С картинки на вас опять смотрят умные бородатые и бритые писатели ,настоящие акулы пера.А я ,акулий сын,пишу третий пост.Появилось, что сказать.
«МНЕ ОСТЫТЬ НАДО БЫЛО И Я ЭТО НАПИСАЛ»
Писателей расположил в хронологическом порядке.Если не интересна классика, листайте вперед.В конце списка Бродский и Сорокин, про которых и которых вам точно стоит прочесть!
На каждого писателя выплеснул все интересное ,что мог сказать.
Не буду извиняться за нагроможденные отрывки из текстов.Они были необходимы.
На этот раз не буду объединять произведения в «любимые рассказы любимые повести любимые романы любимые пьесы любимые стихи любимые умные слова любимые уроки любимые печенья любимые девушки»(хотя про пьесы буду делать в будущем,это немного особый жанр)
Хочу просто рассказать про литературные вещи,которые максимально впечатлили меня,строки из которых перечитываешь и вдохновляешься, плачешь, смеешься ,рыдаешь,бьешь кулаком по столу со словами «.......— ГЕНИЙ»
Эти произведения въелись в сердце и уже неотделимы от меня и моего мироощущения.Это настоящий «праздник,который всегда с тобой».
И все равно,если этот праздник не переливается блеском шампанского и не напоминает счастливый новый год .Такой праздник позволяет себе быть отчасти мрачным и печальным,но ты не против такого каприза своего спутника .
Как там говорил Набоков..?
«Литературу, настоящую литературу, не стоит глотать залпом, как снадобье, полезное для сердца или ума, этого «желудка» души. Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, — тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней; ее нужно разгрызать, с наслаждением перекатывая языком во рту — тогда и только тогда вы оцените по достоинству ее редкостный аромат, и раздробленные, размельченные частицы вновь соединятся воедино в вашем сознании и обретут красоту целого, к которому вы подмешали чуточку собственной крови»».
🔲 ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ
1) «СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА»
2) «БОБОК»
3) «КРОТКАЯ»
4) «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЁЛКЕ»
5) «ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ»
Вот говорят «Достоевский,достоевский,гений,главный невротик русской литературы, знаток русской души и её запредельных состояний» и ты вроде как хочешь приобщиться к трудам этого классика,но не знаешь с чего начать и с какой стороны прыгнуть на горы его трудов.Сразу представляется сцена :
«Собака или любой другой голодный зверь (который вам по душе).Перед ней стоит огромный вкусный мясной торт и она не знает с какой стороны прыгнуть на лакомство,боится схватить зубами не самый сочный кусок и испортить аппетит.В итоге она отщипает тот самый не сочный кусок и теряет интерес или просто от растерянности уходит,так и не отведав десерт.
А надо,чтобы собака зубами прыгала на торт и проваливалась в его сладкие кремовые текстуры,И НАХОДИЛА ТАМ ❗️ВНИМАНИЕ❗️ПРОСТИТУТКУ ....ДА, ДА, ИМЕННО ЕЁ — ИЗЛЮБЛЕННУЮ ГЕРОИНЮ РОМАНОВ ДОСТОЕВСКОГО.
ТОЛЬКО С КАКОГО ХРЕНА ПРОСТИТУТКИ НАЧАЛИ ПРЯТАТЬСЯ В МЯСНЫЕ ТОРТЫ??
Вообщем аналогию с тортом вы оценили .
Так обстоит дело и с Достоевским.Школьники, беря в руки его романы, не совсем понимают с чем имеют дело.Надо уметь подогреть интерес к Федору Михайловичу.Вот вам 5 лакомых и вкусных куска торта по моему мнению.Главное,лаконичных кусков,идеально помещающихся на блюдце к чашке чая или кофе.С них можете начинать знакомиться с творчеством Федора Михайловича и ли подкрепить уже имеющееся знакомство.
🔷 «Сон смешного человека» - фантастический рассказ из «Дневника писателя» философско-психологического толка,где Достоевский описывает откровенную исповедь нигилиста ,который решает закончить жизнь самоубийством (одна из любимых тем у ФМ)
Гнусный неблагодарный петербуржец хочет выстрелить себе в сердце и погасить его ,оставив брызги крови своей на грешной земле.Главный герой эдакий солипсист , который убежден в том ,что весь мир закончится вместе с его смертью. Он уже твердо решил уйти из жизни. Она больше не имеет смысла. Но перед запланированным самоубийством «смешной человек» случайно засыпает ,заряженный пистолет лежит рядом с кроватью.
Самое время для катарсического сна...
Приведу отрывок из фантастического рассказа:
«Например, мне вдруг представилось одно странное соображение, что если б я жил прежде на луне или на Марсе и сделал бы там какой-нибудь самый срамный и бесчестный поступок, какой только можно себе представить, и был там за него поруган и обесчещен так, как только можно ощутить и представить лишь разве иногда во сне, в кошмаре, и если б, очутившись потом на земле, я продолжал бы сохранять сознание о том, что сделал на другой планете, и, кроме того, знал бы, что уже туда ни за что и никогда не возвращусь, то, смотря с земли на луну, было бы мне все равно или нет?»
Можете убедиться насколько необычный полет мысли и фантазии у ФМ.
🔷 «БОБОК» — очередной шедевр малой прозы Достоевского.Здесь он берет тему Страшному суда.После смерти и похорон люди не умирают ,они попадают в своего рода чистилище ,где им дано обсудить и подвести итоги своей жизни вместе с соседями по кладбищу.Кладбище,как и бывает у ФМ, заселено далеко не добросовестными людьми.Тут будет и генерал,играющий в карты,и женщина,сожалеющая,что рядом с ней не положили вон того умного и красивого,но увы,уже покойного парня.
«Вообщем и целом» рассказ довольно жутковатый.
Приведу отрывок:
«На земле жить и не лгать невозможно, ибо жизнь и ложь синонимы; ну а здесь мы для смеху будем не лгать. Черт возьми, ведь значит же что-нибудь могила! Мы все будем вслух рассказывать наши истории и уже ничего не стыдиться. Я прежде всех про себя расскажу. Я, знаете, из плотоядных. Всё это там вверху было связано гнилыми веревками. Долой веревки, и проживем эти два месяца в самой бесстыдной правде! Заголимся и обнажимся!»
🔷 «КРОТКАЯ» — повесть,к слову немного затянутая ,но с сильным финалом .
Эту вещь лучше читать после статьи Достоевского «ДВА САМОУБИЙСТВА» и «ПРИГОВОР».
Вся соль в том,что В 1860—1870-х гг. по России прокатилась волна самоубийств. Достоевский с неизменным вниманием относился ко всем сообщениям о случаях суицида. Два самоубийства особенно поразили писателя: смерть дочери А.И. Герцена во Флоренции (декабрь 1875 г.) и швеи Марьи Борисовой в Петербурге (сентябрь 1876 г.).Первая девушка обвязывает лицо ватой с хлороформом и умирает,но прежде оставляя записку родным:
(«Предпринимаю длинное путешествие. Если самоубийство не удастся, то пусть соберутся все отпраздновать мое воскресение из мертвых бокалами Клика. А если удастся, то я прошу только, чтоб схоронили меня, вполне убедясь, что я мертвая, потому что совсем неприятно проснуться в гробу под землею. Очень даже не шикарно выйдет!»)
Вторая девушка молча ни с того ни с сего выходит из окна с иконой в руках и разбивается.Достоевский пишет на это —
«Но какие, однако же, два разные создания, точно обе с двух разных планет! И какие две разные смерти! А которая из этих душ больше мучилась на земле, если только приличен и позволителен такой праздный вопрос?»
Вот на основе истории про вторую девушку он написал повесть «КРОТКАЯ».
Как видите «СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА» , «БОБОК» и «КРОТКАЯ» неразрывно связаны между собой,причем все три произведения плюс «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЁЛКЕ» - это уже поздний Достоевский.Помню как сильно встряхнул меня Достоевский такими ударами.Это далеко не хук дяди Валеры.
🔷«МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЁЛКЕ» — Рождественский рассказ, в котором контрастом соседствуют мрачный,жестокий реализм со светлой христианской утопией.
🔷И наконец «ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ» — квинтэссенция Достоевщины и предтеча экзистенциализма.
Это очень похоже на «Сон смешного человека» ,только более крупное по объёму.
Именно записками и подпольным человеком вдохновлялись Камю,написавший повесть «Посторонний» (кст крайне рекомендую прочесть эту вещь) и Сартр,написавший роман «Тошнота».Именно отсюда Франц Кафка подчерпнул идею для своего рассказа «Превращение»,где клерк Грегор Замза одним утром превратился в жука.
С записок идут корни дальнейших романов великого пятикнижия Достоевского.человек из подполья ,несомненно, умный, образованный, начитанный, мыслящий, неравнодушный ,но и нравственно уродливый,циничный,гадкий,безобразный человек.Просто рай и ад невротика.В главном герое можно узнать себя и немного испугаться.Написать об этом произведении я могу еще многое ,но не стану.Важна самая суть.
Скажу лишь ,что «Записки из подполья» - одна из самых сильных книг,что мне приходилось читать.
Помню как прочел «записки из подполья» за ночь(как и все самое лучшее) и сладко уснул.В награду за это я получил сон ,не сон смешного человека,а эротический сон,и на самом интересном месте (что же там могло такое быть то ,а?) меня будит сосед с грубо произнесенным «слышь,вставай давай »
Денис,этого я тебе не прощу! А ведь у неё были тогда такие потрясающие ....Ладно,дальше.
Забавно получилось,и со сном и с кое-чем другим.Просто Владимир Набоков и Достоевский соседствуют в посте.Набоков не любил ФМ и часто проходился катком по его романам в своих лекциях.Причем критика иногда обоснована и очень уж оскорбляюще-красиво звучит.
Например:
💔«Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства — всем этим восхищаться нелегко. Он создал целую галерею неврастеников и душевнобольных.Мне претит, как его герои «через грех приходят ко Христу», или, по выражению Бунина, эта манера Достоевского «совать Христа где надо и не надо»
💔«Страстная убежденность Достоевского в том, что физическое страдание и смирение исправляют человеческую природу, коренится в его личной трагедии: должно быть, он чувствовал, что живший в нем свободолюбец, бунтарь, индивидуалист изрядно стушевался за годы, проведенные в Сибири, утратил природную непосредственность, но упорно считал, что вернулся оттуда «исправленным»
Ps. Все таки для меня Набоков стоит далеко позади Достоевского по силе написанного, и сам Н. иногда раздражает своим «домоводством» и «занудностью» (даже можно посмотреть на поздние периоды творчества обоих писателей, у ФМ это великий роман «Братья Карамазовы» и трио вышеперечисленных новелл, а у Набокова это слабые профессорские романы, написанные на английском САМ СМОТРИ НА СВОИХ АРЛЕКИНОВ КУКОЛД КУКОЛДОВИЧ ) но эти моменты достоевщины Набоков метко подчерпнул.
Или как писал про Достоевского Эдуард Лимонов в «Священных монстрах»:
💔«На Западе считают, что Достоевский лучше всех сообщил в словах о русской душе и изобразил русских. Это неверно. Истеричные, плачущие, кричащие, болтающие без умолку часами, сморкающиеся и богохульствующие — население его книг — достоевские. Особый народ: достоевцы. С русскими у них мало общего. Разве только то, что они живут в русских городах — Санкт-Петербургах и прочих, на русских улицах, ходят по Невскому, и только. В западных постановках пьес Достоевского актеры ведут себя как умалишенные. Ибо умалишенными видят они достоевцев, принимая их за русских. Эта ошибка, может быть, много стоит России..»
Как там было у невротиков ..?
И расхвалить с пеной у рта и покритиковать,брызжа слюной.
Сделано.
Переходим к следующему.
🔲 НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ
(СБОРНИК АРАБЕСКИ)
1) «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»
2) «ПОРТРЕТ»
Гоголя я действительно люблю за сборник «Арабески»(Невский проспект,портрет,нос,записки сумасшедшего),ну и ,конечно, за «Тарас Бульба».Мне не нравятся «Мертвые души» с их мерзкими и отвратительными помещиками.Да,они мастерски описаны,но я совершенно не получал удовольствие от чтения (хотя многие мерзости у Достоевского, описанные не так мастерски читаются куда интереснее).
Гоголь задумал свою «Божественную комедию» про Россию в трёх частях.Первую, «ад» он написал,выведя пером на бумаге отрицательных героев.Положительных и благородных ,увы,не смог. «Чистилища» и «рая» не последовало.Во время работы Гоголь впал в адский творческий кризис,сошел с ума на религиозной почве и заморил себя голодом.
«Вечера на хуторе близ диканьки» аналогично стали большим разочарованием.
Для 13-14 летнего меня это было бы гораздо уместнее,но не в 18 летнем возрасте.Было бы неплохо приходить домой после футбола в 14 лет (как раз в 14 лет был пик моей футбольной одержимости ,я пархал по полю при своих тогдашних 65 кг и 188 см роста как бабочка,не то что сейчас ) и читать страшные украинские байки про ведьм,призраков и мертвецов.Но,увы,тогда особого влечения к литературе и искусству не было.Литературой для меня были запыленные затертые советские библиотечные книжки,те самые,что ЕленаИвана задаёт читать на лето.К слову в 70% случаев эти книжки просто берутся для вида из библиотеки,кладутся в ящик,конечно же не открываются и потом к классу 9-11 еле еле сдаются уже бородатым школьником,которому аттестат не выдадут, покуда он все добро обратно на библиотечные полки не вернет.И так по кругу.
Иногда конечно какая-нибудь отличница сломает систему : возьмет и всё прочитает..и сдаст,пунктуальная тварь,вовремя.
Но отличницы обычно делают все это для благожелательного вида .
Вообщем для многих школьников литературой на всю жизнь остаются те запыленные библиотечные книжки.
Ну занесло меня конечно.Пацаны,толкните в право!!!
«Вечера на хуторе» совершенно не впечатляют,хоть убей.
Если хотите испугаться,прочтите рассказы «Семья вурдалака» А.Толстого , «Страшное гаданье» Бестужева-Марлинского или «Красная корона» Булгакова,там повествование нагоняет реальную жуть.
Масло в огонь добавляет украинский диалект,которым написаны вечера .Но «вечера» это самый ранний Гоголь,который еще только разгоняется в мастерстве письма и своих замыслах.
Со сборником «Арабески» не было никаких разочарований,он тронул за сердце.
После прочтения «Невского проспекта» я даже слезы пустил,настолько горькая концовка.
🔷«Невский проспект» — повесть о том , насколько разным может быть итог двух свиданий,двух знакомств в мистическом Петербурге, где «сам демон зажигает лампы для того только,чтобы показать все не в настоящем виде»
Как же там контрастно показаны два мужских архетипа и какой автор намечает обоим финал сценария : для первого все заканчивается обычным пьяным фарсом,а для второго,более чуткого и ранимого, настоящей метафизической катастрофой. Горькая судьба художника Пискарёва подсказывает насколько важным и определяющим являются встречи с новыми людьми в тяжелые переломные времена,и дай вам бог,чтобы у вас эти люди были приятны и отзывчивы,и не отнимали понапрасну много душевных сил,ничего не давая взамен.
К слову ,после одного события месяца полтора назад я познакомился с человеком,который как раз отнимал очень много душевных сил и практически ничего не давал взамен.Во время депрессии такие люди добивают и уничтожают,тем самым коверкая и портя ощущение жизни в конкретном месте.Через пару лет вы будете вспоминать город или квартиру или район или улицу,где жили и где чапали за хлебом в магазин,где гуляли и неприятно рефлексировать по поводу таких бывших близких и то место станет бутовским полигоном ,на который вы побрезгуете поставить ногу. Гоните ссаными тряпками таких блядин и не позволяйте высасывать из себя соки,тратьте его на людей более родственных по духу.Еще лучше в лицо заявляйте им,кто они есть.
Слава богу после того же мероприятия в моё окружение попал другой человек и как раз он оказался очень близким по настроению и интересам.Просто я не сразу это понял.
В будущем в каком-нибудь месте вас тоже может ожидать такая вот развилка и важно увидеть, рассмотреть вам родственную душу или как минимум приятную дружественную личность,не потерять её за массой эмоционально тупых,черствых,пустых и бесполезных созданий,которых ху* знает зачем родили на свет божий.Такая серая масса любит накидывать маски и на первый взгляд казаться интересным человеком.
Но стоит более близко и детально рассмотреть ,как с сожалением понимаешь «не того нашел,не там смотрел,надо было чуть левее чуть правее»,а какие-то силы уже потрачены и какое-то время уже прошло.Хочется вернуться и сблизиться с другим человеком,который тогда сидел совсем рядом,с ним бы все пошло иначе.
Вот так и отбивается жизненная энергия и интерес к новым людям.В будущем после таких облав ты уже не готов в случае чего тратит на новоприбывших в твою жизнь душевные силы,хотя некоторые из них точно будут их заслуживать .Будьте внимательней,смотрите глубже.
советник то хуев , наболело простите
🔷«Портрет»— повесть о дьявольской помощи бедному художнику,который принимая её,не осознает к какому финалу приведут заигрывания с темной силой.
Повесть очень интересная ,пронзительная,к тому же пропитана мистикой. Читается на одном дыхании.Очень похожа на «Портрет Дориана Грея» Оскарда Уальда (тоже советую к прочтению).
Приведу отрывок:
«Аристократическая дама совершенно очаровала его. До сих пор он глядел на подобные существа как на что-то недоступное, которые рождены только для того, чтобы пронестись в великолепной коляске с ливрейными лакеями и щегольским кучером и бросить равнодушный взгляд на бредущего пешком, в небогатом плащишке человека»
В обеих повестях центральную роль играют художники,Гоголь сам им был в полной мере и ему была интересна тема художника и его нелёгкой ноши.
Такого Гоголя я обожаю и обязательно буду возвращаться к нему.
Сборник «Арабески» - одна из любимых и потрясных вещей в моём списке книголюба.
🔳 АНТОН ЧЕХОВ
1) «ПАЛАТА N 6»
2) «ЧЕРНЫЙ МОНАХ»
3) «ПРИПАДОК»
4) «ДОМ С МЕЗОНИНОМ»
Как писал Довлатов — «Можно благоговеть перед умом Толстого.
Восхищаться изяществом Пушкина.
Ценить нравственные поиски Достоевского.
Юмор Гоголя.
И так далее.
Однако похожим быть хочется только на Чехова...»
Скорее всего это лучшее у Антона Павловича по моему и не только моему мнению.
Кстати очень смеялся с юмористических коротких рассказов Чехова «Письмо ученому соседу» и «О вреде табака» .Всем читать! Но это Чехов-юморист, а есть другой Чехов..Тот, который подмечает все несуразности, противоречия, пошлости и страшный абсурд русской жизни .Чехов может показать на бумаге как на ровном месте можно сойти с ума ,просто задав себе много неразрешимых вопросов «КАК ЖИТЬ ЗДЕСЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ?» ..Это Чехов, который ни во что не верит. Он лишь с желчным цинизмом описывает все эти парящие в русском воздухе безумства , до которых может дойти русский человек (не обыватель конечно).
🔹 «Палата N 6» ,конечно, вещь депрессивная ,но бесконечно многогранная.Впихнуть такое количество размышлений в один небольшой текст (Чехов вообще больших произведений не писал,все кратко и лаконично),грамотно докрутить их,при этом сохранив красоту и изящество языка может только Чехов.
У него все часто пропитано тотальной бессмыслицей и непониманием как жить и на что надеяться в России.В этом смысле ПАЛАТА - это ода русской бессмысленности и людской обреченности без красок гротеска и преувеличений.
В «Палате N 6» врач ,который еще вчера с усердием и уверенностью в своем благородстве принимал по 40 больных в день и помогал им может разочароваться в самой сути .И вот спустя какое-то время он уже уверен ,что не нужно мешать больным людям умирать, ведь это логический конец их существования.Не надо мешать какими-то пилюлями убирать страдания .Ведь страдания людей ведут их к совершенству и без них жизнь станет похожа на жизнь имфузории или амебы .И врач приходит к тому ,что на работу можно иногда забивать и пропускать рабочие дни.Что сегодня будет 40 человек, что завтра или послезавтра.Больные всегда будут и это нормально, всем же не поможешь.
И такими логическими разветвлениями Чехов уничтожает все попытки русского человека зацепиться хоть за какой-нибудь смысл жить и радоваться.Это страшнее любого кафкианского или мамлеевского кошмара...Чеховский удар в лоб и ты просто навозный жук , копошащийся в русском бессмысленном дерьме.
Такого Чехова можно остерегаться.Он с большим удовольствием вломиться к тебе в твое пространство, где ты кувыркаешься как поросёнок, и назовет все твои радости мещанскими, а твой смысл жизни — дыркой от бублика (хотя есть люди, считающие самым ценным в бублике его дырку)
🔷«ЧЕРНЫЙ МОНАХ» - повесть совершенно не о каком-то монахе и его жизни в келье ,как можно подумать.Монах там появляется в качестве безумного видения одному немного сошедшему с ума человеку,который решил,что он божий избранник и на нем стоит печать всевышнего.Как же больно потом будет принимать горькую правду ..
🔷 «ПРИПАДОК» — в этом рассказе Чехов мастерски описал невротический безумный припадок юноши-студента,который разрывается от внутреннего противоречия после увиденных путан и непониманием как эти грешные создания могут существовать и радоваться .Куприн написал целый роман «Яма», а Чехову хватило рассказа.
Очень напоминает «Невский проспект» Гоголя.Просто Николай Васильевич в этом плане человек религиозный , а Чехов откровенный атеист.Где у Гоголя будет пахнуть неизбежным концом и перерезанными венами , у Чехова это будет приправлено походом к врачу- психиатру, который сможет помочь бедному припадочному невротику.
🔷 «ДОМ С МЕЗОНИНОМ» — гениальная многоплановая вещь и квинтэссенция чеховщины в рассказе
Мне нравятся как Чехов столкнул человека с активной гражданской позицией , девушку- народницу и просветителя и человека творческого, парня , художника, живущего немного в другой от политики плоскости.Захотел с диким желанием перечитать этот рассказ и пойду..
💭🚩 АЛЕКСАНДР КУПРИН
«ЗВЕЗДА СОЛОМОНА»
Куприн стал открытием этого года для меня.Такой восторг я испытывал только,когда читал Довлатова и Сорокина.Это был именно восторг чистого толка.
Прежде чем стать писателем, Куприн успел поменять добрых десятка два профессий. Побывал и боксером, и цирковым борцом, и землемером, и учителем, и актером, и рекламным агентом, и рыбаком, и воздухоплавателем, и шарманщиком, и продавцом... Ему не важно было, сколько заплатят, ему было интересно попробовать себя в новой роли. Жгучий интерес к жизни бросал его в самую гущу изучаемого дела или явления.
Вернемся к «Звезде Соломона»..
Помню как моя сестра постоянно советовала прочесть эту повесть,всячески восхваляя её,а я ,гад такой, все тянул с прочтением ,находя для себя в приоритете более интересные вещи и в очередной раз слыша про «Звезду соломона» от сестры Маргариты думал «ДА ЧТО ТЫ КАК БАННЫЙ ЛИСТ К ЗАДНИЦЕ ПРИСТАЛА,ОТСТАНЬ СО СВОЕЙ ЗВЕЗДОЙ»
В итоге я взялся за повесть Куприна и после прочтения извинился перед родной кровью за такое отношение к искренним советам.Ну что ж.Теперь моя очередь быть банным листом.Снимайте штаны
Куприн написал это так,что начавший читать звезду человек будет максимально погружен в её разворачивающиеся мистические события с первых страниц .«Звезда соломона» как то прячется за основными произведениями Куприна - «Ямой», «Поединком», «Олесей» и «Гранатовым браслетом».За Куприным закрепилось звание чистого реалиста ,этому способствовали повесть «Поединок»,где максимально реалистично показана протухшая разваливающаяся царская армия с грубой дедовщиной и повесть «Яма»,описывающая в красках публичный дом и жизнь проституток.А тут Куприн приобщился к нечистой силе и изобразил ее не очень то страшно.Привлекательным вышел даже мефисТОФЕЛЬ.
Кто из вас когда-нибудь мечтал о немедленном исполнении пришедшего на ум желания ? Именно такой дар получил скромный чиновник без амбиций Иван Степанович Цвет,который просто любил разгадывать сканворды,шарады,ребусы, и мечтал о должности коллежского регистратора.Это и привлекло нечистую силу.
Кстати по атмосфере «Звезда» очень похожа на повести из «Арабесок» Гоголя.Можно даже не отличить .Разве что здесь маловато мрачных тонов и почти нет гротеска (удивительно- но это радует)
Приведу очень сильный отрывок:
«Знаете, есть побасенка. Русского рязанского мужичка спросили: "Что бы ты, Митенька, делал, если бы был царем?" - "А я бы, - говорит, - сидел целый день у ворот на лавке и лузгал бы семечки. А как кто мимо идет - в морду. Как мимо - так в морду". Ваша готтентотская фантазия не намного дальше хватает. Явись хоть сейчас к вам, к любому, дьявол и скажи: "Вот, мол, готовая запродажная запись по всей форме на твою душу. Подпишись своей кровью, и я в течение стольких-то лет буду твердо и верно исполнять в одно мгновение каждую твою прихоть". Что каждый из вас продал бы свою душу с величайшим удовольствием, это несомненно. Но ничего бы вы не придумали оригинального, или грандиозного, или веселого, или смелого. Ничего, кроме бабы, жранья, питья и мягкой перины. И когда дьявол придет за вашей крошечной душонкой, он застанет ее охваченной смертельной скукой и самой подлой трусостью»
Если зацепит Куприн,а он с большой вероятностью зацепит ,прочтите его замечательный рассказ «Чудесный доктор»,а дальше выбирайте сами..(только не «гранатовый браслет»,не самая удачная вещь)
PS - Из классической прозы больше всего ценю Достоевского,Тургенева,Гоголя и Чехова.Из серебряного века Куприна и Андреева. Произведения Тургенева и Андреева отложу на потом.
🔲 АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ
1) «КОТЛОВАН»
2) «УСОМНИВШИЙСЯ МАКАР» (рассказ)
Боюсь написать слишком много об этой книге (я про «Котлован»).Помню прочел её летом 2018 года.
Это период неожиданной ссоры с лучшим другом.Это время после окончания школы и я не знал что меня ждёт впереди.Окружающее место осатанело до невозможности своей духотой и отсутствием чего-то нового,не затертого.На горизонте уже мерцала Самара (где почти нет близких мне людей) и филфак ,как оказалось гребаный и отвратительный,населенный кучей тупоеблых и неприятных мудаков.А может это я такой а они хорошие ребята
В такой момент в мои руки и попал «Котлован»,который я дочитал вместе с просмотром фильма Балабанова «ГРУЗ 200»(Кстати советую посмотреть этот фильм с любимой девушкой в теплой постели ,с вкусным тортиком,чаем и бутылкой вина,спасибо потом скажите) .
Злое гротескное искусство еще не проделывало со мной такого фарса,как тогда.
Тут надо дать слово Иосифу Бродскому:
«Котлован" — произведение чрезвычайно мрачное, и читатель закрывает книгу в самом подавленном состоянии. Если бы в эту минуту была возможна прямая трансформация психической энергии в физическую, то первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок и объявить новое время»
Котлован» о том , как рабочие и колхозники СССР решили возвести не Вавилонскую башню до неба (рая) ,а вырыть котлован в землю (т.е в ад) и найти там спасение от бед и несчастий.Но в аду спасения не найти и смерть уже пришла за ними ,и она заберёт всех.Кто-то из людей уже готов сам умереть —
«Другая изба стояла на большой усадьбе, огороженной плетнями, внутри же избы мужик лежал в пустом гробу и при любом шуме закрывал глаза, как скончавшийся.Мужик изо всех темных своих сил останавливал внутреннее биение жизни, а жизнь от долголетнего разгона не могла в нем прекратиться. «Ишь ты какая, чтущая меня сила, — между делом думал лежачий, — все равно я тебя затомлю, лучше сама кончись».
«Котлован» может показаться злой и едкой сатирой на СССР времен первых сталинских пятилеток,но нет.Считать эту вещь сатирой на политику значит принижать её гениальность.Она выше всякой политики .Причём сам Платонов принял революцию и вдохновился ей ,он верил в коммунистический проект , но видно в конце 20-х где-то разочаровался в нем,увидя результаты сталинской политики в деревне.В конце концов Сталин и его литературные шавки отправил Платонова в опалу,из которой он не смог выбраться и умер в бедности и безызвестности.Судьба у писателя сложилась очень печальна,но тем не менее он застал переломные моменты истории своей страны - опальные тридцатые и военные сороковые(в качестве военного корреспондента).
Котлован пропитан абсурдом перед жизнью вообще.Там будут пляски смерти колхозников на оргдворе , раскулачивание медведем-молотобойцем( гениальная фантасмагория ) ,собирание в мешок всех нищих и отвергнутых мелких предметов,убийства неверных революции,мамины кости,разговоры с мертвыми,у которых засохли слезы и люди,которые заранее готовят себе гробы, «потому что там каждый живет оттого,что гроб свой имеет».
Конечно «Котлован» был написан автором в стол и не было никаких надежд опубликовать его в союзе,за такое Платонова уничтожили бы вместе со всеми близкими. «Котлован» был впервые опубликован на западе,в 70-х,м послесловием Иосифа Бродского.На родине автора произведение увидело свет только в конце 80-х во время перестройки.
Я обожаю и другой шедевр Платонова - роман «Чевенгур» ,где Саша Дванов нашел в союзе город Чевенгур,где уже построили коммунизм.
Только ужасы начинают проявляются позже,на первый взгляд город выглядит райским местом.Я люблю у Платонова и малую прозу и другие замечательные повести («Река потудань», «Город Градов», «Фро», «Ювенильное море» и «Возвращение»(про него я писал в первом посте).Единственное,что раздражало — это его персонажи-евнухи.
В школе проходят Платонова - рассказ «Возвращение» и рассказ «Юшка» наверняка вам запомнился..Но это другой Платонов,добрый и сказочный,а есть мрачный и темный ,писатель смерти.
🔷Рассказ «Усомнившийся Макар» - очередное гениальное творение,где показан приезд мыслящего в отдельной от окружающего мира плоскости рабочего человека в Москву.
Вообще Платонов это продолжение Достоевского ,это какая-то смесь экзистенциализма,коммунизма и христианства,и его произведения написаны особым ,необычным и самобытным языком(наверное самым самобытным в русской литературе).
Подытожу:
« Котлован » — это никем не заказанный , не считая высших сил , реквием , плач о погибели Русской земли , который написал - отвлекаясь от двойниковой мистики — тот , кто в молодости был самым честным ,самым горячим и убежденным из русских большевиков . И только такой человек и мог написать книгу , которую - если от всего русского XX века надо было бы избрать одну , чтобы сказать Господу : « Вот , посмотри , что с нами сделали » , — отцы и деды наши протянули бы ему эту книгу»(С)
🔲 ВЛАДИМИР НАБОКОВ
«ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ»
«Приглашение на казнь» я прочитал следом за «Котлованом».Это как получить метафизический хук на еблу на улице,убежать от хулиганов,заскочить с облегчением домой и снова получить ,но уже по печени.Все же «Приглашение» приятнее по атмосфере,чем «Котлован».
Там нет таких иррациональных безумств из-за ограниченности пространства (сюжет разворачивается в тюремной камере ,но в ней в любой момент может появиться потайной ход).
Замечательный русский и лучший абхазский писатель Фазиль Искандер как-то написал, что есть литература «дома» и литература «бездомья».Платонов - это литература бездомья, Набоков - это великий домохозяин.
Он был синестетиком, это умение чувствовать буквы на вкус и на цвет и это не шутка(Синестезия нейрологический феномен).Поэтому по-особенному выстраивал текста и прослыл одним из лучших стилистов 20 века в русской литературе (рядом с Олешей, Платоновым, Довлатовым и Сорокиным)
Самый сильный творческий период Набокова - это сиринский (когда писал под псевдонимом «Сирин»),берлинский период 30-х годов 20 века.Тогда он еще писал на русском языке.Да и сам Набоков считал этот роман лучшим в своей русскоязычной коллекции.
Сюжет состоит в том , что тридцатилетнего учителя Цинцинната Ц. обвиняют в «гносеологической гнусности» и приговаривают к смертной казни. Он проводит 19 дней в крепости в и ведёт дневник.Вокруг уродливый мир,состоящих из призраков и прозрачных людей.Даже близкие и родные люди становятся бутафорией.
Окруженный тоталитарными режимами (слева сталинским советским союзом ,справа нацистской Германией во главе с Гитлером) Набоков решил написать роман о бесконечной пошлости тоталитаризма, где охранник,библиотекарь ,сокамерник могут оказаться одним человеком,нацепляющим парики,накладные усы бороду и играющим разные роли.И только художник и творец способен противостоять этому фарсу.Но в мире «приглашения» таким нет места и кто-то один должен умереть или рассыпаться на части.
Роман очень сильный,с неоднозначной и немного непонятной концовкой.
Хотя я все понял
Идеально ,чтобы начать знакомство с Набоковым.
Не стоит сразу бросаться на скандальную «Лолиту».
🔲 ДАНИИЛ ХАРМС
1) «СЛУЧАИ»
2) «СТАРУХА»
Хармс представитель и глава поэзии ОБЭРИУтов (Объедение Реального Искусства).Эта компания самобытных поэтов и писателей просуществовала недолго,с середины 20-х до начала 30-х.Конечно им было душно в тепличной атмосфере сталинской борьбы с настоящим искусством.В итоге их сомнительную контору прихлопнули и превратили её участников в подпольщиков,кого-то арестовали и отправили в ссылку.Хармс был в их числе.Вместе с Александром Введенским (автором гениальной абсурдистской пьесы «Ёлка у Ивановых») их отправили на поселение в Курск.После возращения в Ленинград Хармс пишет и издаёт книги для детей и подпольно в середине 30-х пишет свои лучшие вещи - сборник «СЛУЧАИ» и повесть «СТАРУХА».Во время начала ВОВ Хармса арестовывают второй раз за распространение пораженческих слухов и приговаривают к расстрелу.Стоит объяснить,что пораженческие слухи — это сказанная в людном месте реплика или душевный монолог про бездарное командование армии и руководство страны ,которое провалило начало войны и позволило Германии захватить огромные территории и убить огромное количество советских солдат.Про эту реплику быстро узнали органы и после суда приговорили Хармса к расстрелу.
Чтобы избежать расстрела, писатель симулировал сумасшествие военный трибунал определил «по тяжести совершённого преступления» содержать Хармса в психиатрической больнице. Даниил Хармс умер 2 февраля 1942 года во время блокады Ленинграда , в наиболее тяжёлый по количеству голодных смертей месяц, в отделении психиатрии больницы «Кресты».
🔷 «Случаи» — сборник из 30 коротких (иногда сверхкоротких) рассказов и пьес. В нём нет единого сюжета, зато есть множество разрозненных происшествий (отсюда и название сборника): люди здесь забывают, какое число идёт раньше — 7 или 8, запираются в сундуке, чтобы проверить, можно ли выжить при недостатке воздуха, вынимают из головы шар, дерутся огурцами до смерти, отрывают друг другу конечности, вываливаются из окна , видят странные сны и просто ни с того ни с сего исчезают. Наряду с прочими произведениями Хармса «Случаи» как бы отменяют классическую прозу с её логично устроенным действием и глубокими характерами героев.
Короче говоря, «Случаи» — манифест русской литературы абсурда.
Приведу любимую сценку:
Четыре иллюстрации того, как новая идея огорашивает человека, к ней не подготовленного
«ПИСАТЕЛЬ: Я писатель!
ЧИТАТЕЛЬ: А по-моему, ты говно!
(Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.)
II
ХУДОЖНИК: Я художник!
РАБОЧИЙ: А по-моему, ты говно!
(Художник тут же побледнел, как полотно,
И как тростиночка закачался,
И неожиданно скончался,
Его выносят.)
III
КОМПОЗИТОР: Я композитор!
ВАНЯ РУБЛЕВ: А по-моему, ты говно!
(Композитор, тяжело дыша, так и осел. Его неожиданно выносят.)
IV
ХИМИК: Я химик!
ФИЗИК: А по-моему, ты говно!
(Химик не сказал больше ни слова и тяжело рухнул на пол.)
🔷повесть Хармса «СТАРУХА»—очень странная,немного страшная, мистическая вещь ,чем-то напоминающая «Пиковую даму» Пушкина или часть из «Преступления и наказания» Достоевского ,где Раскольников становится тройным убийцей.Там очень много мрачной символики,которую сложно трактовать.
В повести в комнату к герою-рассказчику приходит загадочная старуха. Тут же она умирает, но смерть её не окончательна: мёртвая старуха передвигается по комнате и даже проявляет агрессию.
Дальше читайте сами.
Саспенс во время прочтения обеспечен.
🐺 ГЕРМАН ГЕССЕ
«СТЕПНОЙ ВОЛК»
Этот роман я прочел два года назад и потряс он меня очень сильно.
Рад,что прочел его в юном возрасте. Вообще такие вещи необходимо читать рефлексирующим юношам и девушкам, для них катарсис обеспечен.Не для всех Только для сумасшедших. Следом за волком я прочел «Постороннего» Альбера Камю, еще один шедевр европейской литературы ХХ века (кстати у обоих писателей есть Нобелевская премия по литературе) .Чтение этих мужчин стало настоящей отдушиной для меня. Обе вещи читал ночью взахлеб. Сразу виден реверанс в сторону Достоевского с его запредельными человеческими состояниями . Вообще и Гессе и Камю обожали Федора Михайловича и просто напросто докрутили и додумали им начатое.
Гессе откровенно показал рефлексию и метания интеллектуала- невротика , которому везде тесно и душно. Он самоубивается в мещанской среде , окруженной массовой культурой.
Часть романа с трактатом про степного волка и затрагиваемая тема самоубийства шедевральны. Хотя шедеврален весь роман и все самокопания героя. Я обожаю тему смерти и самоубийства в литературе ,люблю добротный гротеск , наверное поэтому список именно таков..
Гессе еще та зануда,читать его местами тяжело, но это стоит того.
По крайней мере первая часть книги очень бодрая.
Роман пропитан юнговским психоанализом ( Гессе был знаком с Юнгом и даже проходил у него курсы психоанализа ) ,поэтому с чтением вы сможете копнуть себя поглубже и ,возможно, разберетесь в своих проблемах или же просто поймете кто такие тру невротики)
Приведу сильные цитаты...Хотя не буду.Вся книга в отметках.Отрывков слишком много.
Из минусов «Степного волка» вспоминается неприятная атмосфера декадентских тусовок с девушками и наркотиками. Потом все это скатывается в настоящий ад в театре для сумасшедших .Ну и забавно выглядит 50- летний зрелый мужчина в центре такого «веселья» .Иногда его душевные терзания кажутся несерьезными проблемками изнеженного барского интеллигента , который «настоящей жизни не видел»..
Про Гессе выскажусь еще. Надо обязательно затронуть его гениальный роман «Демиан» или «Нарцисс и Златоуст» .
🔲 ВЕНЕДИКТ ЕРОФЕЕВ
Просто я обожаю всю прозу Венички. Она дарит какое-то спокойствие и умиротворение.
♦️Люблю иногда читать «записки психопата»,начатые писателем в 17- летнем возрасте(хотя они уж очень на любителя)
Приведу любимое оттуда:
«Я - все. Я - маленький мальчик, замурованный в пирамиде. Ползающий по полу в поисках маленькой щели. Я - оренбургский генерал-губернатор, стреляющий из мортиры по звездам. Я - мочка левого уха Людовика Восемнадцатого. Я - сумма двух смертоносных орудий в социалистическом гербе. Меня обрамляют колосья. Слово "зачем" - это тоже я. Я - это переход через Рубикон, это лучшие витрины в Краснопресненском универмаге, это воинственность, соединенная с легкой простудой. Я - это белые пятна на географических картах. Надо мной смеялись афинские аристократы. Меня настраивали на программу Московского радио. Меня подавали с соусом к столу мадам Дезульер. В меня десять минут целился Феликс Дзержинский, - и все-таки промахнулся. Мною удобряли земельные участки в районе города Исфагань и называли это комплексной механизацией, радостью освобожденного труда и еще чем-то, чего я не мог уже расслышать. Знаменитый водевилист Боборыкин обмакивал в меня перо, а современные пролетарии натирают меня наждачной бумагой. Я - крохотный нейтрон в атоме сталинской пепельницы. Я изымаю вселенную из-под ногтей своих»
«Мда!.. Вы, как огня, боитесь банальщины… Вы бродите по ночам только потому, что спят другие; вы ненавидите всех нравящихся вам, потому что вам кажется тривиальным любить любимых и ненавидеть ненавистных, …вот теперь вы легкомысленно расстегнули свой плащ… В то время, как другой на моем месте глубокомысленно застегнул бы его…»
Как не любить такое???
🔷Я обожаю и культовые «Москва - Петушки»(Вторая после «Мёртвых душ» русская поэма в прозе, написанная в годы застоя в глубоком подполье. Роковое путешествие на электричке, в алкогольном тумане, при посредстве цитат из всего арсенала мировой культуры, — к недостижимому идеалу: сколько бы ты ни стремился увидеть Кремль, всё равно окажешься на Курском вокзале.)
ЗДРАВСТВУЙТЕ !ЭТО ПРОЕКТ «ЛЕВ ПРОТИВ»
🔷Обожаю и абсурдистскую пьесу драму «Вальпургиева ночь,или Шаги Командора» (про еврея в советской психушке с аллюзией на весь СССР)
и сочинение «Василий Розанов глазами эксцентрика»..
Советовать Ерофеева сложно, можно совсем не понять его или подумать что автор сошел с ума (он умел настраивать такое состояние работая над произведениями )
Например, Ерофеев в финале «Москва-Петушки» предсказал собственную смерть от рака горла.Это доказательство того, то он - гений.
Закончу про Веничку цитатой из «Вальпургиевой ночи»:
«Мне платят ровно столько, сколько моя Родина сочтет нужным. А если б мне показалось мало, ну, я надулся бы, например, и Родина догнала бы меня и спросила: «Лева, тебе этого мало? Может быть, немножко добавить?» Я бы сказал: «Все хорошо, отвяжись, Родина, у тебя у самой ни хрена нету»
🔲 ИОСИФ БРОДСКИЙ
1) Эссе «МЕНЬШЕ ЕДИНИЦЫ»
2) Эссе «ПОЛТОРЫ КОМНАТЫ»
3) Эссе «КАТАСТРОФЫ В ВОЗДУХЕ»
Ранний Бродский более понятен и более близок.
Чиновники и гэбня ,отправившие Бродского в ссылку в село Норинское,не произвели над ним глумления (разве что посадки в психушку были лишние,там Иосиф получил первый сердечный приступ),а ,наоборот, опалой возделали более глубокого и сильного поэта.В ссылке Бродский написал лучшие стихи и потом называл это время лучшим в своей жизни.
После возвращения из ссылки Бродскому все же не позволили долго оставаться в СССР, не разрешили жить «в храме собственного духа» ,жить так как будто никакой советской власти не было.Бродский был абсолютно аполитичен ,умел абстрагироваться от происходящего вокруг и заниматься только поэзией и переводами.Перед ним поставили выбор : либо уезд из страны, либо «мы тебе устроим незабываемые деньки». Перед вынужденной эмиграцией он пишет письмо генсеку Брежневу с просьбой остаться и заканчивает его так —
«Но скажу Вам, что в любом случае, даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему еще пригодится»(с)
Его не услышат и 4 июня 1972 года он навсегда покинет свою Родину.
Хочется сказать, что я некоторое время относился к Бродскому очень скептически.Я считал его этаким пострадавшим от советской машины еврейчиком ,который благополучно уехал на запад и из-за бугра поливал помоями бывшую страну.Оказалось всё совсем не так.Бродский не еврейский поэт ,а самый настоящий русский во всех смыслах (чего только стоит его боязнь синагог ).Да и страну он не поливал грязью, высказывался очень сдержанно, желая прославиться именно как поэт, а не как очередной диссидент. Тут можно вспомнить его перепалку с Миланом Кундерой, которого за русофобские выпады Бродский назвал необразованным чешским быдлом.
В поздних эссе «Полторы комнаты»(1985) и «Меньше единицы» (1986) он подводит определённые итоги своей жизни, детства и юности под лучами красного советского солнца.Также в эссе затрагиваются отношения с родителями, которых после эмиграции Бродский так и не увидит.Их не отпустят за границу к сыну .Они умрут в Ленинграде в середине 80-х.
Отрывок из «Меньше единицы»:
«Как ни скромно занятое тобой место, если оно хоть сколько-нибудь прилично, будь уверен, что в один прекрасный день кто-нибудь придет и потребует его для себя или, что еще хуже, предложит его разделить. Тогда ты должен либо драться за место, либо оставить его. Я предпочитал второе. Вовсе не потому, что не способен драться, а скорее из отвращения к себе: если ты выбрал нечто, привлекающее других, это означает определенную вульгарность вкуса. И вовсе не важно, что ты набрел на это место первым. Первым очутиться даже хуже, ибо у тех, кто приходит следом, аппетит больше твоего, отчасти уже удовлетворенного»
Отрывок из «Полторы комнаты»
«Советская система может гордиться собой. И потом, бесчеловечность всегда проще организовать, чем что-либо другое. Для этих дел Россия не нуждается в импорте технологий. Можно сказать, что единственный для страны способ разбогатеть — это наладить их экспорт»
А эссе «Катастрофы в воздухе» будут интересны далеко не всем,там Бродский пишет про путь русской литературы от Достоевского и Толстого, и по пути разбирает некоторых писателей (например Андрей Платонова).Также очень впечатлили эссе «Трофейное» и нобелевская речь Бродского 1987 года.
Если настроены прочесть его поэзию,попробуйте стихи 64-67 годов или цикл «Конец прекрасной эпохи».Если будет свободный вечер,приобщитесь к Бродскому.Не пожалеете.
НУ А МЫ БУДЕМ САДИТСЯ НА МЕСТО, ПОДНИМАТЬ ЛИЦО И ПРИГОТАВЛИВАТЬСЯ СЛУШАТЬ АХИНЕЮ (с)
так до сих пор и живем
🧻 ВЛАДИМИР СОРОКИН
1) «НОРМА»
2) «МЕСЯЦ В ДАХАУ»
Про Сорокину могу говорить вечно.Это главный грязный постмодернист русской литературы ,ставший классиком при жизни.
Выберу ,наверное, две любимые его работы.
Попрошу заранее уйти ханжей,которые не понимают прикола такой грязной литературы.
🧻«НОРМА» — первый роман Сорокина ,написанный в 1979-1984 гг.
Он выворачивает наизнанку советскую действительность ,её язык,её газетные штампы и подгнившую идеологию,грязно гипертрофируя каждодневные злобы.
Норма состоит из разных по строению 8 частей.
Первая часть книги состоит из трёх десятков микрорассказов, в которых студенты, рабочие, инженеры, чиновники, маргиналы съедают свою «норму»: пакетик со спрессованным в брикет говном (одна из зарисовок посвящена процессу его производства). Кто-то просто ест, кто-то пытается замаскировать субстанцию в более привычную еду, кто-то запивает квасом ,кто-то по-диссидентски рискует выбросить (но если узнают ,то будут проблемы ,могут выгнать с работы или исключить из партии, хахаххаха как же смешно то),но так или иначе перед читателем разворачивается весь спектр советского социума, объединённый одним и тем же ритуалом.
— Мам, а зачем ты какашки ешь?
— Я кому говорю! Не смей!
Мама Юля стукнула пальцем по краю стола.
— Да я не глупости. Просто, ну а зачем, а?
— Затем.
— Ну, мам! Ведь невкусно.
Зачем?
— Ты сейчас еще не поймешь.
— Ну, мам! Пойму!
— Нет, не поймешь.
Мама Юля доела норму, запила водой и стала есть из одной сковороды с Вовкой.
— А может, пойму, мам!
— Нет.
— Ну, это чтоб тоже лечиться от чего-нибудь?
— Не совсем. Это сложнее гораздо. Вот когда во второй класс пойдешь, тогда расскажу.
— А-а-а-а, я знаю! Это как профилактика? Уколы там, перке разные? Эт тоже больно, но все делают.
— Да нет... хотя может быть... ты ешь лучше, не зевай...
— А я, когда вырасту, тоже норму есть буду?
— Будешь, будешь. Доедай рис.
— Не хочу, мам.
Каждый гражданин из первой части романа ,поедая свою норму , как-то выкручивается во всей этой советской паутине глупости и это очень напоминает родительские истории из позднесоветского периода , когда на каждом шагу надо было ухитряться. Если у вас родители застали этот период в более менее сознательном возрасте и рассказали пару тройку добротных баек о том,как «отец в одних шортах с нунчаками гнался за вором,который стащил с балкона пакет деревенской колбасы»..Тру стори кстати.
Мельком расскажу про 3 часть романа .
Там герой по имени Антон возвращается в дом, где провёл детство и юность, и выкапывает из земли шкатулку. После этого сюжет раздваивается: в первом варианте Антон достаёт из шкатулки письмо Тютчева, понимает, что он его потомок, и в экстазе совокупляется с землёй; во втором из шкатулки извлекается рассказ «Падёж» с массовым убийством и казнью в финале( очень дикая и смешная часть ). При этом за кадром находятся ещё и внеположные сюжету писатель и слушатель, который в конце концов рекомендует просто закопать шкатулку обратно.
Я обожаю легендарную 5 часть «Нормы», где дачник пишет письма соседу профессору химии в город из деревни.И с каждым новым написанным письмом обнажает всё больше и больше злобы к городскому человеку ,начинает сходит с ума, и все это оборачивается смертью языка с повторяющимся аааааааа на нескольких десятках страниц.
Приведу легендарный отрывок:
«Здравствуйте Мартин Алексеевич! Вы думаете я тут значит паши а вы там клубничку приедите с молочком поедите и на тераске анекдотики-хуётики разные а мы тут паши на вас. Значит кто так вот паши а я не общественность просветить вас и я тебя срал чтобы ты не гадить мне а мы значит торф и срать чтобы! Старый человек работает а они только жопой вертят и пьют а после приедут поедят насрут и всё. Да я в совет ветеранов напишу я всё время в совете ветеранов я с молодёжью в военкомате работал потому что фронтовик и имею правительственные награды. А вы там в своих пробирках хуйню мешали.Я срать на себя не позволю я всех вас ёбом переебу чтоб вы не срали больше.Нет уж мы тоже срать чтобы не кулаки и я не гадить на вот и всё. Я хуесор чтобы срал а я ебал тебя чтобы ты не паши а мы гады ебал вас. Я тебя ебал гад. Я тебя ебал говна срать и всё. Я тебя ебал говна гадить срать мого. Я тега ебал срать мого говна. Я тега егал могол сдать и всё.Я тега егал могол я тега мога ега поро миро лого ааааааааа
(И таких писем там много )
Приведу один из любимых отрывков «Нормы», с которого я смеялся как ненормальный :
«Георгий рассматривал медали. Пахнущий нафталином китель покойного фронтовика качался у него в руках:
– За Победу… За Берлин… а это… Варшава… а ордена. Ух ты!.. Красной Звезды и Красного Знамени. Здорово.
Екатерина Борисовна взяла у него китель, поднесла к окну.Георгий провёл ладонью по линялой спине и задержал руку.
– А это что?.. Внутри там что-то…
– Аааа… – она улыбнулась, сунула руку за отворот, – это норма Серёжина…
Она осторожно вынула из внутреннего кармана кителя грубый бумажный пакет, передала Георгию.На пакете было оттиснуто красным:
НОРМА
Пакет был надорван. Георгий заглянул внутрь:
– Норма… надо же…
Екатерина Борисовна вздохнула:
– Да. Это в сорок третьем. Когда убили его под Сталинградом, то есть не убили, ну, ранили тяжело, а в госпитале он и умер. А друг его, Иванютин, и передал Наташе. Они ведь с ней перед самой войной расписались. А норму он Наташе передал, Иванютин. Ещё карточки остались, письма. И норма. Вот…
Георгий постоял, потом качнул плечами:
– Тёть Кать, а вот если… ну… А вот нельзя немного попробовать? Всё-таки ж интересно… какая она была…
Екатерина Борисовна повернулась, подумала и кивнула:
– Да попробуй. Чего уж там. Ножом отщипни маленько да попробуй… А вообще-то погоди, она ведь засохла вся. Её над паром надо или в кипяток.
Вообщем ранний Сорокин гениален,поздний уже так не трогает и не так смешит.Ранний Сорокин - это деконструкция советского застоя,человека той эпохи и стёб гомерических масштабов.
Если понравится «Норма» беритесь за ранний сборник рассказов «Первый субботник» (про него писал в первом посте) или за второй роман «Тридцатая любовь Марины»,читая который мужской пол может получать эрекцию прямо за книгой.У Сорокина есть роман «Очередь»,который полностью состоит из прямой речи(бесконечного диалога в советской очереди за едой и одеждой)
Спросите родителей про советскую очередь,много интересного расскажут.
🔷«МЕСЯЦ В ДАХАУ» — путеводитель по концлагерю.
Советский человек решил провести отпуск (этакий увеселительный аттракцион ) в немецком концентрационном лагере смерти Дахау и получает свои 120 дней тоталитарного содома и свой уютненький ад.
Ода доминированию тоталитарной системы над человеком от Владимира Сорокина,причем в роли главного героя он сам же .
Приведу отрывки:
«Проверка документов, мучительно сладкая, замутняющая
разум, четкие вопросы немецких симпатичных парней, молодые глаза с
милой пристальностью смотрящие из-под касок, очаровательное
рычание овчарок, шелест краснокожего советского паспорта внадежных немецких руках, пьянящий лязг задвижки, скрип, нет,
нет, шорох, шепот открывающихся ворот, сердечные спазмы, холод
рук, жар щек, запотевшее пенсне, гравий, запах, нет, запах
ЛАГЕРЯ, святой , родной, дорогой,»
А вот как выглядят истязания и пытки ))):
«холодно темновато крысы рука болит и ноги за стеной насилуют американца я все подпишу не надо глубже не надо я все подпишу не надо глубже не надо глубже не надо глубже я все подпишу да да я западный шпион враг народа не смотри на меня так
Они просят расскажи о Достоевском ты же русский писатель я рассказываю вы едите пьете пиво смотрите меня и слушаете меня потом спасибо за лекцию господин писатель по очереди мочитесь мне на лицо ..
Сколько же плевков повисло на моей бороде
В пять утра гимнастика в шесть порка в восемь мастурбация перед третьей ротой женского батальона
Ночью приснилась мать ведет меня куда-то я маленький еще и сзади иду
И начинают у нее от спины отваливаться куски я ловлю их в авоську и плачу а вокруг поют люди»
Наверное я немного психически ненормален,раз мне нравится читать
такие гадости ,а может быть это норма..
а почему рот в норме
_________________________________________________________________________________________________
Очень много сил и часов потратил, разбирая и сочиняя все это.Гораздо больше,чем на первый и второй пост.Но рад,что подвожу какие-то итоги прочитанному за последние годы.Надеюсь кто-то здесь найдет своё и скажет потом спасибо за полученное от чтения удовольствие.Не все попало в пост,за его рамками остались другие крутейшие произведения.Про них скажу немного позже.И так все слишком незапланировано затянулось словарными нагромождениями..
______________________________________________________________________________________________________
1 ПОСТ С ЛЮБИМЫМИ РАССКАЗАМИ
2 ПОСТ С ЛЮБИМЫМИ РАССКАЗАМИ
(ПОСТЫ НЕ ТАКИЕ БОЛЬШИЕ, КАК ЭТОТ)
АВТОР ПОСТА ВКОНТАКТЕ
АВТОР ПОСТА В ИНСТАГРАМЕ
Кстати сын я акулий , потому что мама у меня врач-окулист.
Акул лечит..