Найти в Дзене
Генезис

Христианство

Христиа́нство — мировая религия, возникшая около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в его историчности.

Христианство — самая крупная авраамическая и мировая религия, как по численности приверженцев, которых около 2,4 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Основные направления в христианстве — католицизм (около 1,2 млрд верующих), православие (около 280 млн.), протестантизм (около 800 млн.), древневосточные православные церкви (монофизитство) и древневосточная Ассирийская церковь Востока (несторианство) (70—80 млн.). В 1054 году произошёл раскол христианской церкви на католическую и православную (древневосточные церкви отделились ранее). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.

Христианство зародилось в I веке в Палестине, первоначально в среде иудеев и арамеоязычного населения в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования получило распространение среди греко-римлян Сирии и других провинций, а затем среди других этнических групп. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян. 11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.

В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году. При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания (см. Миланский эдикт), христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи.

До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

По состоянию на 2015 год число приверженцев христианства во всём мире около 2,4 млрд, в том числе:

  • в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн,
  • в Латинской Америке — около 543 млн,
  • в Северной Америке — 231 млн:
  • США — 160—225 млн,
  • Канада — 25 млн,
  • в Азии — около 350 млн,
  • в Африке — 475 млн,
  • в Австралии и Океании — 24 млн.

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:

  • католиков — около 1,2 млрд, в том числе:
  • около 17 млн католиков восточных обрядов;
  • протестантов — по данным Британники около 412 млн (эксперты Британники не включают в протестантизм англикан (86 млн) и независимые церкви (371 млн)), по данным Исследовательского центра Пью, включающего в протестантизм англикан и так называемые «независимые церкви», — около 800 млн, в том числе:
  • 279 млн пятидесятников;
  • около 88 млн англикан;
  • около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений;
  • 70 млн методистов;
  • 70 млн баптистов;
  • 64 млн лютеран;
  • 16 млн адвентистов седьмого дня;
  • православных около 225 млн;
  • приверженцев древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока) — около 70—80 млн, в том числе:
  • последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн.
-2

Основные черты христианской религии:

  • Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
  • Принятие Бога как абсолютно совершенную Личность — не только абсолютный Разум и Всемогущество, но и неограниченная Благость и Любовь, с Которым человек может всецело соединиться в Таинстве Причащения — «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16).
  • Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).
  • Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, свободного духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Отцом Небесным, как Его дети, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
  • Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании — «..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
  • Смирение — основа христианского миросозерцания — «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23).
  • Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.
  • Учение о всеобщем воскресении людей и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире.
  • Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю — «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3:17), — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело» (Быт. 1:31).

Отсюда можно видеть, что христианство стремится к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одну из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:

  • Существенная метафизичность её содержания
  • Учение о непогрешимости Церкви в вопросах догмата, в силу действующего в Ней во все времена Духа Святого.