История Большой Морской улицы, одной из наиболее фешенебельных магистралей, столицы Российской империи, начиналась вместе с историей рождения самого Санкт-Петербурга. Здесь, у стен первого, Петровского Адмиралтейства жили кораблестроители и моряки. Нет смысла подробно описывать застройку городской магистрали до 1737 года, так как улица трижды полностью выгорала.
Настоящим «ренессансом» Большой Морской, стал 1754 год. На некоторое время улица становится главной в Петербурге. В ее створе со стороны Невского проспекта строится одноэтажный, временный Зимний дворец императрицы Елизаветы. Сюда перебирается двор на время строительства Зимнего дворца Растрелли. Эта постройка просуществовала до 1767 года.
Появление императорской резиденции привлекло на Большую Морскую представителей дворянства и купечества, которые стали строить там свои особняки. Улица стала одной из самых престижных магистралей Петербурга.
В 1830 году, но ней впервые была произведено мощение мостовой деревянными торцами. Стоит ли удивляться, что работы были выполнены прежде всего под окнами дома генерал-губернатора Петербурга?
Вообще, все технические новшества появлялись на Большой Морской улице почти сразу же после из изобретения. В 1835 году здесь появились первые газовые фонари. В 1884 году на этой улице было использовано электрическое освещение. А на фасаде дома номер два были установлены первые в городе электрические часы.
Здания на Большой Морской улице постоянно перестраивались в соответствие со вкусами богатых заказчиков. На смену классицизму пришла эклектика. Кроме частных домов на Большой Морской появлялись офисы банков, страховых контор и … ювелирных магазинов. За глаза петербуржцы называли эту улицу «Брильянтовой». А с 1904 года на Большой Морской улице была устроена Центральная телефона станция.
Прошли годы… .
Сегодня Большая Морская улица известна как один из «культурных центров» Петербурга. Здесь находятся штаб-квартиры петербургских отделений Союза Писателей, Союза Художников, Союза Архитекторов и Союза Композиторов.
Поверхностно пробежимся по нескольким адресам Большой Морской.
В доме номер 15 по правой стороне раньше был Российский торгово-промышленный банк. У этого дома красивые бронзовые двери и невероятно монструозный фасад из «дикого» камня.
На противоположной стороне улицы, в доме номер 24, находился торговый дом Фаберже. Его легко узнать по коричневым гранитным колоннам.
Барочный особняк (номер 29), напоминающий Зимний дворец в миниатюре, — это Внешторгбанк. За перекрестком Гороховой улицы стоит здание бывшей Российской страховой компании, увенчанное аллегорической фигурой Матери-России, оказывающей помощь вдове, ребенку и пенсионеру.
В 1914 году на участке № 8 по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и Ф. И. Лидваля началось возведение очередного здания банка. Однако начавшаяся война, а затем и разразившаяся революция не позволили завершить его сооружение. Только в 1934 году по проекту архитектора Л. В. Руднева оно было достроено. В 1935 году в нем разместился основанный тогда же Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности — на студенческом сленге «Тряпочка». Его скругленный колонный портик хорошо просматривается с Невского проспекта.
Большая Морская не однажды за свою трехвековую историю меняла название. В очередной раз это произошло в 1920-х годах, когда страну захлестнула эпидемия переименований. Улице присвоили имя Герцена. Тогда же Невский проспект был переименован в проспект 25-го Октября. Владимир Набоков с горечью вспоминал «Проспект какого-то октября куда вливается удивленный Герцен».
На северной стороне улицы находится особняк промышленника
Петра Демидова (номер 43), построенный по проекту Монферрана. Рядом стоит дом княжны Гагариной, одной из известных светских дам (номер 45). Сейчас в этом здании размещается Союз композиторов. Вы можете зайти туда, осмотреть живописный зал, а потом посетить ресторан, расположенный в этом же здании.
Пожалуй, самое известное здание на Большой Морской – это гостиница «Астория», шестиэтажное здание которой было построено в 1911-12 годах архитектором Лидвалем. До революции "Астория" считалось одной из самых шикарных гостиниц России, в ней в разное время останавливались писатель Андрей Белый, американский журналист Дж. Кеннан, английский писатель Герберт Уэллс, генерал Деникин и многие, многие другие знаменитости.
В августе 17-го года в "Астории", получившей название "Петроградская военная гостиница", размещался штаб генерала Корнилова. В ночь на 25 октября того, памятного для России года, красногвардейцы и матросы ворвались в здание через окна первого этажа. После кровавой перестрелки они разоружили, охранявших штаб-офицеров и юнкеров и арестовали группу старших офицеров Генштаба.
В сентябре следующего года, "Астория" стала именоваться "Первым Домом Петроградского Совета" в котором жили руководящие советские бюрократы.
Еще одно примечательное здание на этой улице – бывший особняк Набоковых в доме под номером 47, где сейчас располагается музей писателя Владимира Набокова.
В этом доме знаменитый писатель родился и счастливо жил вместе с родителями вплоть до 15 ноября 1917 года. Стоит почитать его автобиографическую прозу – «Другие берега», чтобы ощутить атмосферу богатого петербургского дома рубежа веков. Сейчас эта атмосфера частично воссоздана в музе писателя.
А ещё Большая Морская славится своими банками. Самый характерный пример – Азовско-Донской коммерческий банк. Первоначально возникший в середине XIX века в Таганроге, банк скоро стал одним из крупнейших провинциальных банков, а к концу 1890-х годов вошел в пятерку наиболее крупных банков страны. Такие капиталы потребовали перенести правление банком в столицу империи. Что и было сделано в 1903 году. Первоначально банк располагался в достаточно скромном здании на Невском, но одновременно приобрел владения номер 3 и 5 по Большой Морской, на которых и начал возведение помпезного сооружения. (Фактически у арки Главного штаба).
Архитектор Лидваль возвел в 1907-09 г.г. настоящую «банковскую крепость» – яркий образец неоклассицистического стиля. Левая часть здания на уровне 1-3 этажей отмечена мощным шестиколонным портиком, а фасады украшены барельефами a la Парфенон.
Декретом СовНаркома РСФСР от 14 (27) декабря1917 года сей капиталистический спрут был национализирован. Но сейчас в здании вновь расположен храм бога Маммона – теперь это Балтийский банк.