После окончания теперь уже классической трилогии «Властелин колец», многие поклонники с надеждой читали все новости, которые так или иначе были связаны с произведениями Профессора Толкина. И в 2012 году, на радость всем фанатам Средиземья, вышла кинолента «Хоббит: Нежданное путешествие».
Это произведение не только положило начало новой трилогии, но и заново вернуло нас в этот волшебный мир. И большая часть поклонников осталась в восторге от фильмов. Но, несмотря на высокое качество, нельзя отрицать и его недостатки.
Одной из главных претензий к киноленте «Хоббит: Нежданное путешествие» является чрезмерное использование графики. Тут мы проведем параллель с предыдущей трилогией Питера Джексона.
Все три фильма «Властелин колец» конечно, тоже использовали компьютерную графику. Но в целом, по соотношению к общему хронометражу графики в них было немного.
Большая часть съемок происходило в естественных условиях. Роли орков и эльфов исполняли настоящие люди. Их внешний вид стал результатом упорного труда гримеров и костюмеров. Благодаря этому, классическая трилогия смотрится и воспринимается органично, даже естественно.
В «Хоббите» же, очень сильно изменился сам съемочный процесс. Теперь большая часть съемок происходила на зеленом или синем фоне. Из-за этого многие пейзажи стали ощущаться неестественными, искусственными. Это также коснулось и батальных сцен, особенно сцены в пещере гоблинов.
Да, причины такого решения вполне понятны и очевидны. Во времена съемок первой трилогии компьютерные эффекты еще не были явлением повсеместным, а потому были очень дорогим удовольствием.
Ко времени, когда начали снимать первую часть фильма «Хоббит», компьютерная графика по своему качеству выросла в разы, и она стала гораздо доступнее и дешевле. И потому стало гораздо проще нарисовать армию орков на компьютере, чем нанимать и заморачиваться с большим числом актеров. Да, использование современных технологий позволило показать то, что раньше было просто невозможно.
Но вместе с тем, «Хоббит» потерял некоторую важную деталь, делавшим его более «настоящим», ламповым. Еще одним недостатком фильма можно назвать то, что, несмотря на не хилый хронометраж, им не удалось, как следует раскрыть персонажей.
Тут главная претензия конечно к гномам. Киноленте не удалось сделать их разными и придать им индивидуальности.
Из тринадцати гномов сразу мы можем выделить Торина, который, действительно выделяется на фоне остальных. Нам, по ходу событий, становится понятна его мотивация. Мы понимаем, что почему ему пришлось ожесточиться, не доверять эльфам. И видим первые предпосылки к его будущему падению.
Тут же можем выделить мудрого Балина, который выступает в качестве голоса разума и совести команды. Он мудр и спокоен. Мы видим, что он уже пережил очень многое. Он прекрасно понимает что, скорее всего это последний шанс вернуться в родной дом.
А теперь напрягите память и попробуйте что-либо сказать про остальных гномов – участников похода. Да, нам показывают, что они все идут за Торином и хотят вернуться в Эребор. Но мы ничего не узнаем о них как о личностях.
Двалин, младший брат Балина всегда суров. И все! Кили и Фили молоды и не серьезны, постоянно спорят между собой. И все. А можно сказать про остальных? Говорить о том, что, хотя бы один из них раскрылся так же, как и Гимли за первый фильм, не приходится.
Есть вопросы и по самому Бильбо. Вначале он предстает перед нами домоседом, и существом абсолютно миролюбивым, который все-таки решает рискнуть и соглашается участвовать в походе. Но очень смущает то, как быстро он преображается.
Из хоббита, который никогда не держал в руках оружия, за короткий срок, он превращается в храбреца, который не боится гигантов троллей. Затем он яростно бросается сражаться с опытным орком, у которого, судя по шрамам на лице, за спиной множество битв. И он умудряется одержать победу, что вызывает еще большее удивление.
Да, мы знаем, что хоббиты несмотря на свой образ жизни и невысокий рост, существа отважные и храбрые. Но вот эту трансформацию Бильбо можно было показать и более интересно.
Одним из главных недостатков фильма, можно считать то, что в нем абсолютно не чувствуется опасности для героев. И тут мы снова сделаем реверс в сторону «Братства кольца». В нем герои переживают множество опасностей. И там, каждая угроза ощущалась реальной. Персонажи кажутся настоящими, не всесильными и бессмертными существами.
Вспомните, как они не захотели идти через перевал Карадрас, боясь попасть в засаду Сарумана. Как только пришло осознание, что в Мории хозяйничают орки, они тут же решают вернуться и идти другим маршрутом. Каждая такая крупная опасность забирает кого-то. Балрог утащил с собой Гэндальфа. Да конечно, потом он вернулся, но тогда мы еще не знали об этом.
А в финальной битве у Амон Хен, Боромир, который уже осознал свою ошибку, допущенную из-за кольца, под могучие звуки своего фамильного рога, смело бросается в бой на защиту хоббитов и в итоге погибает смертью воина.
А теперь сравните с тем, что переживают участники похода Торина. Первая крупная опасность – тролли. И она могла действительно быть таковой, но вся сцена построена таким образом, что воспринимается как комичный эпизод.
А решающее столкновение орков и гномов, в плане зрелищности показана очень круто. Но давайте будем честными – кто-нибудь верил в то, что кто-то умрет? Не подумайте, что мы тут такие кровожадные и требуем смерти персонажей. Но нам кажется, что потеряв эту нить опасности, фильм стал менее интересен.
Продолжением этого недостатка можно посчитать «исключительную живучесть» всех главных героев. Огромные полчища врагов просто не в силах поранить их. Они могут падать в ущелье с огромной высоты, но потом просто поднимаются и бегут дальше, словно и не было ничего.
А битва гномов с гоблинами в пещере превратилась из напряженной в просто зрелищную, где герои, между делом, так убивают толпы гоблинов. В конце сам Азог Осквернитель наносит сильнейший удар палицей по лицу Торина. И знаете что? Да ни что. Торин просто показал, что ему больно и все, хотя такой удар убил бы практически любого.
И такой «сценарный бронежилет» персонажей убивает всю серьезность от сюжета картины, и мешает сопереживать персонажам.
Еще одним минусом фильма можно считать его излишнюю растянутость. Корни этой проблемы, как и многих других, кроется в первоисточнике.
Если вспомнить, одноименная повесть, по своему объему значительно уступала любой книге из трилогии «Властелин колец». Из-за этого сценаристам и режиссеру пришлось проделать титаническую работу для того, чтобы растянуть события маленькой книги на целую трилогию. Но из-за этого, само кино наполнилось множеством ничего не значащих эпизодов, которые нужны только для растягивания хронометража.
По своей сути, «Хоббит: нежданное путешествие» является лишь большим разогревом перед следующими кинолентами. И пусть события дальнейших фильмов вполне оправдали ожидания фанатов, но это не избавляет его от ощущения общей растянутости.
Другим моментом, на который хотелось бы указать – это то, что в этом фильме стало очень много удобных сценарию совпадений и использование приема «Deus Ex Machine».
В «Хоббите: Нежданное путешествие» сразу же на ум приходит сцена того, как владыка Элронд помогает расшифровать карту Торина. Мы узнаем, что прочесть ее можно только в свете луны в той же фазе и в то же время года, когда она была написана. И именно в этот день на небе по случайному совпадению оказалась та же луна, что и двести лет назад.
Да, Элронд прямо говорит, что судьба благоволит вождю гномов и что им видимо было предначертано оказаться в Ривенделле. Но все равно не покидает ощущение общей натянутости этого эпизода.
Или же момент с каменными великанами, которые вдруг решили устроить драку именно тогда, когда отряд героев проходил мимо, подвергая их дополнительной опасности. Да, сцена красивая, и мы увидели во всей красе этих гигантских существ. Но, если убрать ее, то кино ничего практически не теряет.
В первой же пещере, где гномы решили переждать непогоду, оказывается ловушка гоблинов. Тут либо все пещеры оснащены такими раздвижными полами, либо же героям настолько «повезло» оказаться именно в той, в которой ловушка и находилась.
Или же сцена с Великим Гоблином. Гномы стоят на краю гибели и окружены тысячами уродливых гоблинов. И в самый последнюю секунду спасение приходит от вовремя появившегося Гэндальфа. Откуда он узнал, где находится отряд? В какой именно пещере? Как он появился именно в тот момент, когда только он и мог спасти героев? Слишком много совпадений.
Другая претензия к фильму имеет еще более субъективный характер, чем остальные. Это актерская игра Энди Серкиса.
Голлум во «Властелине колец» стал одним из самых узнаваемых образов в мировой культуре во многом благодаря потрясающей игре актера, который даже через графику сумел показать полный спектр эмоций такого сложного и неоднозначного персонажа. Верилось, что это персонаж с трагичной историей. И при этом, при каждом его появлении от него веяло опасностью.
Но тут же, мы наблюдаем больше кривляния, чем хорошую актерскую игру. Да настолько, что в некоторых сценах становится неловко из-за него, и даже стыдно. Это на самом деле печально то, как распорядились актерским талантом этого бесспорно талантливого человека.
Еще одним недостатком является то, что, несмотря на большой хронометраж фильма, в нем очень мало по-настоящему интересных и важных для сюжета событий.
Из таких моментов можно выделить эпизод с расшифровкой карты Элрондом в Ривенделле. Без этой информации весь поход оказался бы бессмысленным.
Другим важным элементом стал финальный эпизод, где мы видим противостояние Торина и Азога. В этой сцене нам ясно дают понять, что оба противника настроены максимально серьезно. Ощущается то, насколько сильно эти двое жаждут убить друг друга. Этим же, нам показывают, что в следующих произведениях их противостояние пройдет красной нитью.
Кроме этих сцен, еще можно выделить эпизод нахождения Бильбо Кольца Всевластия, ведь этот момент окажется очень важным в истории всего Средиземья.
Ну и нельзя отрицать важность рассказа Радагаста о Некроманте и Дол Гулдуре, подкрепленную моргульским клинков. Этим нам дают затравку на будущее, которая в следующих частях трилогии будет занимать далеко не последнее место.
Но кроме этих сюжетных моментов, остальные сцены, по своей сути не оказывают большого влияния на развитие всей истории. И к большому сожалению, все остальное ощущается именно как растягивание хронометража.
Нельзя конечно просто так взять и пройти мимо сюжетных дыр фильма и сцен, которые не вызывают ничего, кроме вопроса «зачем?». Зачем король Трандуил со своими воинами стоял на холме, если он не собирался помогать гномам? Как он узнал о том, что происходит так быстро? Или он рядом со своими солдатами гулял и заглянул на огонек?
Как те же тролли умудрились так долго прожить, если не могли понять, что уже настало утро и давно пора спасаться? Да, в мире Средиземье тролли никогда не претендовали на высокий уровень IQ. Но так и хочется спросить - где же их инстинкт самосохранения?
Про Гэндальфа который не раз покидал путников, и возвращался в самые нужные моменты, мы уже говорили. И конечно же орлы. Почему орлы не могли спустить гномов в более удобном месте? Или же вовсе долететь до Эребора сразу, а преодолевать огромные расстояния пешком?
И такие сюжетные дыры, безусловно, не являются критичными, и не сильно так портят впечатление от просмотра. Но когда вы начинаете анализировать те или иные моменты, такие нестыковки могут подпортить итоговое впечатление от просмотра.
И последней претензией к фильму, хотелось бы указать то, что в нем слишком мало новых, по-настоящему интересных локаций. В первую очередь, конечно, хотелось бы отметить Эребор. Он действительно выглядит величественно, что хочется изучить каждый уголок этого города. Он так и манит к себе, но его в киноленте преступно мало.
Другим интересным местом стали пещеры, в которых обитали гоблины и Голлум. И пусть любопытных деталей там немного, но оно позволило еще более расширить географию Средиземья.
В остальном же, герои посещают те же места, что мы уже видели в предыдущих фильмах. В Шире и Ривенделле мы уже были, плюс множество локаций без конкретной привязки.
Росгобел нам показывают совсем чуть-чуть, а Дол Гулдур во всей красе представится в будущих частях. Все это выглядит немного куцо, особенно по сравнению с теми красотами, что нам представляло «Властелин колец: Братство кольца».
Как и любой фанат Средиземья, мы были безмерно рады в очередной раз отправится в путешествие по этой волшебной стране. Мы были счастливы заново увидеть знакомые пейзажи и героев, с восторгом изучали новые места, и с замиранием дыхания следили за приключениями храбрых гномов и одного хоббита.
Да, этот фильм не совершенен. В нем хватает сюжетных ошибок, нестыковок, а некоторые решения режиссера кажутся очень спорными. Но, несмотря на все вышесказанное, самым главным является то, что благодаря «Нежданному путешествию» мы вновь очутились в этом волшебном мире профессора Толкина.