"Калипсо" (Calypso). Это слово которое, я знаю, очень у многих сразу вызывает ассоциации с морем, с приключениями и исследованиями. В девяностые, я, как и большинство граждан нашей страны, сидел у телевизора и смотрел передачу "Одиссея капитана Кусто". Возможно этот документальный сериал в то время заронил во многих из нас желание быть ближе к морю.
Название судна - "Калипсо", хорошо отложилось в памяти. Это был символ команды Жака-Ива Кусто, их лаборатория и дом. Сложно представить, насколько близок стал "Калипсо" всем членам команды, как полюбили они свое исследовательское судно. А история его такова...
Судно было спущено на воду во время Второй Мировой войны, в 1942 году. Изначально это был минный тральщик Королевских военно-морских сил Британии. До конца войны он нес службу в составе отряда в Средиземном море, вместо названия имел только буквенно-цифровое обозначение.
В 1947 году судно списали с военной службы и в течение следующих трех лет оно использовалось в качестве парома на Мальте. В это время оно и получило свое гражданское имя "Калипсо", в честь древнегреческой нимфы.
В 1950 году "Калипсо" был выкуплен ирландским миллионером Томасом Лоэлом Гиннессом и передан в пользование Жак-Иву Кусто за символическую плату в виде одного франка в год.
Кусто модернизировал судно и снабдил его оборудованием необходимым для океанографических исследований, дайвинга и подводных съемок. На судне имелась вертолетная площадка, подводные мотоциклы и "ныряющие блюдца".
О них стоит сказать пару слов отдельно. Подводный аппарат "Denise" был спроектирован лично капитаном Кусто и инженером Жеаном Молларом. Внешне похожий на летающую тарелку и прозванный "ныряющим блюдцем" он мог погружаться на глубину до 900 метров. Аппарат вмещал двоих человек, которые управляли им в положении лёжа. Вдвоем, можно было автономно работать на глубине в течение 4 часов. Из соображений безопасности исследователи не погружались на нем на глубины более 300 метров.
"Калипсо" прошло со своим бессменным капитаном более миллиона морских миль, побывало в десятках экспедиций в различных частях света, подарило телезрителям ощущение духа морских приключений.
11 января 1996 в сингапурской гавани "Калипсо" столкнулся с баржей и затонул. В течение 17 дней судно находилось под водой, после чего было поднято и отбуксировано во Францию. В следующем году, скончался лидер команды, капитан Жак-Ив Кусто.
К сожалению, последующие двадцать лет стали для "Калипсо" периодом забвения. В силу различных причин его ремонт затянулся. Из Франции оно было отбуксировано на судоремонтную верфь в Турции. В 2017 году во время ремонта на судне произошел пожар. До настоящего времени информации о восстановлении и спуске на воду легендарного судна не поступало.
Будем надеяться, что старичок "Калипсо" еще не раз выйдет в море и продолжит дело своего капитана...
Спасибо Вам за внимание к статье и поддержку!
Оставайтесь с каналом "Стать Моряком"