Вставай, ну вставай же, уже пять утра, скоро начнется, вставай, выползай из палатки прямо в чем сейчас лежишь, лезь по карликовой березке, лезь по курумнику, лезь, потом сиди, мерзни, мокрая, и смотри, как первые лучи отогревают долину, отогревают озеро. Обожаю эту утреннюю тишину.
Ну вот, увидела начало дня - теперь можно и продолжение смотреть)) Собираюсь и завтракаю быстро — соседи еще спят или только выходят из палаток. Очень сыро, все, что было не в герме — мокрое, ботинки были сухими, но за ночь отсырели. Обклеиваюсь новым пластырем, прощаюсь с супружеской парой, прощаюсь с иностранцами, ухожу от озера - тропа идет прямо по плато, но после стоянки, где расположились многочисленные конетуристы, тропа идет вверх-перевал, на который я быстро и со свистом залетаю — девятый час, но уже припекает солнце.
Первый день я шла частично по лесу, частично хребтами с растительностью, погода была с переменной облачностью. На второй день было солнечно и тропа по открытым хребтам, и солнце меня поджарило. Поэтому сегодня уже при первых лучах солнца пришлось надевать футболку с рукавом, баф наматывать на уши, надвигать кепку до самого носа. В таком виде меня догнала конегруппа. Их свист и улюлюканье слышно было издалека. Особо отойти было некуда, поэтому я смиренно выслушала все комплименты и восторги. Иностранцы показывали большой палец, некоторые говорили «complimenti», одна дама кричала — «Я вами так восхищена! Какая смелость, идти пешком одной! (ну как одной, думаю я, ну вот вас сейчас столько вокруг, аж на тропе не разойтись) Дама продолжает вопить: — «Откуда вы?» — я отвечаю — «из Самары». Дама кричит: «Это моя мечта!!» ( что мечта, думаю я про себя ворчливо. Самара твоя мечта??) Ехавший за ней конюх покатился со смеху. Можно было сказать «заржал», но в этот момент заржала лошадь. Наконец эта процессия проехала, и начался затяжной спуск к реке Текелю. Я встретила парня — одиночку, собирающего свой рюкзак. Чуть ниже нашла подкову, и тут же уткнулась в своих любимых конетуристов - отдала подкову- все спешивались и снимали груз. Серпантинный спуск, на котором коням не удержать ни всадников, ни груз. Был очень красивый вид, но снять удалось всего пару кадров-людей быстро согнали вниз, потом пошли кони, поднимая клубы пыли. Неохота было путаться у них под ногами.
Поэтому я спустилась к Текелю и перешла речку по мостику. Многие туристы ходят по тропе вдоль речки вверх километр, чтоб посмотреть на водопады. Их там два, основной на Текелю и еще слева небольшой. Я посмотрела на ту тропу, пойма Текелю сильно заболочена, тропа плохо визуализируется, везде мох и буреломы.
Прикинула что долго буду ходить с рюкзаком, и честно, говоря, там было так заросше и дремуче, что прямо вот не захотелось никаких водопадов. Поэтому пошла прямиком к тропе наверх.
ООО, я думала вдоль реки плохая тропа. Наверх это была не тропа, а ручей с булыжниками, по котором надо было долго лезть.
Я долго и упорно лезла и ругалась, в надежде, что вот сейчас пролезу сложный участок, потом станет легче.
Но чем выше, тем хуже становилось, уклон всё круче, ручей всё шибче. Булыжники всё больше.
Но есть и плюсы — было влажно и не жарко. Солнце застревало в этих дебрях, не дотягивалось до меня. В какой-то момент я вышла из зоны кустов в зону розово-оранжевого мха.
Тропа стала полегче, помягче, потом еще мягче, булыжники исчезли, ручей тоже...и вместе и ними и тропа тоже исчезла…
Долгое время я карабкалась по мху и топырила глаза, находила якобы следы людей, или вот отпечаток копыта вдруг мне казался, но потом, пролезши уже метров 100, поняла, что всё-же я ушла от тропы. Сверилась с навигатором, нашла тропу в десяти метрах левее. Вышла на нее, удивилась, как это было можно с нее сойти. Выбитая во мху, с камушками, такая классная, ровная, в конских какахах, же почти выположенная, уютная, своя, родная. Выхожу по ней из зоны мха и лиственниц, оглядываюсь.
Вижу водопады, вижу очередной перевал, на который я почти уже зашла.
Сажусь отдохнуть и сьесть шоколадку, и тут из мха выныривают конелюди, но как это возможно, я видела, как они вперед меня ушли вброд через реку! Коварные розовые мхи, там наверное какая-то черная дыра!! Под свист и улюлюканье я лопаю свою шоколадку, сидя смирно на камушке, и один парень мне негромко сказал, что он меня вооон оттуда даже сфотографировал. Я морщу нос, провожаю коней взглядом. Что они знают о фотографировании, вообще. А я их вот сначала сбоку сфотографировала, а потом сзади, даже никому не сказала.
Забегаю на перевал, смотрю, как кентавры спускаются с хребта. Сегодняшний километраж - 13 км, два перевала, один из которых имел неприятный спуск и подъем. Осталось пройти траверсом вдоль хребта километров 7, и я буду у озера Аккем. Я отдаю конелюдям потерянные перчатки (нет, ну что за Маши-растеряши?? Завидуют они еще мне) и иду вслед за ними.
Они быстро скрываются за горизонтом. Тропа ровная, без набора и сброса высоты, периодически заболочена. Но идти почему-то тяжело - мои биологические часы сиесты— послеобеденное время с 14 до 16, это когда мне надо отдохнуть и ничего не делать — или делать, но осторожно и без фанатизма. Накатывает какая-то духота, жаркий морок, поднимаются мухи, слепни, комарье. Я прямо уже еле-еле доползаю до ручья, который внезапно образовался, сразу раздеваюсь, отмываюсь вся, сую голову под ледяные струи, наливаю бутылку.
Краем глаза замечаю пару людей, они спускаются по склону без всякой тропы, прямо так. Позже, на следующем отдыхе сушу свою палатку на ветру - так и таскала ее весь день мокрую — а тут уже близко к вечеру, и судя по облачности, будет дождь. Палатка мгновенно сохнет, люди догоняют меня, два мужика в каких-то синих одинаковых комбинезонах (как сантехники) и лохматая мелкая псина. Сантехники на Алтае — смешно))) Поговорили, что там впереди, я вдруг вздумала за ними увязаться, но шли они бодро, а я то и дело зевала по сторонам. Тут начался дождь и я совсем отстала, потому-что он был то с градом, то тут же выглядывало солнце и показывали радугу.
Я так обрадовалась, что всяко пыталась фотографировать. После очередной радуги над долиной Ярлу я поняла что уже почти пришла. Осталось спуститься по сыпухе, которая сверху мокрая, снизу сухая, сразу целые горсти камушков в ботинки засыпалось, и выйти к речке Ярлу.
Вышла я сильно уставшая, и решила прямо там и упасть. До Аккема оставалось пара километров. Но в Ярлу было красиво.
Ущелье, речка, с одной стороны склон хребта с разломами, в которых текли водопады.
И небольшой пролесок из аккуратных лиственниц.
По пойме реки шли люди, вниз и вверх. Переходя в некоторых местах мутный поток в брод. Я пристала к молодежи, спросила, есть ли лагеря там, в долине. Один парень мне важно сказал -да, наш лагерь около второго водопада. Я подумала — хороший адрес получается: 2000м над уровнем моря, долина Ярлу, улица Второго водопада, третья лиственница налево. Ну и пошла за молодежью. Соображалось туго, хотелось упасть около людей. Шли примерно километр, вдоль реки была не тропа-шоссе, с перекрестками и светофорами, встретили кучу людей и коней навстречу и попутно. У второго водопада было уютно, я выбрала маленькую полянку, поросшую мхом, закрытую лиственницами, поставила палатку. Вода была тут же — рядом с бурной и грязной речкой тут же, в пойме, тек прекрасный чистый ручей. Легла еще до заката — небо хмурилось, стемнело рано. На утро были планы такие-потюленить до обеда, потом идти гулять в Ярлу. С тем и легла спать. Сквозь сон ворочалась мысль, что мои пешие попутчики с озера Гульдыайры так и не встретились мне нигде сегодня.