Некогда земли, составляющие сегодня центральную Россию, были заселены балтскими (на западе Волго-Окского междуречья) и финно-угорскими племенами. Именно колонизация этих земель славянами, принесшими сюда свой язык и культуру, является фундаментом собственно российской истории.
Сама эта земля составляла до поры до времени относительно глухой угол, находившийся на обочине основного торгового пути, вокруг которого изначально росло Русское государство - пути из варяг в греки. От довольно многолюдного среднего Поднепровья её отделяли густые брянские леса, отсюда название - Залесье.
Наиболее ранняя миграция
Заселение центральной России славянами происходило в несколько миграционных волн. Самая ранняя из них пришлась на VI-IX века. В это время сюда проникали отдельные группы славян, отделявшиеся от основного славянского массива на западе и доходившие, согласно данным археологии, аж до Костромской и Нижегородской областей. Историк Валентин Седов считал, что эти ранние переселенцы уже оказывали большое влияние на малочисленное автохтонное население. Так, летописная меря, в землях которой в IX веке упоминается Ростов, была уже не финским, а смешанным славяно-финским племенем. Именно ранние славяне данной волны составили основу, на которую наслаивались более поздние славянские миграционные волны. Основными путями колонизации в условиях отсутствия дорог были реки.
Племенная миграция
В IX-X веках Северо-Восточная Русь и Русский север в широком смысле стали целенаправленно осваиваться крупными славянскими племенами, сформировавшимися к тому времени. На самый север Руси, в район Белоозера, стали проникать ильменские словене (новгородцы). Позже они освоили и берега Северной Двины, став основой поморов.
Значительный вклад в колонизацию внесли кривичи, заселившие север и восток Волго-Окского междуречья, в том числе Суздальское Ополье - сердце будущего Владимирского княжества, а также нижнюю Оку в районе Мурома.
Будущую Москву, южную половину Подмосковья и Рязанщину заселили, в основном, вятичи, которым незначительно помогли радимичи, северяне и донские славяне. В эту эпоху славянские племена можно археологически отличить по женским височным кольцам. Погребальные курганы вятичей найдены и на Боровицком холме (территория Московского кремля), в Коломенском, Царицыно.
Южнорусская миграция
В XII-XIII веках в Северо-Восточную Русь хлынул поток южнорусских переселенцев. Ещё при киевском князе Владимире Мономахе из Киева в Залесье через леса была проложена "прямоезжая" дорога и сообщение стало намного проще. По мере того, как жизнь на истерзанном междоусобицами и половецкими набегами юге становилась всё невыносимей, люди переселялись сюда, в более спокойные земли. В отличие от прежних веков, здесь уже была княжеская власть, вооружённые дружины и укреплённые города. Князья, особенно Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский, всячески способствовали переселению, выдавали ссуды и гарантировали более свободный статус, тогда как в южной Руси многие крестьяне были бесправными смердами.
В результате подобной деятельности в XII веке и вплоть до монгольского нашествия города в Волго-Окском междуречье начали возникать словно грибы. Зачастую города и реки повторяли топонимику Южной Руси, свидетельствуя о происхождении поселенцев. Среди таких примеров два Переяславля (Залесский и Рязанский), Стародуб, Звенигород, Галич, Юрьев, Вышгород, Перемышль, реки Трубеж, Лыбедь, Рпень (Ирпень), Почайна, Сула и Десна. Именно в этот период возвысилось на Руси Владимиро-Суздальское княжество, ставшее ядром современной России и колыбелью великорусской народности.
После монгольского нашествия имело место ещё одна южнорусская волна, связанная с меньшим разорением и более быстрым восстановлением Северо-Восточной Руси. Сюда переехала южнорусская знать с дружинами, а также митрополит киевский и всея Руси Максим, начавший с 1299 года править Русской православной церковью из Владимира. Многочисленные русские дворянские роды ведут своё происхождение от прибывших в этот период черниговских, киевских и других южнорусских бояр и воевод.
Что двигало переселенцами?
Привлекательность Северо-Восточной Руси складывалась из множества факторов. Если сегодняшние украинцы, пытающиеся свести на нет какое-то родство с русскими, скептически вопрошают, зачем людям нужно было ехать на неплодороные "мокшанские болота", то на самом деле надо знать, что в те времена имел место так называемый Средневековый климатический оптимум: климат был теплее и суше. Сельское хозяйство давало вполне себе хорошую отдачу, вдобавок здесь было безопасно и вольно. Многих переселенцев притягивал пушной промысел, обещавший довольно быстрое благосостояние. Иные упорно сопротивлялись крещению и полагали, что здесь им будет проще оставаться язычниками.
Автохтоны
Хотя эти земли принадлежали ранее финно-угорским племенам (меря, мурома, мещера, весь), их влияние на будущий русский народ следует признать небольшим. Плотность дославянского населения была невелика и это неудивительно при едва развитом, в отличие от славян, земледелии, более низком уровне социальной и материальной культуры. На собирательстве, охоте и рыбной ловле особо не расплодишься. Несмотря на отстутствие каких-то военных действий славяне довольно быстро стали численно преобладать, что подтверждается и археологическими данными. Финно-угорские традиции едва прослеживаются в раскопках на Суздальском Ополье и лишь в более северных регионах становятся более заметными. Поэтому какие-либо спекуляции на тему того, что русские - это финно-угры, не более чем политизированное мифотворчество. Да, финно-угры составили определённый субстрат, но такое явление наблюдается везде. Русские - такие же финно-угры, как американцы - индейцы или австралийцы - аборигены.
Если Вам понравилась статья - ставьте лайк, делитесь в соцсетях и подписывайтесь на канал. Таким образом Вы примите личное участие в развитии канала.