Найти тему

Ещё одна модель, попавшая в копилку Вермахта

Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Компания, выпускавшая мотоциклы Zűndapp, была основана в 1917 году для производства военного снаряжения, о чём недвусмысленно говорит её первоначальное название Zűnder und Apparatebau GmbH («Компания по производству взрывателей и приборов»). А через двадцать лет большая часть её продукции – на двух и трёх колёсах – шла на вооружение Вермахта.

Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Хотя Zűndapp KS600 активно рекламировался как гражданский мотоцикл, львиная доля этих машин попала в армию и полицию.

Впервые мотоциклы Zűndapp серии «К» конструкции Рихарда Кюхена были представлены в 1933 году на выставке в Берлине. Семейство состояло из шести моделей с разными типами двигателей – от одноцилиндрового двухтактного до четырёхцилиндрового четырёхтактного – но все их объединяли привод на заднее колесо валом и унифицированная ходовая часть с рамой из штампованных элементов.

Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Поначалу четырёхтактные моторы имели нижнеклапанный механизм газораспределения, и лишь в 1936 году появился верхнеклапанный вариант «пятисотки» – модель KS500. Её 26-сильный двигатель разгонял мотоцикл до 130 км/ч, как у 800-кубовой «четвёрки». Увы, отличаясь «верховым» характером, он плохо подходил для эксплуатации с коляской.

Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Поэтому в 1938 году компания предложила компромиссный вариант — Zűndapp KS600. Подняв рабочий объём до 596 см³ и установив один карбюратор вместо двух, конструкторы выполнили сразу две задачи: значительно увеличили тягу мотора на малых оборотах и при этом улучшили отдачу на высоких (до 28 л.с.). Усиленная ходовая часть лучше отвечала тяжёлым условиям эксплуатации с коляской.

Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Оппозиты Zűndapp часто сравнивают с BMW – моторы и рамы этих аппаратов обладают явным внешним сходством. Но в деталях это совершенно различные машины. Коленвал двигателя Zűndapp KS600 вращался в трёх коренных подшипниках – двух роликовых и одном подшипнике скольжения. Шатуны сидели на нём на роликовых подшипниках, снабжённых сепараторами.

Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Распредвал располагался в верхней части картера, его привод осуществлялся шестернями из материала «Новотекс». Эта синтетическая композиция, армированная льняным волокном, хотя и была немного хрупкой, обеспечивала малый уровень шума. К тому же материал хорошо пропитывался маслом. В механизм кикстартера была введена коническая передача, так что мотор не приходилось заводить «поперёк», как у BMW.

Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Zűndapp KS600 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Двухдисковое сцепление работало в масляном тумане. Чрезвычайно экстравагантную конструкцию имела четырёхступенчатая коробка передач: цепные передачи вместо шестерённых пар – ради мягкой и бесшумной работы. Переключение передач было сдвоенным, и ручное, и ножное. Передача на заднее колесо – валом с двумя муфтами.

Рама из штампованных элементов – тяжёлая и прочная, с жёстким креплением заднего колеса. Передняя вилка – паралеллограммная.

Zűndapp KS600 стал ступенью к созданию специального армейского мотоцикла – KS750, который сменил его на конвейере в 1941 году. Но производство моторов KS600 продолжалось: они использовались в мобильных генераторных установках.

Zűndapp KS750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Zűndapp KS750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

В первые послевоенные годы Германии было запрещено выпускать мотоциклы с моторами рабочим объёмом более 250 см³. Когда же этот запрет в 1949 году был снят, в Нюрнберге возобновили производство Zűndapp KS600. Но сразу же началось проектирование его преемника. Новая модель Zűndapp KS601 дебютировала в 1950 году. Она получила значительно модернизированную версию силового агрегата KS600 и совершенно новую ходовую часть.

Интересное в "Мотомире"

Мотоцикл "Тор" – то, что не покажет MARVEL!

"Язык немецких машин" времен Второй мировой войны.

BMW R61 – любимые "игрушки" Вермахта!

"Мотомир" всегда открыт для новых знакомств! Если вам понравилась статья, расскажите о нас своим друзьям, сделав репост в соцсети!