Компания, выпускавшая мотоциклы Zűndapp, была основана в 1917 году для производства военного снаряжения, о чём недвусмысленно говорит её первоначальное название Zűnder und Apparatebau GmbH («Компания по производству взрывателей и приборов»). А через двадцать лет большая часть её продукции – на двух и трёх колёсах – шла на вооружение Вермахта.
Хотя Zűndapp KS600 активно рекламировался как гражданский мотоцикл, львиная доля этих машин попала в армию и полицию.
Впервые мотоциклы Zűndapp серии «К» конструкции Рихарда Кюхена были представлены в 1933 году на выставке в Берлине. Семейство состояло из шести моделей с разными типами двигателей – от одноцилиндрового двухтактного до четырёхцилиндрового четырёхтактного – но все их объединяли привод на заднее колесо валом и унифицированная ходовая часть с рамой из штампованных элементов.
Поначалу четырёхтактные моторы имели нижнеклапанный механизм газораспределения, и лишь в 1936 году появился верхнеклапанный вариант «пятисотки» – модель KS500. Её 26-сильный двигатель разгонял мотоцикл до 130 км/ч, как у 800-кубовой «четвёрки». Увы, отличаясь «верховым» характером, он плохо подходил для эксплуатации с коляской.
Поэтому в 1938 году компания предложила компромиссный вариант — Zűndapp KS600. Подняв рабочий объём до 596 см³ и установив один карбюратор вместо двух, конструкторы выполнили сразу две задачи: значительно увеличили тягу мотора на малых оборотах и при этом улучшили отдачу на высоких (до 28 л.с.). Усиленная ходовая часть лучше отвечала тяжёлым условиям эксплуатации с коляской.
Оппозиты Zűndapp часто сравнивают с BMW – моторы и рамы этих аппаратов обладают явным внешним сходством. Но в деталях это совершенно различные машины. Коленвал двигателя Zűndapp KS600 вращался в трёх коренных подшипниках – двух роликовых и одном подшипнике скольжения. Шатуны сидели на нём на роликовых подшипниках, снабжённых сепараторами.
Распредвал располагался в верхней части картера, его привод осуществлялся шестернями из материала «Новотекс». Эта синтетическая композиция, армированная льняным волокном, хотя и была немного хрупкой, обеспечивала малый уровень шума. К тому же материал хорошо пропитывался маслом. В механизм кикстартера была введена коническая передача, так что мотор не приходилось заводить «поперёк», как у BMW.
Двухдисковое сцепление работало в масляном тумане. Чрезвычайно экстравагантную конструкцию имела четырёхступенчатая коробка передач: цепные передачи вместо шестерённых пар – ради мягкой и бесшумной работы. Переключение передач было сдвоенным, и ручное, и ножное. Передача на заднее колесо – валом с двумя муфтами.
Рама из штампованных элементов – тяжёлая и прочная, с жёстким креплением заднего колеса. Передняя вилка – паралеллограммная.
Zűndapp KS600 стал ступенью к созданию специального армейского мотоцикла – KS750, который сменил его на конвейере в 1941 году. Но производство моторов KS600 продолжалось: они использовались в мобильных генераторных установках.
В первые послевоенные годы Германии было запрещено выпускать мотоциклы с моторами рабочим объёмом более 250 см³. Когда же этот запрет в 1949 году был снят, в Нюрнберге возобновили производство Zűndapp KS600. Но сразу же началось проектирование его преемника. Новая модель Zűndapp KS601 дебютировала в 1950 году. Она получила значительно модернизированную версию силового агрегата KS600 и совершенно новую ходовую часть.
Интересное в "Мотомире"
• Мотоцикл "Тор" – то, что не покажет MARVEL!
• "Язык немецких машин" времен Второй мировой войны.
• BMW R61 – любимые "игрушки" Вермахта!
"Мотомир" всегда открыт для новых знакомств! Если вам понравилась статья, расскажите о нас своим друзьям, сделав репост в соцсети!