Найти в Дзене
У дяди Васи

Что такое сокет процессора и зачем нужно про него знать?

Почему сегодня я решил затронуть именно эту тему? Конечно, с одной стороны понятие сокета является некой второстепенной характеристикой процессора, а с другой стороны понятие сокета является одним из ключевых при комплектации компьютерной техники. Давайте постараемся "разложить все по полочкам" и в конце поделюсь примером из практики.

Процессор
Процессор

Socket (сокет) - это разъём на материнской плате, предназначенный для установки процессора. Состоит он из подпружиненных или мягких контактов, к которым с помощью специального держателя с захватом и рычага прижимается сам процессор, имеющий контактные площадки.

Разъем для подключения процессора к материнской плате
Разъем для подключения процессора к материнской плате

Все имеющиеся модели сокетов отличаются от других именно количеством контактов, их типом, расстоянием креплений для присоединения кулеров и так далее. Именно такие "мелочи" и делают практически все сокеты уникальными в физическом плане.

Всего в России два производителя процессоров - это Intel и AMD (в других странах может есть и другие, утверждать не буду).

Названия сокетов процессоров компании Intel раньше включали в себя только цифры (например, 423 или 603), а вот названия более современные моделей сокетов состоят также из цифр, но только начитаются уже с LGA (например, LGA1150, LGA775).

Socket LGA 775
Socket LGA 775

С 2006 года названия сокетов процессоров компании AMD состоят из двух или трех английских букв, одной цифры и в некоторых случаях символа "+" (например, AM3+, TRX4)

Socket AM2
Socket AM2
Socket AM2
Socket AM2

Сокет процессора можно всегда узнать из технических характеристик самого процессора, материнской платы или приобретаемого компьютера либо ноутбука. Кроме этого, сокет печатается разработчиками на материнских платах.

Сильно углубляться не буду в тонкости, потому что обычному пользователю данной информации будет вполне достаточно, чтобы иметь хотя бы малейшее представление о сокете процессора и не попасть в нелепую ситуацию в жизни.

А теперь поделюсь опытом из практики: как одна клиентка попалась на уловку консультанта по незнанию.

Поступил вызов, клиентка пожаловалась, что ее персональный компьютер не включается. Диагностика на дому показала, что материнская плата вышла из строя. Начинка системного блока, конечно, не новая, но еще прослужит своей хозяйке не один год. Процессор стоял фирмы Intel Socket H 1156. Соответственно я написал на бумажке для клиентки заметку, что разъем для установки процессора другой материнской платы должен поддерживать Socket H (LGA 1156).

У меня в тот момент в наличии рабочей материнской платы с таким сокетом не было. Поэтому договорились, что они сами купят другую плату, потом мне позвонят, я приеду установлю и настрою. Через пару дней клиентка позвонила снова. Но когда я приехал, то узнал, что они обратились в магазин ДНС, где объяснили консультанту, что им необходимо приобрести новую материнскую плату и показали мою бумажку. Но "специалист" магазина ДНС продал материнскую плату не с Socket H (LGA 1156), а Socket H3 (LGA 1150). При этом женщине не объяснили, что корпорация Intel прекратила производство и поддержку процессоров с разъёмом LGA 1156 еще в 2012 году. И новых сейчас их нет даже на заказ, а только если покупать с рук.

Цифровой гипермаркет DNS - магазин хороший, но с сотрудниками не всегда везет
Цифровой гипермаркет DNS - магазин хороший, но с сотрудниками не всегда везет

В итоге когда я приехал второй раз, то мне пришлось расстроить клиентку, что необходимо купить другую материнскую плату либо приобрести новый совместимый процессор.

Конечно, дядя Вася своих в беде не бросает, я съездил к директору Шадринского филиала ДНС и объяснил всю ситуацию. После этого деньги в магазине вернули, а неподходящий товар забрали обратно. А подходящую материнскую плату клиентка купила в другом месте. И сейчас у нее все работает и проработает еще не один год.

Многие спрашивают: "Зачем так все усложнять? Ездить к клиенту туда и обратно по несколько раз, еще менять платы, договариваться о чем то..." и "Почему вы сами не купили то, что нужно для ремонта?".

Отвечу сразу: конечно, другой мастер на моем месте приехал второй раз, сказал купили не то и все. Но, видимо слишком честный я человек и с моей стороны это как-то не гуманно. Хотя даже тут пришлось выслушать от родственников клиентки, что я не профессионален, потому что они купили не то. Но, это не важно. Такая у меня работа.

Второе: сам не купил, потому что материнская плата - это комплектующее персонального компьютера. Обычно такое я сам не покупаю, а только говорю с какими характеристиками нужно приобрести. Иначе часто бывают случаи, когда люди потом начинают говорить, что вы мне продали втридорога или купили не там где нужно. Комплектующие к персональному компьютеру я могу только предложить клиенту, если товар есть у меня в наличии. Так уж сложилась моя практика в маленьком городке.

Спасибо за внимание, надеюсь статья была вам полезна.

Не забываем подписаться на канал "У дяди Васи" и нажимать "Палец вверх". Поверьте, у меня для вас есть еще много интересного.