Вообще, изначально я планировал этот поход на 26-27 января, однако, не учтённые мной форс-мажорные обстоятельства сложились таким образом, что это незабываемое приключение заняло в моём графике ещё одни сутки. Я предположил, а природа расположила….
В тот момент я работал технологом в международной компании по производству МДФ, и, буквально, только что команда, участником которой я был, после нескольких месяцев оперативных усилий, запустила предприятие в одной из стран Европы, где я, впоследствии, остался ещё на полтора года. Пользуясь моим нахождением там, все свои выходные я неизменно посвящал изучению различных интересных (коих там – масса) уголков данной страны, и, сев, в пятницу вечером в поезд, прибыл утром в ближайший к моей целевой точке город, из которого автобусом до того места, где дальнейшее движение автотранспорта, по экологическим причинам, уже запрещено.
В тот момент я работал технологом в международной компании по производству МДФ, и, буквально, только что команда, участником которой я был, после нескольких месяцев оперативных усилий, запустила предприятие в одной из стран Европы, где я, впоследствии, остался ещё на полтора года. Пользуясь моим нахождением там, все свои выходные я неизменно посвящал изучению различных интересных (коих там – масса) уголков данной страны, и, сев, в пятницу вечером в поезд, прибыл утром в ближайший к моей целевой точке город, из которого автобусом до того места, где дальнейшее движение автотранспорта, по экологическим причинам, уже запрещено.
Ах да, целью моей поездки было достижение относительно невысокой (всего лишь 1603 метра над уровнем моря) горы на границе двух государств, для одного из которых данная точка является высшей. Находящаяся на территории национального парка вершина, судя по отзывам бывавших там людей и сведениям из Интернета, обещала быть крайне интересной и необычной (данное обещание было ещё как исполнено!) с точки зрения видов, ландшафтов, ну и, разумеется, для затвора моей фотокамеры (избранные из тех результатов – в этой статье, прошу любить и жаловать).
Однако, будучи ещё со школьно-студенческих лет опытным походником (в первую очередь, именно в горы), в сей раз я проявил явно недостаточную основательность в плане подготовки к походу, граничащую с вопиющей безалаберностью, в частности, не проведя мониторинг прогноза погоды за ближайшие к дате выезда несколько дней и не побеспокоившись о заблаговременной покупке специальных зубчатых (против скольжения) насадок на обувь – и то, и другое, могло впоследствии сыграть со мной злую, вплоть до фатальности, шутку. Я бы даже сказал, что мне явно повезло в том, что я отделался, всего лишь, выбросами адреналина моего организма.
Моя невероятная уверенность в своих силах была подкреплена и тем, с какой лёгкостью, обгоняя всех остальных посетителей национального парка, я шёл в гору к намеченной цели в течение первых километров восьми. Поскольку, я приехал на одном из первых утренних автобусов, то вскоре люди, в принципе, перестали попадаться по пути: всех шедших ТУДА я уже обогнал, а те, кто мог идти ОТТУДА (со стороны горного домика для ночлега туристов), просто ещё не дошли, а, может, ещё и толком не проснулись. Перестало быть видно людей ещё и по другой причине: с каждыми 100 метрами набора высоты температура воздуха явно понижалась на градус-другой, что вызвало густой туман и изморозь. Расстояние видимости снижалось, а деревья и, что важно, указательные столбы всё чаще были покрыты коркой льда различной толщины.
В национальных парках маршруты/тропинки для туристов обязательно обозначаются (на деревьях, столбах или больших камнях) значками разных цветов, и те ми же цветами каждый определённый маршрут обозначается на картах и проводниках. И вот я дошёл до точки, где дорога разделялась. Поскольку посмотреть и сфотографировать мне хотелось побольше и разного, то в ТУ сторону я решил пойти по «синему» маршруту, а обратно – «по красному». Да вот, только, не увидел я, из-за корочки льда» (забегая вперёд, сообщаю: увидел уже по возвращении), надписи, сообщающей о том, что «данная дорога на зимний период закрыта». Ночью выпал снег, и отсутствие следов на ней не сильно удивило меня, а на такую мелочь, что идти теперь пришлось по сугробам, я даже не обратил внимания – для моего молодого и закалённого и не такими мелкими походными сложностями организма это было сущей ерундой. А спустя пару километров несколько задерживающие мой изначально крейсерский ход сугробы, пожалуй, спасли мне жизнь: в том месте, где я должен был оказаться через метров сто, прямо на моих глазах прошла лавина. Настоящая. Бессмысленная и беспощадная. И попади я под неё, предполагаю, что нашли бы меня, в лучшем случае, к апрелю, когда сходит снег….
Ничего подобного в непосредственной близости от себя я не видел ни до, ни после. Сфотографировать просто не успел. Да и было не до этого. Честно говоря, я сразу же развернулся и спешно вернулся назад, к развилке дорог, где встретившиеся мне туристы, которых я перед этим обогнал, указали мне на закрытую льдом табличку и популярно объяснили, чтобы я больше так никогда не делал. И правильно сделали.
А дальше, после прохождения верхнего конца канатной дороги (никогда ими не пользовался – это для ленивых и слабаков :--) ) и первого, ближайшего к «цивилизации», горного домика (разумеется, я забронировал номер в более дальнем, который у верхней точки), была чудесная морозно-солнечная с периодически возникающей холодной дымкой дорога выше лесистой зоны, и с этих гребней и плато всё окружающее было как на ладони. Я любовался и снимал. Был абсолютно счастлив и уже забыл про недавнюю угрозу жизни.
Вокруг, правда, куда ни посмотри – была абсолютная Красота, в чистом виде. Информация из Интернета не обманула: данный микрорегион имеет необычные для своего географического положения особенности – близкий к Скандинавскому климат, отличающуюся от других точек этой широты растительность, а также на очень малой высоте заканчивающуюся зону леса и начинающиеся альпийские луга.
Хребет, по которому проложена оснащённая (для упрощения ориентирования на местности) деревянными столбами туристическая дорога и по которой шёл – это уже граница двух государств. В горах принято так, что друг с другом здороваются встречающиеся туристы. Просто улыбаются и здороваются. (Концентрация хороших людей среди тех, кто ходит в горы, вообще многократно более высокая, чем в обычной жизни – это множество раз в жизни было подтверждено на практике). А поскольку, разгуливали туда-сюда по этой дороге туристы из двух разных стран, то здороваться приходилось на двух различных языках.
Где-то к позднему обеду или раннему ужину я добрался до своего горного домика, расположенного прямо под той самой горой, которую я намеревался, так сказать, покорить. Бросил в номере шмотки, сменил мокрую футболку на сухую, съел в местном баре чудесный по вкусовым качествам обед и, продегустировав напоследок местной горячительной жидкости, такой живительной и поднимающей, и без того, прекрасное настроение, вышел в компании своего фотоаппарата снимать закат с вершины. Пройти предстояло около пары сотен метров вверх над уровнем моря и около километра пути по дороге.
Дорога проложена небольшим серпантином вдоль горы таким образом, что справа по пути наверх находится стена из этой самой горы, а слева – достаточно острый склон, а также столбы с натянутыми на них цепями, за которые можно держаться и которые препятствуют внезапному полёту туристов вниз. Эта дорога уже довольно узкая, на ней с некоторым трудом могут разойтись идущие друг другу навстречу путники. А желающих зайти наверх, всё-таки, немало, и так – ежедневно, поэтому, в связи с исхоженностью, дорога стала весьма скользкой.
И вот тут я вспомнил о том, как не купил зубчатые насадки для обуви. «Чёрт с ними. Раз приехал и дошёл, то уж – до конца», - решил я. В гору, кое-как, периодически поскальзываясь, падая, хватаясь за цепочку на столбах с левой стороны и едва пару раз не грохнув фотоаппарат о выступающие вверх крупные камни, я добрался.
Правда, под самый конец пути сделав крайне неудачное движение, которое привело в резкой судороге и болезненному растяжению мышцы правой ноги, которая на обратном пути, по идее, учитывая направление склона, должна была служить основной опорой.
В итоге, оказавшись на вершине, одновременно поражаясь красотам вокруг, я понял одну жестокую истину: обратный путь вниз может оказаться весьма затратным для моей пятой точки. Ибо спускаться по скользкой дороге без наличия должных защитных средств – это не одно и то же, что и подниматься по ней. Любое слегка неосторожное движение при таких условиях может привезти к небольшому полёту прямо на один из многочисленных острых камней, а то и – за пределы цепочки на столбах, которая теперь уже была с правой стороны. А тут ещё и закат перешёл в сумерки, и стало резко темнеть, и посетители на вершине горы (на которой также имеются метерологическая станция и небольшая деревянная часовня) с оперативностью стали покидать это прекрасное место, стремясь вниз, к горным домикам.
Не знаю, чего выражало моё лицо, но люди, к которым я, описав своё состояние, обратился с вопросом «Что делать?», явно озаботились и обеспокоились ситуацией со мной, сразу же придя на помощь. Двое молодых людей, примерно моих сверстников, сразу же взяли меня под руки, а у одной из их спутниц (о, удача!) нашёлся запасной комплект тех самых зубчатых насадок для ботинок, которые на меня незамедлительно нацепили.
И вот так, медленно и аккуратно, как героические санитары уносят с поля боя раненых, эти бравые спасители моего тела дотащили меня прямо до дверей моего горного домика, оставив мне в качестве сувенира («на счастье») тот самый комплект зубчатых насадок, который до сих пор хранится у меня дома, а в случае поездок в горы непременно достаётся из шкафа и кладётся в рюкзак.
На следующее утро я, как и планировал, собрал вещи, позавтракал в местном баре и вышел наружу, чтобы пройти 14 километров в сторону ближайшей автобусной остановки. Ага, разбежался! Выла метель, снег валил с такой интенсивностью, что после 50 метров пути от дверей горного домика, этот горный домик уже не было видно, как и практически не было видно ориентировочные столбы вдоль дороги.
В этот раз рассудок очень быстро полностью взял вверх над желанием двигаться вперёд и чувством долга прибыть вовремя на работу - непременно завтра, прямо с поезда. Когда я, спустя несколько минут, снова появился на пороге бара горного домика, местные сотрудники весело глядели на меня, всем видом показывая: «А ведь мы тебе говорили и были правы». Они, кстати, и правда мне сказали перед моим выходом, что лучше не сегодня…. В общем, весь этот день я, словно один из тех самых персонажей от английской детективной писательницы Агаты Кристи, провёл в компании других нескольких застрявших в горном отеле туристов, а также взятых с собой в поездку книги и записей Jethro Tull и Pink Floyd, чья зимне-атмосферная музыка, как нельзя более точно, подчёркивала мою ситуацию.
А вот утром в понедельник уже не было ни метели, ни снега, ни вообще каких-либо приключений. Лишь мороз и солнце. Сверкающий снег, сине-голубое небо и чистая дорога обратно. И ещё ощущение счастья от новых впечатлений и успешного прохождения через организованные мной же самому себе приключений. Как только появилась связь, позвонил на работу, и там были рады что я жив и здоров.
________________________________________________________________________________
В это место я ещё возвращался. И не раз. Если вы здесь были или знаете, где это, то пишите варианты в комментарии. Они, как вы знаете, здесь приветствуются!