Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Как Тарковский снимал «Зеркало»

Имя Андрея Тарковского давно стало синонимом интеллектуального кино. Это фильмы не для развлечений, это фильмы для раздумий. В статье в журнале «Советский экран» Тарковского сравнили с хирургом, мысль, сердце и талант которого бьются над проблемой как жить, а не выживать и как сохранить в себе себя. Ещё работая над картиной «Андрей Рублёв», режиссёр замыслил новую историю. Своего рода притчу, в которой его детские воспоминания переплетались бы с событиями в стране и настоящим. В начале семидесятых сценарий был готов, однако съёмки не получились. В 1974 году Тарковский всё-таки добился разрешения и начал снимать «Белый, белый день», который потом станет одним из самых известных советских фильмов.

Снимать картину режиссёр пригласил Георгия Рерберга. Рербергу ещё не было 40, но он был уже настоящим мастером и признанным профессионалом операторского искусства. К тому моменту на его счету было уже четыре совместных работы с Андреем Кончаловским, он снял картину «Золотые ворота» (1969) Юлии Солнцевой, сотрудничал с Виктором Титовым на съёмках «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1971). С Тарковским Рерберг работал впервые, но их сотрудничество определённо сложилось и во многом благодаря оператору фильм оказался таким впечатляющим и узнаваемым. Увы, это оказался единственный общий опыт двух гениев кино: в 1979 году Рерберг и Тарковский начали снимать фантастику «Сталкер», но возникла конфликтная ситуация, из-за которой они всерьёз разругались.

Андрей Тарковский на съемках «Зеркала»
Андрей Тарковский на съемках «Зеркала»

Главную роль, роль своей матери, Тарковский отдал Маргарите Тереховой.

Кадры со съёмок. Маргарита Терехова. На фото справа с Маргаритой Лариса Тарковская, жена Андрея, также снявшаяся в фильме
Кадры со съёмок. Маргарита Терехова. На фото справа с Маргаритой Лариса Тарковская, жена Андрея, также снявшаяся в фильме

Отца сыграл Олег Янковский, а сын Олега, Филипп, появился на экране в образе маленького Андрея Тарковского.

Кадр со съёмок. Филипп Янковский
Кадр со съёмок. Филипп Янковский

Пригласил в новый фильм режиссер и актёра Николая Гринько, с которым поработал уже трижды (в «Ивановом детстве», «Андрее Рублёве» и «Солярисе») и к которому относился очень трепетно. На съёмках был и ещё один «проверенный» артист – Анатолий Солоницын, сыгравший Андрея Рублёва и снимавшийся в «Солярисе». И Гринько, и Солоницына Тарковский снимал и в последующих картинах.

Кадр со съёмок. Николай Гринько, Алла Демидова, Маргарита Терехова
Кадр со съёмок. Николай Гринько, Алла Демидова, Маргарита Терехова

Когда съёмки подходили к концу, Тарковскому пришло в голову другое название – «Зеркало». Зеркало, в котором отразилась вечная женщина, вечная мать и вечная Россия.

Кадр со съёмок
Кадр со съёмок

А как вы воспринимаете этот фильм?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-6