Мама умерла рано. 38 лет. Марине - всего лишь 14. Умирала долго - угасла от туберкулеза. Боролась, казалось, что болезнь отступила, но потом обострение - перестала вставать и - слова: "...жаль музыки..." Без мамы, дочь собрала все углы, которые только возможно, и самое главное - ее недолюбили. Эту недолюбленность, ощущение утраты и щемящее одиночество Марина пронесла через всю свою жизнь. Она пыталась спастись - как могла. Ее никто не мог любить так, как она этого хотела. И заслуживала. Вышла замуж в 20 лет - за Сергея Эфрона - отчаянного человека: будет участником Первой Мировой войны, офицером Белой армии, затем... агентом НКВД, одним из активных участников актов по устранению врагов Советской власти за границей, но, в то же время, человека непрактичного, он совершенно не умел и не хотел зарабатывать деньги на каждодневные потребности семьи - "обыденная" жизнь была не для него.
В отношениях с мужем, Марина была "родителем", а Сергей - "ребенком". Вечно болел, уставал, жаловался на плохое самочувствие - она поддерживала его, подбадривала, а когда у него начинались проблемы, то жена начинала принимать самое активное участие: задействовала связи отца, своих знакомых и т.д. Это она была опорой для Сергея, но не он для нее.
В какой-то момент муж признал, что Марина - это вулкан, а он не способен заставить его извергаться: слаб для этого. Сергей не мог вызвать в ней тех эмоций, которыми она жила. Поэтому у обоих были связи на стороне. У каждого причины были свои: ему - нужно было утешение и поддержка - в разное время к нему приходили на помощь женщины, они спасали его сознание от горя измен жены; Марине - нужна была любовь и эмоции, которые, к сожалению, никто не мог дать в нужной степени: недолюбленность.
Для Цветаевой не имел значения ни пол, ни возраст любимых. Она отдавалась своим чувствам без оглядки, ныряла в них как в омут. Потом выныривала и... разочаровывалась. Снова и снова, снова и снова...
Например, ее роман (дружба?) с Красным командиром: "...- Богатырь. - Малиновый - во всю щеку - румянец - вся кровь взыграла! - вихрь неистовых - вся кровь завилась! - волос, большие блестящие как бусы черные глаза, прЭлЭстный невинный маленький рот, нос прямой, лоб очень белый и высокий. Косая сажень в плечах...," - это Марина пишет в январе 1921. А уже в сентябре того же 1921: "... Сижу и внимательно слушаю свою боль... не только боль, но и молодого красноармейца (коммуниста)... вижу, что это просто зазнавшийся дворник, а прогнать не могу. Слушаю дурацкий хамский смех и возгласы, вроде: - "Эх, чорт! Что-то башка не варит!" - и чувствую себя оскорбленной до заледенения, а ничего поделать не могу..."
Разочарование, боль и одиночество - вечные спутники. От этих периодов жизни остались целые циклы стихов. Например, от романа с поэтессой Софьей Парнок остались прекрасные стихи. Или воспоминания об актрисе Соничке Голлидей. Или одно из лучший стихотворений - "Попытка ревности" - написано Ему, любимому, Родзевичу - Белому офицеру, товарищу Сергея. Едва не ушла к нему, но... не смогла. А он - женился. После его свадьбы Марина помогала ему - отдавала свои последние деньги. ОНА ВСЕГДА ПЫТАЛАСЬ ПОМОЧЬ.
В эмиграции Марину не жаловали. Причин этому много, но одной из них был ее невыносимый характер. Недоброжелатели называли Марину ЦАРЬ-ДУРОЙ, за совершенно феноменальную способность насмерть обижать близких, желающих ей помочь, людей, друзей, да и просто хлопать дверями там, где этого можно было не делать.
Всю сознательную жизнь - с 1914 по 1941 - Марина борется за существование, ей постоянно приходится выживать. Часто она находится в нищете, либо на ее грани, а иногда - на грани голода. Я не смогу назвать ни одного более-менее благополучного в материальном плане периода. Все время какой-то беспросветный мрак и безнадежность. Иногда ее печатают. Иногда - ее любит публика. Иногда...
В моих глазах - она не получила того обожания, какого была достойна при жизни. Многим ее стихи не нравятся: часто произведения называют "выкриками нервной барышни" или просто говорят, что талант поэта в списке ее достоинств не значится.
Марина все время работает - как вол. Ищет деньги. В самые отчаянные годы эмиграции, ее Сережа учится сначала на: 1) философа (заканчивает Университет), а затем - 2) кинооператора (изначально сознавая, что не сможет трудоустроиться). Он совмещает несколько должностей в различных эмигрантских организациях, за которые не получает ни копейки. ОН ТРУДИТСЯ БЕСПЛАТНО. Когда учится, он работать тоже не может - ведь это помешает учебе! Идти на завод или в такси - как делали многие бывшие Белые офицеры - он не может: быстро устает, да и вообще здоровье не позволяет. Марина жалеет его. Думает о нем, беспокоится.
Поэтесса вкалывает. А потом и старшую дочь - Ариадну - приучает к труду: девочка вяжет шапочки, тем и живут. На вязаные шапочки Ариадны, какие-никакие доходы от творчества Марины (редкие грошовые гонорары от журналов, редкую выручку от организации поэтических вечеров и деньги спонсоров, людей, которые любят творчество Марины и им не приятно, что уважаемая ими поэтесса прозябает в нищете, а еще, иногда, были правительственные стипендии на поддержку литераторов - но это не всегда).
Многие современники поражались, как Марина смогла не растерять своего таланта и создать замечательные произведения где-то на полпути между примусом и тазом для стирки белья.
В СССР Марина ехать не хотела: с моей точки зрения, она была очень умной женщиной и понимала, что это вряд ли чем-то хорошим закончится. Ее уговорили дочь, сын и муж Сергей. Точнее, Сергей стал агентом НКВД, принял непосредственное участие в нескольких акциях, потом французская контрразведка им заинтересовалась и ему ничего не осталось, как убежать в СССР. Потом уехала дочь - Ариадна (см. ниже мой Пост про ее разговор с Буниным). Последними уехали Марина с сыном.
Ариадну почти сразу же арестовали и отправили на лесоповал, Сергея держали в тюрьме, а когда фашисты в 1941 подошли к Москве, то его вместе с остальными заключенными тюрем просто расстреляли - чтобы не эвакуировать.
Я долго не мог понять, что заставило эту сильную волевую женщину покончить с собой в 1941 году. Потом стал сторонником версии, что она просто испытала нервный срыв, который привел к глубочайшей депрессии, из которой она просто не смогла найти выхода. Тупик.