Вчера пришла печальная весть – на 62-ом году жизни умерла шведская певица Мари Фредрикссон (Gun-Marie Fredriksson, если быть точным), известная нашим любителям музыки как половинка дуэта Roxette. Почти 17 лет она боролась с тяжелейшим заболеванием - раком мозга, - и, несмотря на сильнейшее психологическое давление, связанное с болезнью, продолжала записывать новую музыку.
Она родилась 30 мая 1958 года в маленьком шведском городке Осхё (Össjö) и была младшей из пяти детей. Её музыкальный талант проявился очень рано – она пела в домашнем хоре вместе с сёстрами.
Профессиональная карьера началась несколько позже, когда она стала участницей шведских групп Strul и MaMas Barn. Именно тогда она познакомилась с Пером Гессле (Per Gessle), который был в тот момент гитаристом и певцом популярной группы Gyllene Tider.
Их сотрудничество началось вокруг студийной работы - Пер Гессле был автором песен и ему нужна была вокалистка, чтобы записывать демо. Это было хорошей школой для Мари.
Но у Мари были собственные амбиции - в 1984 году она дебютировала со шведскоязычным сольным альбомом «Het Vind». Альбом имел приличный успех на местном рынке и вскоре Пер Гессле предложил Мари объединить усилия и создать дуэт по образу и подобию The Eurythmics. Так образовался дуэт Roxette.
Первый альбом Roxette назывался Pearls of Passion (1986). Он был удачным, но не прорывным – на нём лишь отрабатывалась сонграйтерская и исполнительская формула, давшая ключ к дальнейшему успеху. И он пришёл - вместе с невероятно мощной песней The Look.
Именно в этот момент я видел их живое выступление в стокгольмском «Глобене» - это было впечатляюще. Они принимали участие номером в каком-то сборном концерте, и их звучание было на порядок выше всего остального.
Альбом Look Sharp! (1988) принес группе всемирный успех. Пиком стал момент, когда баллада It Must Have Been Love вошла в саундтрек фильма «Красотка» (Pretty Woman) с Ричардом Гиром (Richard Gere) и Джулией Робертс (Julia Roberts). С тех пор она не сходит с плей-листов радиостанций по всей Америке - до настоящего времени. Заслуга Мари здесь очевидна.
По иронии судьбы эта песня – а по-русски название её звучит как «Это, должно быть, была любовь», - начала свою жизнь в 1987 году как рождественский сингл, выпущенный для шведского рынка, но под англоязычным названием Christmas For Broken Hearted («Рождество для тех, у кого разбито сердце»). Дело в том, что EMI Germany попросила Пера Гессле написать «интеллектуальный рождественский хит». Песня была написана, но EMI отказалась выпускать её на международный рынок. Тогда песня вышла в Швеции и достигла почётного четвёртого места в хит-параде. Но тут произошло чудо – после попадания в 1990 году в «Красотку» песня провела 14 недель в британском чарте (достигнув 3-го места) и продвинула OST альбом до тройного платинового статуса в США. Правда, в рождественский текст пришлось вносить лёгкие правки: строчка «это тяжелый рождественский день» была заменена на «это тяжелый зимний день».
Вопреки слухам, Пер Гессле и Мари Фредриксон не были в романтических отношениях – у каждого из них была своя личная жизнь. В начале 90-х у Мари появился бойфренд Микаэль, и в 1993 году у пары родилась дочь, а спустя три года сын.
Карьера Roxette продолжалась весьма успешно – sold out гастроли шли по всему миру, благо хиты авторства Пера Гессле регулярно появлялись на радио.
Трагедия пришла внезапно - в 2002 году у Мари Фредрикссон обнаружили рак мозга. Диагноз был поставлен на ранней стадии, опухоль успешно удалили. Однако восстановление шло с большим трудом: должны были пройти годы, чтобы певица могла вернуть способность читать и писать. Постепенно Мари возвращалась к работе: сначала это была запись в студии, а затем Roxette снова поехали на гастроли.
Как я понимаю, именно в этот период Roxette были с концертами в Москве. Помню, как они выступали в «Олимпийском». На сцене Мари помогала бэк-вокалистка (в чём не было ничего экстраординарного), всё звучало вполне прилично – песни выручали.
В 2016 году Roxette отмечали своё 30-летие. Был запланирован большой тур. Однако Мари не смогла принять в нём участие – состояние её здоровья ухудшилось. Пер Гессле тур отменять не стал – поехал на гастроли, заменив Мари несколькими бэк-вокалистками.
Обладательница уникального проникновенного тембра, Мари Фредрикссон оставила после себя множество музыкальных записей, и это не только песни Roxette. У неё есть и обширная сольная дискография. Кроме музыки Мари увлекалась живописью и графикой – интерес к изобразительному искусству проявился у неё в 2000-е, когда она восстанавливалась после операции. Она продолжала работать в студии буквально до последнего дня.
Но болезнь оказалась сильнее - 9 декабря 2019 года певица умерла. Согласно сообщению ее менеджера, «в результате осложнений ее давней болезни».
P.S. Вчера пришла печальная весть о смерти Юрия Михайловича Лужкова. Каковы бы ни были его общественные достижения и неудачи, он был неординарным и ярким человеком. Мои соболезнования его родным и близким.