В комментариях к предыдущей части было озвучено мнение, что перечисляемых исполнителей в этой серии я представляю как неудачников. Меня это зацепило. Честно говоря, вовсе нет. Более того мне любопытны люди разменявшие свою жизнь на творчество, наркотики и алкоголь. При этом для меня тут творчество первично. Неважно нравится мне оно или нет. Любопытно само явление. А еще мне немного грустно от того, что на примерах некоторых личностей я вижу, что жизнь могла бы у них сложиться иначе.
Эту часть я начну с ныне почти забытой группы «Облачный Край». Они же и на заглавной фотографии в Архангельске. Нас тут в первую очередь интересует Сергей Богаев. Вот он на фото.
Про саму группу информации не так уж и много в сети. При этом везде упоминается, что играть на гитаре «Урал» так как играл Богаев, обычный человек не может. Я думаю, никакого секрета тут нет. Будучи электриком, Сергей сам паял то, что ему нужно как в гитарах, так и в примочках.
Хотя играл Сергей, судя по всему не только на «Урале», вот тут вроде он с какой-то загадочной самодельной гитарой.
Пожалуй, одно из главных событий в истории группы случилось в Подольске. Они играли на том знаменитом фестивале. Там же Богаев раздолбал об сцену свою гитару. Для 1987 года ошеломительное событие. Не думаю, что кто-то раньше него ломал инструменты в СССР. Конечно, позже сценический вандализм Курт Кобейн поставит в США на поток. Но там это совсем другая история.
В Подольске «Облачный Край» выступал с вокалистом Олегом Рауткиным. В 90-х он переехал из Архангельска на Украину и чем занимается сегодня, не знаю. Вообще любопытно жив ли он. Судя по интервью 1995 года, трудился в ту пору тренером по волейболу.
Это фото с того же фестиваля. Легендарная гитара «Урал», кто хоть раз держал её в руках, никогда не забудет эти прекрасные мгновения и ощущения.
С карьерой же у группы не сложилось по совершенно загадочным для меня причинам. Они записали несколько альбомов. У них точно выходил винил на «Мелодии». Помогал группе в записи Андрей Тропилло. Писал он кстати «Облачный Край» в то же самое время, что и «Кино», «Зоопарк», «Телевизор», «Аквариум» и еще кучу других групп. По воспоминаниям очевидцев Богаев отлично справлялся не только с работой в студии, но и с работой на сцене.
Вокал же Рауткина отмечал Александр Градский и даже ставил записи «Края» в эфир одной из своих передач на радио. Это сейчас Градский сидит в богомерзком «Голосе», а в ту пору он занимался совсем иными вещами. Но вот не сложилось у группы стать звездами и всё тут. В 90-х Богаев перебрался в Питер, где и прожил до своей смерти в 2011 году. Опять же по воспоминаниям очевидцев с 90-х Богаев всерьез увлекся алкоголем, хотя несколько альбомов он всё же успел записать. Правда, никакого успеха эти записи уже не имели.
На этом снимке Симферополь 1987 года. Второй справа некто Ник Рок-н-ролл. Он же Николай Кунцевич. Человек пёстрой и неоднозначной судьбы. Про него-то и поговорим далее.
Родился Николай в Оренбурге в 1960 году. Там же по некоторым сведениям и собрал свою первую группу «Мазохист». Никаких записей от них, судя по всему не сохранилось. В 80-х Ник переехал в Челябинск учиться на режиссера массовых праздников. В итоге недоучившись, перебрался для начала в Крым. Там он собрал коллектив единомышленников. Вроде бы «Второй Эшелон» даже пару раз где-то выступал. При этом никаких фотографий с концертов мне не попадалось.
В книге Нины Барановской посвящённой Кинчеву мелькает информация о каких-то дебошах учиняемых Ником в Симферополе на гастролях «Алисы». Успокаивал его как раз Константин. Судя по всему фотография, с которой я начал заметки о Нике сделана как раз в тот период. Тогда же в 1987 году Ник с Летовым пытались уговорить «Комету» выпустить их на сцену в Подольске. Из этой затеи ничего не вышло и им пришлось довольствоваться ролью зрителей. При этом в Симферополе на Ника завели уголовное дело, которое окончилось лечением в дурдоме. Далее был переезд во Владивосток и гастроли в Хабаровск, Курган, Тюмень.
Фото из Кургана. 1988 год.
А это уже Тюмень 1988. Фестиваль леворадикальной музыки. Как я понял, пожить Николай успел и в этом городе.
Снова Тюмень. Это уже 1989 год. Ник обнимает Янку Дягилеву.
Вот очень милое фото. Ник в галстуке, а бородатый мужчина, не смотрящий в кадр Александр Верешко. Это ударник из «Комитета Охраны Тепла». Еще одной легендарной группы. Возможно, где-то они играли совместный концерт.
Как ни странно, но, по-моему, Ник никогда и не собирался вписываться в какие-то коммерческие проекты. Человек всю жизнь осознано пытается оставаться в андеграунде. При этом гастролируя по всей территории СССР. Хотя у него были даже концерты и в Израиле, что удивительно. Где сделано это фото не знаю. Возможно в Киеве в 1991 году.
Выступает Ник до сих пор. В отличии от многих панков первой волны он жив и здоров. Живёт где-то с мамой в Тверской области и изредка выбирается на свои собственные концерты. То в Москву, то вот недавно в Симферополь. Еще из примечательных фактов я вычитал, что Ник вместе с Сергеем Гурьевым делали когда-то фестиваль женского вокала в Тюмени под названием «Сирин». Там в своё время много кто выступал. И «Ночные Снайперы», и Юлия Чичерина, и «Рада и Терновник», да много кто. Окончу же я заметку о Нике вот таким снимком. Это он в гостях у Чичериной уже в наше время.
Егор Летов успешно умудрился монополизировать словосочетание «Сибирский панк рок». Хотя по факту вовсе не «Г.О.» принесли панк рок из Сибири в столицу. Фактически первой группой игравшей панк на столичной сцене была ныне почти забытая группа «БОМЖ». Играть они начали ориентировочно в 1984 году. Состав часто менялся. Но главной фигурой команды оставался Евгений Соловьев по прозвищу «Джонник».
Подробной истории о группе я нигде не смог найти. Практически везде встречается одна и та же скупая информация. Но в каждой статье упоминается выступление в Подольске 87 года. По воспоминаниям очевидцев «БОМЖ» тогда знатно прогремел, правда на широкую известность та гастроль никак не повлияла.
Как я понял, в новосибирской группе играли преимущественно математики. Сам Соловьев тоже был вроде как человеком образованным. Уже в 90-х он написал диссертацию, ну и заодно попутно подсел на героин. Защитился ли или нет, не знаю.
В Москве же повторно они играли еще один раз точно на фестивале «СыРок-88». Фото оттуда.
От группы осталось несколько концертных записей и один альбом. Правда и альбомом-то это сложно назвать. Сыграно там всё криво. Опять же по воспоминаниям очевидцев группа куда убедительнее смотрелась на сцене чем в записи.
Выступал «БОМЖ» на концерте памяти Дмитрия Селиванова в 1989 году. Но тут интересный такой факт, что играли они без Соловьева и в новом составе. Почему в 1989 году «Джонник» ушёл из группы я не знаю. Так же как и не знаю, чем группа занимался дальше. Известно лишь, что Соловьёв умер в 2006 году. Занимался ли он музыкой в 90-х неизвестно. Вроде бы писал какой-то роман, но он естественно не издавался, да и, кажется, так и не был дописан. Такая вот история. Что занятно позже некоторые песни «Бомжа» перепевал Сантим из «Банды Четырёх», тоже в общем-то не самая известная группа. О которой я еще обязательно напишу.
Фото же с мемориала Селиванова, где группа играла уже без «Джонника».
Паренек слева это Егор Летов образца 1986 года. Справа сидит Евгений Лищенко по прозвищу «Эжен». Как показывает практика стоит лишь чуть-чуть копнуть и начинают выясняться удивительные вещи. В Омске кроме «Г.О.» благополучно существовала как минимум еще одна группа, добившаяся локальной известности под вывеской «Пик энд Клаксон». Хотя правильнее тут рассматривать не группу, а братьев Лищенко. Именно с ними оказался Летов впервые в своей жизни на большой сцене в Новосибирске в 1987 году.
Первые несколько песен Летов отыграл на барабанах и лишь последние четыре пробыл у микрофона с гитарой. Собственно вот фото с того мероприятия. Егор весь в чёрном с пока еще короткими волосами. Классический образ появится позже.
Запись с того фестиваля в Новосибирске ныне издана. На одном диске сначала идёт единственный альбом «Лечебница» 1986 года, где Летов играл на барабанах у братьев, а бонусом уже само выступление.
Судя по воспоминаниям, в квартире у Лищенко постоянно кто-то тусовался. Кроме Летова там бывала и Янка, и Лукич, и Дмитрий Селиванов. Там же братья и писали свои первые альбомы.
На фото Евгений Лищенко и Янка Дягилева. Евгений умрет от рака легкого в 1990 году, Янка утопится год спустя.
Еще одно фото тех времен. В форме стоит вокалист группы «Путти», на земле сидят Летов, Янка, с гитарой вроде бы Евгений Лищенко.
После смерти Евгения группа была переименована в «Клаксон Гам» где пел младший брат Олег «Бэб» Лищенко. Опять же по воспоминаниям очевидцев после смерти брата «Бэб» пустился во все тяжкие. Был и алкоголь и наркотики.
Группа не выступала на каких-то знаковых фестивалях в двух столицах, но на какое-то время Олег перебирался вроде бы в Питер. Там он толком не сумел зацепиться. В итоге вернулся в Омск.
С моей точки зрения про эту группу никто бы и не узнал, если бы не Егор Летов. Он перепевал несколько песен братьев Лищенко. К примеру «Эй, брат любер» в начале своей карьеры и «Я чувствую себя не в своих штанах» незадолго до собственной смерти.
Как и положено олдовым неформалам, для тусовок Омска конца 90-х «Бэб» был своего рода легендой. Всё-таки и с Летовым писался и с Янкой был дружен. Молодежь его поила портвейном. Изредка где-то выступал. Окончилось всё в 2004 году. По одним данным его подругу изнасиловали и убили, а он после этого повесился у себя дома. По другим у него просто остановилось сердце. Очередная история, где алкоголь и наркотики перевесили здравый смысл.
На этих снимках сложно опознать человека известного как «Силя». Я бы и сам, честно говоря, не опознал. Однако это Сергей Геннадьевич Селюнин.
Родился Сергей в Таллинне в 1958 году. Кстати Селюниных в питерской рокерской тусовке двое. Его родной брат играл на клавишах в группе Задерия «Нате!». С удивлением вычитал эту информацию. Мне-то всегда казалось, что «Силя» в Питере один. Смотрите, какой он был в 1981 году.
В некоторых источниках пишут, что первое выступление группы «Выход» состоялось на первом фестивале Ленинградского рок клуба в 1982 году. Однако тот фестиваль был в 1983 году и там «Выход» не числится в списке участников. Судя по всему, зарождающийся рок клуб всё же проводил какие-то концерты и раннее, но они не были столь массовыми как последующие рок фестивали. В том же 1982 году «Силя» с еще несколькими музыкантами записал свой первый альбом «Брат Исайя». Фото как раз того периода.
Первоначальный состав команды развалился довольно быстро. Гитарист Андрей Заблудовский ушёл играть в группу «Секрет». Андрей Брук отвечавший за перкуссию умер. В 1984 году к «Выходу» присоединился Александр Давыдов из «Странных Игр», но в том же году скончался и он. В общей сложности, наверное, через группу «Выход» прошло около сотни музыкантов. Составы там менялись регулярно.
В итоге к началу 90-х коллектив превратился в полностью акустический. К «Силе» присоединился флейтист Олег Сакмаров известный по работе с Борисом Гребенщиковым, Вячеславом Бутусовым и еще кучей известных музыкантов. И так же в состав вошёл Пётр Акимов. Он играл на виолончели тоже с десятком известных групп. Кстати последний муж Юлии Теуниковой. Удивительно как всё переплетается в истории нашего рока.
Тогда же в начале 90-х был записан, наверное, самый известный альбом «Выхода» - «Не могу кончить». Кстати оформлением альбома занималась Ирина Линник. Роковая женщина в судьбе такого человека как Фёдор Чистяков. Однако не буду забегать вперед.
Что кстати интересно в тот же период «Силя» сотрудничал с Фёдором Чистяковым и музыкантами из команды «Время Любить». Результат этой деятельность можно найти в сети под вывеской «Говнорок». Группа же называлась «Чёрные Индюки».
Музыканты вокруг «Сили» менялись. Он записывал новые альбомы, выступал и собственно выступает, по сей день. Жив, здоров и спокойно себе регулярно катается с акустической гитарой, как по нашей стране, так и по Европе. Недавно вон в Австрии и Германии играл. Феноменальный человек конечно. Стоя у самых истоков Ленинградского рок клуба, будучи знакомым, наверное, со всеми одиозными персонажами нашего рока сам «Силя» так и не добился какого-то серьезного успеха. Впрочем, ему это, по-моему, особенно и не нужно. Пребывание в так называемом андеграунде его вроде полностью устраивает. Фото же 1992 года.
Человека на фото узнать легко. Немного у нас было рокеров с баяном. Это собственной персоной Фёдор Чистяков в 1987 году.
Родился Фёдор в 1967 году в Ленинграде. Подробно переписывать его биографию нет никакого смысла. О Фёдоре много написано и не меньше снято видео. Из недавнего вот отличный фильм, где он и сам рассказывает о себе. Я же выложу несколько хороших фотографий из молодости Чистякова.
Это концерт в Набережных Челнах в 1987 году.
Это Зимний стадион. Ленинград. 6-ой фестиваль Ленинградского рок клуба.
1989 год. МЭИ. Рядом с Фёдором Сергей Гурьев.
Киевский концерт 1988 год.
А это самое начало 90-х. Ирландия. Фёдор успел и в Европу съездить.
За год до трагических событий.
Собственно осенью 1992 года Чистяков перечеркнул взмахом ножа свою карьеру. По какой-то случайности он не убил Ирину Линник и только по этой причине не сел надолго в тюрьму. Просидев около года в «Крестах» Фёдор был отправлен на лечение в психиатрическую больницу. Можно много гадать о причинах побудивших Фёдора напасть на Ирину с ножом, но, по-моему, ответ тут очевиден. Наркотики и алкоголь. В общем-то, в своих воспоминаниях на это указывает и сам Чистяков.
Выйдя из больницы в 1994 году, Фёдор оказался без денег, без группы и без каких-либо перспектив. Какое-то время он вроде даже трудился на заводе. Для вчерашней звезды рок-н-ролла это конечно интересный кульбит биографии. Ведь буквально за 2 года до этого «Ноль» записывал на профессиональной студии свой фактически последний альбом «Полундра!». Им снимали прекрасный клип на песню «Иду, курю», а финансированием всего этого дела занималась контора «МММ». Естественно были и гастроли, и интервью, и показы по центральному телевидению. Теперь же Чистяков был вынужден начинать жизнь с нуля. В итоге он ударился в религию, место алкоголя и наркотиков в его жизни прочно заняла библия и о былой рок-н-рольной славе Чистяков забыл.
Сегодня изредка по радио можно услышать его «Песню о настоящем индейце», нет-нет, да и мелькнет песня «Иду, курю» в исполнении Бориса Моисеева на новогоднем огоньке. Но большие концерты как у «Алисы» или «ДДТ» у Чистякова не бывают. Да и вряд ли ему это нужно. Тем более, совсем недавно он эмигрировал в США.
Вот такая вот получилась сегодня часть. Конечно, можно оспорить то, что «Силя» или Чистяков аутсайдеры, но с моей точки зрения они вполне вписываются в этот контекст. Да и должно же быть что-то позитивное, а то выйдет, что все умерли и рок-н-рол закончился. Вам же спасибо за внимание. Ну и конечно пожелания и дополнения только приветствуются. Правда, следующий пост я хочу написать всё же о женщинах.