известный сержант Второй Мировой войны

В заголовке статьи, конечно, есть некоторая неточность, потому что таких сержантов было два и известны они одним своим совместным поступком. Но, надеюсь, никто не обидится.

Если у любого человека спросить, фамилии каких рядовых участников войны он сможет назвать, то этот боец точно будет упомянут. Тем более, что маршалов и генералов, лётчиков и танкистов знают многие, а простых сержантов-пехотинцев даже не всякий историк сходу вспомнит.

Как вы, наверняка, догадались, речь идёт про сержанта Михаила Егорова и младшего сержанта Мелитона Кантария. Про уважаемого сержанта Кантария я, может быть, потом ещё тоже напишу, но пока мы поговорим лишь про парня с простой русской фамилией Егоров. Когда он водружал знамя над Рейхстагом ему было чуть меньше 23 лет… до дня рождения оставалось 4 дня.

На что сразу можно обратить внимание, заинтересовавшись биографией Егорова? То, что про него ничего не известно. Вроде такой человек, про которого вполне можно книгу написать: где родился, как учился, и про боевые подвиги особенно. Ведь про всех почти написано. Тем более, как легко подсчитать по годам, воевать он должен был с первого года войны.

Но информация крайне скудная. Вот что мне удалось найти:

В июне 1941 года Михаилу было 18 лет, но в армию тогда брали с 19, поэтому парня оставили дома. Между тем, набирало силу партизанское движение: недалеко от деревни располагался огромный лесной массив. В какой-то момент по селу прошел слух, что вот-вот приедут немцы и будут угонять всех в Германию. Михаил вместе с друзьями подался к партизанам. В день своего 19-летия Михаил Егоров официально был зачислен в партизанский отряд «13», которым командовал будущий герой Советского Союза Сергей Гришин. Потом сражался в легендарном отряде «Бати», был командиром взвода разведки в партизанском полку Садчикова. На его счету – 5 спущенных под откос вражеских эшелонов.
В декабре 1944 партизанский отряд, в котором воевал Егоров, на границе Польши соединился с частями красной армии. Егоров был зачислен в 150-ю дивизию,

Ага. Получается, что на самом деле Егоров всю войну партизанил. Почему же не написать про его подвиги, тем более, что, забегая вперёд, воевал он явно неплохо? Непонятно.

Ну раз никто не пишет, я решил добавить пару строк к биографии столь известного человек. Правда, речь пойдёт не столько о нём, сколько о том, как воевали партизанские части, в которых он служил. Слово «служил» не оговорка.

Для начала, отговорка про то, что его в армию не взяли по возрасту немного странная. Ну да, брали с 19 лет до войны. Но после начала войны, во-первых, даже из прифронтовой полосы выселяли мужчин призывного возраста, а он (возраст) сразу стал 18 лет. А во-вторых, когда наши войска уходили, то всех мужчин от 18 (а иногда и от 16) до 55 лет забирали с собой. Конечно, в первые дни войны могло быть иначе, но, когда война дошла до Смоленщины, где жил Егоров, уже всё должно было работать. Конечно, многие оставались и не уходили с Красной Армией, но таковые потом в партизаны не шли, а шли в полицаи. А ещё оставляли тех, кто был зачислен в партизанские отряды.

Теперь про очень интересный партизанский отряд «13». Я думал, что это название, но в одном из документов, подписанным Гришиным есть во такое:

Командир 13-го партизанского полка
Гришин
Начальник штаба 13-го партизанского полка
Узлов

Возник он в ноябре 1941 года из группы окруженцев во главе с танкистом, младшим лейтенантом Сергеем Владимировичем Гришиным. Отряд постепенно обрастал такими же окруженцами и бежавшими из плена. В феврале 1942 года отряд вошел в состав «Объединения партизанских отрядов Дорогобужского района», именуемое «Дедушка».

Летом 1942 года на базе отряда сформирован 13-й партизанский полк особого назначения. Для тех, кто не знаком со структурой советского партизанского движения рассказываю. В отличие от партизанских бригад полки имели строгую армейскую структуру (батальоны, отряды, взводы), только вместо рот был отряды, и более лёгкое вооружение. Формировались в основном за счет местных партизанских отрядов, снабжались самолётами или обозами через линию фронта, раненые вывозились на Большую землю, оттуда же поступало и пополнение. Хотя к концу войны также проводилась мобилизация местных жителей, достигших призывного возраста. Иногда брали и 16-17-летних, если те подходили по физическим данным. Бойцы партизанских полков носили военную форму и имели воинские звания РККА.

Задачей полков была разведывательно-диверсионная работа, они могли совершать далекие рейды по тылам, по мере продвижение линии фронта на запад полки также двигались вперёд. Иногда возвращались к своим, но потом могли снова уходить за линию фронта. И командиры на совещания летали.

В какое время и как туда попал Михаил Егоров я не знаю, но может кто-нибудь потом раскопает.

Во всяком случае, совершенно точно, что к июлю 1942 года он был переведен в Смоленский партизанский полк особого назначения.

В списках штаба и спецподразделений полка Егоров под номером девять. Если он был командиром разведвзода, то вполне понятно.

-2

Есть вот такое упоминание в мемуарах Н. Москвина:

Из советского тыла с группой командного состава в район действия гришинцев пришел подполковник Садчиков. Ему было поручено сформировать новый партизанскйй полк. Гришинцы передали ему ядро обстрелянных и испытанных во многих боях партизан. В числе их находился и Михаил Егоров, будущий Герой Советского Союза, одним из первых водрузивший вместе с Контария знамя Победы над рейхстагом.

Командовал полком майор Иван Федорович Садчиков, полка входил в соединение «Бати», действовавшем в треугольнике Смоленск-Орша-Витебск. Создавались и управлялись эти части Особой Группой НКВД, которой руководил широко ныне известный генерал Судоплатов.

Из истории полка:

«партизаны полка проводили диверсии на ж.д.линиях Смоленск-Орша, Витебск-Смоленск, Витебск-Орша, Орша-Лепель, Орша-Борисов, Полоцк-Молодечно.
Крупнейшие из операций – разгром гарнизонов противника в д.Латыголь (апр. 1943 г), Горовец (авг. 1943 г.) Сонненского р-на, д. Черея (окт. 1943 г.) Чашникского р-на, засада на дороге Черея-Лукомль у д.Богатыр (окт. 1943 г.), штурм г.Чашники при участии некоторых других бригад (окт. 1943 г.).

Упоминание про Егорова есть в описании Полоцко-Лепельской битвы. Смоленский партизанский полк в ней также принимал участие, причем, судя по информации, которую я нашел, перебрасывался он под Витебск, вместе с другими Смоленским бригадами, через линию фронта.

В ходе этого сражения партизаны были окружены и разгромлены, остатки пошли на прорыв. Вот в описании прорыва есть такое упоминание:

На участке полка И.Ф. Садчикова противник, осветив местность, преградил путь сильным прицельным огнем.
Разведчик Михаил Егоров, командир отделения Василий Морозов, рядовые Михаил Капелько, Захар Низохин также отличились в бою в ночь на 5 мая. Каждый из них уничтожил по нескольку гитлеровцев, обеспечил успешное продвижение наступавших подразделений

Обратите внимание на дату. В этот день Егорова исполнилось 22 года, и если вспомнить подробности тех событий, то парень похоже второй раз родился. Выжили поле того сражение очень немногие.

Через два месяца, 3-го июля 1944 года полк с соединился с Красной Армией.

В декабре того же года сержант Михаил Егоров был назначен в 756-й стрелковый полк 150-ю стрелковую дивизию. Дивизия приняла участие в Висло-Одерской и Восточно-Померанской наступательных операциях, а далее, как известно, участвовала в штурме Берлина.

Вот видите, как много всего можно узнать, изучая биографию сержанта Красной Армии. Думаю, что если бы кто-то захотел подробно выяснить фронтовую биографию Михаила Егорова, то это было бы очень интересно почитать.

Рекомендую вам мою статью, про битву, о которой я упоминал выше:

Совсем неизвестные битвы: «Праздник весны»

И не забудьте подписаться на мой канал.