Найти тему
SYW MUSIC музыка и медиа

От винила до цифровой. Что такое аудиокомпрессор и как его использование влияет на звучание трека

Оглавление

Несколько месяцев назад у меня была статья по причинам превосходства звучания винила над цифровой дистрибуцией. Очевидно, далеко не все поняли в чем реальная суть, но давайте обсудим более подробно эту тему.

Универсальное и всеядное устройство
Универсальное и всеядное устройство

Вся суть крылась в 3 составляющих:

Компрессия

Возможности носителя

Тенденции звукорежиссуры

Все эти три фактора тесно связаны друг с другом. Компрессия здесь учитывается не во время перекодирования из одного формата в другой, мол, цифровой звук хуже именно из-за сжатия при перекодировании, а компрессия имеется ввиду на стадии сведения и мастеринга композиции.

Аудиокомпрессор (хоть аналоговый, хоть программный) имеет довольно простой и понятный принцип работы. При входящем сигнале он ограничивает динамический диапазон конкретного участка частот по установленному порогу. Вот, например:

-2

Меня не устраивают пиковые всплески и я устанавливаю границу, чтобы они так явно не выделялись. После этого они ужимаются до этой самой установленной границы. Но это не просто работа над громкостью. Я ужимаю только конкретные пики. После этого я могу поднять общей уровень на выходе и дорожка будет звучать громче, но уже без перегруза(клиппиролвания) из-за того, что ранее мы убрали эти самые скачки.

Так проделывается с каждой дорожкой на стадии сведения, а затем еще шлифуется на стадии мастеринга, плюс в ход идут жесткие ограничители - лимитеры, которые вообще срезают подчистую пики динамического диапазона, что позволяет увеличить громкость еще на парочку Дб. И в итоге мы получаем вот такую дорожку звука:

-3

Вот такая "колбаса", но это еще довольно адекватно. Очень часто у современных звукорежиссеров трек выглядит гладким в виде кирпича. Но причем здесь винил?

Вот:

-4

Оцифрованная версия, но с мастерингом от винила LZ - No Quarter.

Сравните с электронной музыкой (infected mushroom) заточенной под цифровую дистрибуцию( то, что вставил выше). Да, первый вариант звучит громче и плотнее, но вариант с LZ звучит более человечно и естественно. Но винил то причем? Притом, что На винил физически нецелесообразно записывать звук с таким динамическим диапазоном и компрессией. Банально выскочит игла.

Если судить именно по носителям и распространению. То цифровая дистрибуция имеет куда бОльшие возможности, но это уже дело звукорежиссуры. Короче, прокладки между пультом и креслом. Что касается разницы между осциллограммами аналогового звука и цифрового , то тут одним из основных факторов является такой пункт как частота дискретизации.

На самом деле цифровой звук выглядит не так, это условное обозначение квантования и этой самой дискретизации
На самом деле цифровой звук выглядит не так, это условное обозначение квантования и этой самой дискретизации

Чем она выше, тем менее цифровой звук будет отличим от аналогового. В любом случае, я не особо перенапрягаюсь за выбор между цифрой/аналогом.

Преимущественно слушаю и пишу в цифре, тут главное качество звука, его чистота и разумный подход к созданию самой композиции(для музыкантов и звукарей). Цифра с умеренной компрессией дает достаточно широкие возможности для детальной передачи даже самых незначительных звуков, что дает новые ощущения при прослушивании, а аналог (тот же винил) дает особые ощущения благодаря особому звуку с самого носителя и воспроизводящего устройства. Давайте просто слушать музыку.