Летом 2012 года я обзавелся велосипедом. И, как говорится, потянуло меня открывать неизведанное.
В свое время, отдыхая на даче, я часто обращал внимание на время от времени появляющиеся объявления о запрете нахождения в ряде районов побережья Ладоги в связи с ракетными стрельбами. В середине 2000х объявления перестали появляться - что говорило о том, что скорее всего, военные части, проводившие учения, были расформированы или заброшены.
В итоге я решил прокатиться и посмотреть, что же там было. И долго тянуть с этим не стал - выбрав подходящие выходные, взял велосипед, сунул в рюкзак сухпаёк и покатил на электричку до станции Ладожское Озеро.
Выйдя с электрички, сориентировался по старой генштабовской полуторакилометровке и покатил по песчаной дороге среди сосен.
Песок под колесами велосипеда становился все глубже. Откуда-то с пока еще невидимого озера порывистый ветер приносил шум волн. Внезапно сосны раздвинулись, подлесок поредел и я вышел на вполне приличную асфальтовую дорогу. Прошло несколько минут и передо мной открылся чудесный вид на Озеро. озеро, которое иногда сравнивают с морем...
Дорога петляла между кустов и деревьев, то выходя к берегу озера, то вновь поворачивая в леса. Асфальт ложился под колеса серой лентой, периодически встряхивая колдобинами над водопропускными трубами. Внезапно, за одним из поворотов показалось небольшое и весьма оригинальное караульное помещение.
А это значило, что до моей первой цели - КП полигона ПВО "Черное Озеро" - оставалось совсем немного...
Десяток минут и я на месте. Здание КП было заметно издалека.
Увы, выглядело все весьма печально... выбитые окна, двери, обломки пультов и заросший мхом мини-плац с отметками мест построения руководящего состава при проведении стрельб и учений...
Первый этаж представлял собой царство разрушения и заброшенности. И я начал искать путь на второй - срезанные лестницы все же не помешали мне подняться выше. И вот я на самом верху башенки - в помещении управления стрельбами КП полигона "Черное озеро". Сохранилось, увы, очень мало - табло с боевыми курсами самолетов, да остатки пульта, за которым стояло командование во время учений...
Из огромного окна открывался потрясающий вид на Ладогу. Я не удержался, и в бинокль осмотрел горизонт в поисках целей...
На втором этаже когда-то было что-то вроде такзала. Тактический стол, плакаты с боевыми курсами авиации, схемами работы по полигону, типовыми боевыми задачами учений, сравнительные характеристики, фото и силуэты самолетов вероятного противника...
Однако же, время поджимало - а мне предстояло еще заехать на территорию Огневого городка ВЧ №55473, а потом спуститься примерно километров 30 на юг...
И вот, впереди следующий пункт моей программы.
Выбитые стекла входных дверей, следы пожара. на входе плакат с правилами оказания ПМП при переломах
В соседнем помещении заваленные в кучу наглядные пособия - щиты со схемами ракет и какого-то оборудования...
Такзал на втором этаже. Схема полигона, как и положено. Удивительно, как еще местные не поворовали все кресла?
На третьем этаже НП стрелково-артиллерийского огневого рубежа. Судя по схеме полигона, на рубеже огонь велся в том числе и с стрелково-пушечного вооружения ЗУ - трассировка рельсов для мишеней предусматривала максимальное удаление щитов с мишенями более чем на километр.
Остатки оперативных экранов.. кресла... Битое стекло. И полностью заросший огневой рубеж.
Возле огневой и в самом здании валяются останки обтекателей зенитных ракет, парашютные контейнеры и какое-то другое непонятное оборудование.
Однако время опять поджимает, и бегло осмотрев оставшуюся территорию ВЧ (с зарубкой на память вернуться сюда целенаправленно), полюбовавшись с моста на реку Морье, я помчался дальше по маршруту.
Но дальнейший рассказ о музее Дороги жизни и связанных с этой темой памятниками будет в следующей части моих "Непутевых Заметок". А потому, оставайтесь на канале! До новых встреч!