Найти в Дзене

(Не)ненависть: как настроить коммуникацию в команде

Термин "токсичносить" в последнее время очень активен в ИТ-сообществе. Особенно этот вопрос волнует джуниоров, которые ищут первую работу программистом: как примут, "будут ли обижать". Разработчики, которые уже пробовали работу в офисе, спрашивают, а нормально ли конкретные ситуации, как реагировать на подколки, отстаивать границы и даже что делать, если принуждают ходить на корпоратив.

Анастасия Распопина, менеджер по коммуникациям в ProxySQL, 5 декабря провела в slack-комьюнити Хекслета слаконар на тему "(Не)ненависть: как настроить коммуникацию в команде?". Мы поговорили о токсичности и борьбе с ней, развитии soft skills, распространении знаний и культуре фидбека.

Полная запись слаконара здесь. А ниже мы размещаем 5 самых важных тезисов и полезных ссылок, которыми поделилась Анастасия:

  1. Слово "токсичный" в 2018 было признано одним из слов года. В Executive несколько вариаций на эту тему, но по факту паттернов такого поведения больше - 8 признаков токсичного человека. Если отношения в компании токсичны, то снижается мотивация решать задачи, а энергия тратится на скандалы и самокопание. Токсичность порождает установка на нетерпимость к другим людям, а по исследованиям Salesforce как раз разношерстные команды и с разным бэкграундом эффективнее всего решают задачи.
  2. В рабочих отношениях необязательно быть хорошим, можно быть просто нейтральным. Нейтральность регламентируется сводом правил, которые есть в компании (они должны быть задокументированы). Сам процесс принятия в команду (onboarding) уже о многом говорит новичку. Сейчас есть практика брошюрки новичка даже в средних организациях (employee handbook), и там прописаны не только манифесты, а конкретные люди, к которым он может обратиться или даже открыто пожаловаться на некорректное обращение. Компании важно иметь анонимный канал связи, где каждый сотрудник может оставить своё обращение. Сотрудник рассказывает правду, как она есть, а руководство видит оперативный фидбэк и точки роста. При этом сотруднику нужно сообщать конструктивную критику: аргументация должна быть подкреплена метриками и направлена на пользу компании. Руководство же должно рассматривать каждый случай обращения персонально.
  3. Коммуникацию и другие soft skills в первую очередь необходимо прокачивать тем, кто видит себя в people management roles. Подробнее о софт скиллах можно прочитать здесь. Ещё можно читать теорию, связанную с общей и адаптированной психологией, практиковаться, а также выходить за рамки ИТ-сферы (это помогает справиться с профдеформацией, расширить границы и получить новые полезные навыки).
  4. Обмен знаниями - очень важный фактор. Важно документировать работу и организовывать важнейшие рабочие документы так, чтобы всё это потом легко находилось. Вы должны быть незаменимы именно в качестве: чтобы "что" мог сделать кто угодно, а "как" правильный был именно у вас. Meeting notes, резюме созвонов надо разбирать и обновлять основную базу знаний, иначе толку в этих заметках мало.
  5. Двусторонняя коммуникация эффективнее односторонней. Фидбек перестают давать, если не видят реальных действий на его основе. Очень хороший модуль по фидбеку есть у Salesforce.