Рядом с так полюбившейся мне церковью Святого Себальда я уселась в небольшом ресторане за столиком на открытом воздухе и заказала себе белые нюрнбергские колбаски с капустой.
Начало истории:
Ох, какое же это объедение! В такие минуты, когда ты сидишь в приятном месте, наслаждаясь вкусной едой, с порхающими мыслями, беззаботный, лёгкий – кажется, вся квинтэссенция радости жизни сосредоточивается в одной точке: точке времени и точке пространства.
Неожиданно к моему столику подошла пара – женщина и мужчина средних лет – и с улыбкой спросили по-немецки, могут ли они расположиться здесь. Были ещё свободные столики, но им хотелось сесть именно здесь, а может быть, хотелось пообщаться, так почему бы я стала им отказывать? Улыбаясь, я объяснила им, что «не шпрехен» совершенно, и так, на каком-то интернациональном немецко-русско-английском языке мы обменялись несколькими фразами и вполне комфортно и уютно обедали вместе, периодически поднимая за здоровье друг друга тяжёлые запотевшие кружки холодного баварского пива.
Пообедав, в прекрасном расположении духа, я начала подъем по улочкам солнечного города к Нюрнбергской крепости.
Комплекс сооружений, построенных в XII веке, стоит на скале из песчаника и предназначен для обороны города.
Но посмотрите на это. Разве хоть одно из зданий наводит на мысли об осаде, войне, опасности?
Чудные фахверковые домики с цветами под каждым окном, плющ, вьющийся по стенам, солнце, просвечивающее сквозь листву…
Жизнь, радость, мир царят здесь – здесь, как и во всём этом светлом городе.
В комплекс оборонительных сооружений входят Императорский замок, Крепость бургграфа и Крепость имперского города.
На Круглой башне расположена смотровая площадка, с которой открываются чудесные виды на Нюрнберг, купающийся в ласковых лучах осеннего солнца и подставляющий ему спину своих крыш и плечи куполов.
Параллельно стенам крепости вытянулась улица настоящих фахверковых домов.
Возникает ощущение, что находишься в средневековой Германии, и сейчас из дверей дома выйдет женщина в чепце и фартуке, побежит ребёнок, катя перед собой колесо, пройдет мастеровой в кожаных штанах и жилете.
Недалеко от Нюрнбергской крепости на Albrecht-Dürer-Straße 39 стоит пятиэтажный нарядный дом с бело-красным фахверковым фасадом и нижними этажами из песчаника.
Это дом, где жил и работал великий художник, гравёр, мастер ксилографии (гравирования по дереву) Альбрехт Дюрер. Дюрер купил дом в 1509 году и жил в нем с матерью, женой и подмастерьями вплоть до своей смерти в 1528 году.
Сейчас здесь располагается музей художника, где можно увидеть комнаты, обставленные готической мебелью, мастерскую с инструментами и материалами и копии его главных работ, которые дополняют оригиналы в период временных выставок.
Рядом с домом-музеем Дюрера на небольшой площади бронзовый заяц с яростно выпученным глазом смотрит недобро и настороженно.
Прототипом для скульптуры послужил рисунок Дюрера «Молодой заяц», но на акварели художника изображен милый и кроткий зайчишка, а детище скульптора Юргена Герца наводит невольный ужас. Говорят, так автор хотел показать, что, если человек будет продолжать варварски и бездумно относиться к природе, природа взбунтуется и поглотит его. Под мордой зайца можно разглядеть бессильно лежащую руку человека, которого, вероятно, он уничтожил. Рядом, на отдельном постаменте другой, крохотный зайчишка боязливо и покорно прижался к земле.
Гуляя по городу, я увидела серое ничем не примечательное здание с интересными инсталляциями: керамический человечек верхом на петушке, а на стене – что-то вроде механического устройства с зубчатыми колёсиками и поршнями.
Оказалось, это музей игрушек. Я внутри не была, но полагаю, это очень интересная экспозиция: коллекция музея насчитывает около 12000 игрушек, которые собирали с начала 20-х годов прошлого столетия Лидия и Пол Байеры.
Если вы приехали в Нюрнберг, не гоняйтесь за достопримечательностями. Дайте себе время спокойно погулять по улицам и мостикам – обещаю, вы не будете потом считать это время потерянным.
Храмы, фонтаны, дворцы и крепости есть в каждом уважающем себя туристическом городе. Но не каждый туристический город может похвастать такими очаровательными районами, где дома стоят прямо на воде (ну чем не Венеция!) или у воды, отражая свои окна в водах как будто совсем неподвижной Пегниц;
где столько живописных арочных мостиков, почти скрытых пышной зеленью деревьев, купающих свои ветви в реке;
где так уютны и красивы балкончики и мансарды, скрывающиеся за любовно выращенными цветами.
Выйдя на Людвигплац, возле выхода из метро Лоренцкирхе я увидела нечто, от чего мои глаза округлились. «Это что, чёрт возьми, такое????» – подумала я.
А это «чёрт возьми» – фонтан. И, я вам скажу, ничего подобного вы никогда не видели. Это вам не купающиеся нимфы. И не Нептун с трезубцем.
Вуаля. «Брачная карусель», фонтан работы скульптора Юргена Вебера (автора скульптурной группы «Корабль дураков»), созданный по мотивам стихотворения средневекового немецкого поэта и драматурга Ганса Сакса «Горько-сладкая семейная жизнь».
Поначалу фонтан производит шокирующее впечатление: восприятие колеблется где-то между «гротескно» и «вульгарно».
Красоты, эстетики и поэтизации в этих скульптурных группах точно нет. Все гиперболизировано, возведено в абсолют, натуралистично так, что глаза колет.
По замыслу автора, скульптуры демонстрируют все светлые и тёмные стороны брака, перемены, происходящие с течением жизни, а также людские пороки: обжорство, жадность, похоть, гнев, эгоизм.
Сцена первая. Молодая пара, они влюблены друг в друга и увлечены плотскими утехами.
Сцена вторая. Молодую жену уже пытается соблазнить своими сладкими песнями какой-то вертопрах.
Сцена третья. Наверное, самая приятная глазам. Мать кормит своих детей, выражение ее лица нежное и доброе. Но муж витает в облаках, ему не интересны ни жена, ни дети.
Сцена четвертая. Обрюзгшая, неопрятная женщина жадно пожирает всю еду со стола. Её тощий затурканный муж даже не делает попыток что-то съесть, он, что называется, «возвёл очи долу».
Сцена пятая. Наглядный образ выражения «семейные узы». Престарелые супруги, до смерти опостылевшие друг другу, проводят дни в нескончаемой брани и взаимных упрёках, дергая друг друга за сковывающую их цепь.
На первом плане, ехидно пританцовывая, стоит сам Ганс Сакс на початке кукурузы, а на заднем плане колонна в виде погребального венка напоминает о бренности земных страстей и о неизбежном конце.
О художественных достоинствах и особенностях фонтана споры идут до сих пор, есть как ярые противники, так и убеждённые защитники. Одно можно сказать с уверенностью: вряд ли кого-либо это творение оставит равнодушным.
Нюрнберг. Город, который своими нежными красками, мирной атмосферой, удивительной гармонией разрушил мрачный образ, сформированный неумолимой историей.
Город, похожий на горячую булочку с изюмом и корицей.
Город, оставляющий в памяти тепло и аромат.
Ещё по теме:
📌 "Австрия. ВЕНА: до любви не хватило полвзмаха"
📌 "ЛЮКСЕМБУРГ: государство в потайном кармане"
Ранее:
📌 "Бавария. НЮРНБЕРГ: пряничный городок и его тёмное прошлое"
📌 "Португальские колориты. ЛИССАБОН: три цвета. Белый. Синий. Красный"
Далее:
💒 "Бавария. МЮНХЕН: жить - хорошо! (а хорошо жить ещё лучше)"
✅©ГалопомПоЕвропам