Здравствуйте!
Этой статьей мы продолжаем наше знакомство с социальной структурой древнегреческого общества, которое состояло не только из рабов и рабовладельцев, как это нам рассказывали на уроках истории в школе.
Конечно, любовь могла развиться между супругами, но лучшее, на что можно было надеяться, это филиа - общее чувство дружбы/любви; эрос, любовь-страсть, можно было найти в другом месте, по крайней мере для мужчины.
Брак мог быть расторгнут по трем основаниям.
Первым и наиболее распространенным было отвержение мужа (апопемпсис или экпемпсис).
Не было необходимости в каких-либо причинах и ожидалось лишь возвращение приданого.
Второй причиной расторжения было оставление женой семейного очага (апоплепсия), и в этом случае новый опекун женщины должен был выступать в качестве ее законного представителя.
Однако это было редким явлением, в результате чего репутация женщины в обществе была необратимо подорвана.
Третьим основанием для расторжения было то, что отец невесты просил вернуть ему дочь (афарезис), вероятно, чтобы предложить ее другому мужчине с более привлекательным приданым.
Однако этот последний вариант возможен был только в том случае, если у жены не было детей.
Если женщина оставалась вдовой, она должна была выйти замуж за близкого родственника-мужчину, чтобы имущество оставалось в семье.
Разумеется, женщины также были представлены в различных других классах для неграждан.
Группа, по которой на сегодняшний день ученые располагают наибольшей информацией, - это группа секс-работников.
Здесь женщины были разделены на две категории.
Первой и, возможно, самой распространенной была проститутка из борделей (порне).
Вторая - проститутка высшего класса (гетера).
Эти женщины получали музыкальное и культурное образование и часто устанавливали прочные отношения с замужними мужчинами.
Именно эта группа женщин развлекала мужчин (во всех смыслах) на торжественных
Дети и подростки
Дети граждан посещали школы, в которых по учебной программе изучались чтение, письмо и математика.
После освоения этих основ переходили к изучению литературы (например, Гомера), поэзии и музыки (особенно лиры).
Легкая атлетика также являлась одним из важнейших элементов образования молодежи.
В Спарте мальчики, начиная с семилетнего возраста, собирались под присмотром старшего поколения, и усиленно занимались физическими тренировками.
В Афинах молодые взрослые граждане (в возрасте 18-20 лет) должны были нести гражданскую и военную службу, и их образование продолжалось уроками политики, риторики и культуры.
Девочки обучались так же, как и мальчики, но с большим акцентом на танцы, гимнастику и музыкальные достижения, которые можно было бы продемонстрировать на музыкальных конкурсах, религиозных фестивалях и церемониях.
Конечная цель образования девочек состояла в том, чтобы подготовить ее к выполнению своей роли по созданию семьи.
Важной частью воспитания греческой молодежи была педерастия - как в отношении мальчиков, так и девочек.
Это были отношения между взрослым и подростком, которые включали сексуальные, но в дополнение к физическим отношениям старший партнер выступал в качестве наставника для молодежи и обучал их через свой земной практический опыт.
Работники
Греческое общество включало в себя значительно большую долю трудящихся, чем рабов.
Это были частично закрепощенные работники, полностью зависящие от своего работодателя.
Самый известный пример - класс илотов Спарты.
Эти крепостные не являлись собственностью конкретного гражданина - их нельзя было продать как рабов и они часто жили со своими семьями.
Как правило, они договаривались со своим работодателем о передаче части своей продукции ему, а остальное оставляли себе.
Иногда требуемая доля могла быть выше или ниже, а также могли быть некоторые дополнительные преимущества для крепостных, такие как защита и безопасность во взаиморасчетах.
Однако крепостной класс или илоты так и не смогли достичь реальной безопасности, поскольку им был предоставлен небольшой правовой статус или вообще не предоставлялся таковой и с ними жестоко обращались, даже убивали во время регулярных криптий (в Спарте), чтобы посеять страх, который обеспечил бы продолжение подчинения правящему классу.
В определенные периоды, такие как война, илоты должны были служить в вооруженных силах и, хорошо сражаясь, могли даже изменить свою судьбу, или могли вступить в промежуточные социальные группы, которые существовали ниже уровня полноценных граждан и включали таких лиц, как дети со смешанным статусом родителей (например, отец-гражданин, мать-илот).