Найти тему

Долгая дорога до воинской части. Май 1970 года.

Призывники 1970 года. Фото из открытых источников.
Призывники 1970 года. Фото из открытых источников.

Продолжение статьи" Майский призыв в армию в 1970 г."

Потянулось время ожидания формирования новой команды. Умереть от голода нам не позволили. Резерв кормили два раза в сутки, на завтрак и обед водили в городскую столовую расположенную недалеко от сборного пункта. Ужин мы себе соображали сами, в большей степени нас кормили вновь прибывшие призывники после наших рассказов о тяготах и лишениях нашей «службы». Днем нас использовали как раб.силу по поддержанию нормальной инфраструктуры сборного пункта. Уборка территории, принеси, подай, сбегай и т.д. Работы всем добавил выпавший снег, который не бывает редкостью в наших краях в это время. Но мы и с этой бедой справились. Спали мы в казарме, на голых нарах в своей одежде. Но это было намного комфортнее, чем спать между рядами в зрительном зале клуба.
Призывники 1970 года. Фото из открытых источников.
Призывники 1970 года. Фото из открытых источников.

Каждый день, при формировании команд, мы стояли в строю в надежде услышать свою фамилию. Но, увы. Прошло три дня, четыре, пять. Никто нас не забирал, количество резервистов не особо уменьшалось. Мы уже стали роптать. Если мы армии не нужны, отправляйте нас домой. На наши возмущения был один ответ: «Прекратить разговоры.» 16 мая наконец дошла очередь и до нас, всеми забытыми." Покупатели"были со стройбатовскими эмблемами в петлицах, но нам уже было все равно, хоть к чёрту на рога, лишь побыстрее свалить отсюда. Резервисты , услышав свою фамилию, пулей, как поджарые гончие псы, с худенькими рюкзачками, подлетали к столу для проверки документов и также быстро становились в строй формируемой команды. «Резерв пошел»,- говорили офицеры приводя нас в пример не особо спешившим, нынешним призывникам, с туго набитыми сумками и рюкзаками в которых было полно еды, уложенными заботливыми мамами. Ощущение радости от того. что скоро свалишь отсюда, нивелировалось грустными мыслями от службы в стройбате после окончания десятилетки. Правда, сержанты «покупатели» заверили нас, что в стройбате мы служить не будем.

Эмблема стройбата СССР.
Эмблема стройбата СССР.

Наконец команду сформировали, и мы пошли тем же маршрутом, что и 10 мая. Вечером прибыли на вокзал и погрузились в эшелон. После семи ночей на голых нарах и голом полу плацкартные места вагона, с матрацами и постельным бельём нам показались раем. Погрузились, тронулись в путь. Сказали, что везут на запад. Попутно наш эшелон пополнялся новыми призывниками. Свердловск, Кунгур, Пермь, Ярославль, Рыбинск. В этих городах было пополнение эшелона призывниками, в Полоцке и Даугавпилсе, наоборот. Ехали без суеты и спешки. Три раза в день нас кормили, проблем с питанием не было. Каждый занимался своим делом. Кто писал письма домой, кто играл на гитаре и пел песни. Эти песни до сих пор в мозгу сидят. "Я с букетом на виду в увольнение иду…. Ромашка белая, лепесточки нежные…. На опушке леса рос кудрявый клен… " Рассказывали о себе, просто смотрели в окно. Подолгу стояли на крупных станциях. Правда из вагонов нас не выпускали, мотивируя это борьбой с «зеленым змием».

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В соседних вагонах была пару раз попытка раздобыть "горячительное" на станциях, но ребята потерпели полное фиаско. Первый раз, местный юноша, собрав деньги со страждущих просто больше не появился на станции. Но ребята оказались упертыми и на следующей большой станции сделали дубль. Здешний паренек оказался честнее, наверное у него родители были хорошие. Он купил и принес то, что заказали пацаны, но дойти до вагонов и передать заказ покупателям не сумел. Все выходы в город контролировались морпехами, которые сопровождали эшелон.

Паренек решил добраться до вагонов через заборчик, который отделял перрон от привокзальной площади. Перебраться через забор высотой 1-1,2 м имея под рубахой 4 бутылки с "огненной водой" было довольно трудно. Не заморачиваясь особо, паренек сначала переставил через забор бутылки, потом перелез сам. Это всё видели не только призывники. Офицер сопровождения подошел к доставщику и под неодобрительный рев всего эшелона спокойно разбил эти бутылки об заборчик. Больше попыток раздобыть спиртное никто не делал.

20 мая приехали в Ригу. Приехали в первой половине дня, а дальше должны были ехать вечером. Поместили нас в отдельный зал ожидания на вокзале. Сидеть там было не особо интересно, поэтому под предлогом посещения вокзального туалета, многие из нас оказались на улицах Риги. Чтобы не шокировать жителей европейского города своим помятым и разношерстным видом, пройдясь по привокзальной улице, выпив по бутылочке рижского пива, мы вскоре вернулись на вокзал. В нашем зале мы увидели треть от личного состава призывников. Уйдя в «туалет» многие не возвращались оттуда в течении 2-3 часов. Наши сопровождающие быстро поняли смысл русской поговорки «Не делай добра, не……» и приняли решительные контрмеры. Походы в туалет запретили совсем, напрочь. А пиво наше просилось наружу, ещё немного и был бы большой конфуз прямо в зале. Решили эту проблему посещением туалета строго по десяткам и по времени. Вторая десятка идет туда после возвращения первой и тд. К вечеру всё пришло в норму, погрузились в вагоны и продолжили свой путь к месту нашей будущей службы.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Утром прибыли в Эстонию на станцию Тапа. Построились и пошли в расположение части. Сержанты нам объяснили, что мы прибыли в школу младших специалистов инженерных войск, знаменитую учебку про которую говорили: «Кто прошел учебку в Тапа, тому не страшно и гестапо.» Объяснили почему у нас не будет стройбатовских эмблем, в инженерных войсках они с этого года стали совсем другими. Как мы потом называли эти эмблемы: "Майор, моряк,связист, военный летчик и путевой обходчик." За разговорами дошли до части. За забором стояли мощные инженерные машины на на базе АТТ, КРАЗов, машины, которые мы будем осваивать в течении полугода. Мы прошли КПП, ворота за нами закрылись и отрезали нас от гражданской жизни на два года. Из дома до части я добирался 11 суток, такая получилась долгая дорога к началу службы.

Путепрокладчик БАТм
Путепрокладчик БАТм

Спасибо, что дочитали до конца. Всем здоровья и удачи. Буду благодарен за оценку моего труда.