Еду в аэропорт на такси. Таксист проезжает съезд с МКАД на Ленинградское шоссе и едет на платную дорогу, не спросив меня. Подъезжает к пункту оплаты, поворачивается ко мне и так, знаете с наглинкой:
- 400 рублей с Вас!
- … (молчу).
- Я по платной поехал.
- И…
- Ну так Вы должны заплатить.
- Я Вам разрешал ехать по платной?
- Ну так было быстрее.
- Вы самостоятельно приняли решение?
- Вы платить не будете?
- Нет.
- Ладно, если Вам жалко.
- …
Поясню, почему я не оплатил, а дальше разберу приемы, которые применил. Я искренне считаю, что все условия договора должны быть согласованы, и если что-то меняется, то нужно согласовать с заказчиком, а потом делать.
Нельзя брать на себя право распоряжаться чужими деньгами.
2-е, оплатив водителю, я бы поощрил его поведение, и он дальше бы так поступал, ставя людей в затруднительное положение. А теперь есть шанс, что он задумается и поучится на ошибках.
Приемы:
1. Связка «и..» позволяет перехватить управление и занять роль «хозяина».
2. Точный вопрос, который четко фиксирует оппонента в роли, взявшего на себя право распоряжаться деньгами.
3. Отказ без объяснений. Важно в подобных случаях не оправдывать свой отказ.
4. Отсутствие реакции на манипуляцию. Не на все выпады вообще нужно отвечать.
Друзья, эти и другие приемы противодействия манипуляциям я описываю в книге «Кремлевская школа переговоров».
А какие психологические приемы из моей книги применяете вы?